г. Краснодар |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А01-2630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) - Ворониной Л.И. (доверенность от 16.03.2018), от заинтересованного лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (ИНН 0105023407, ОГРН 1020100701884) - Кравцовой И.А. (постановление от 27.11.2017 N 210), в отсутствие третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (ИНН 0105068542, ОГРН 1130105000816), общества с ограниченной ответственностью "Наш Город" (ИНН 0105049684, ОГРН 1060105017048), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.04.2018 (судья Шефруков А.З.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А01-2630/2017, установил следующее.
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление) от 30.08.2017 N 20-1 об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства об энергоснабжении (далее - предписание N 20-1).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Восход Сити" и общество с ограниченной ответственностью "Наш Город"
Решением суда от 11.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2018, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что предписание N 20-1 вынесено в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), соответствует критерию исполнимости и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не применили положения Правил N 307 и Правил N 354, определяющих порядок начисления размера платы за отопление в случае, если установленный в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) общедомовой (коллективный) прибор учета выходил из строя и не был введен в эксплуатацию в установленные законом сроки, то есть в течение трех месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации. Суды не учли, что исполнитель услуг - ООО "Восход Сити" был обязан принять меры к своевременному вводу в эксплуатацию вышедших из строя общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в МКД. Суды не дали оценку доводу общества о том, что неправомерность требований, изложенных в предписанииN 20-1, подтверждено письмом Минстроя России от 20.12.2017 N 47920-ЕС/04, которым в ответ на обращение общества даны разъяснения о порядке начисления размера платы за отопление в 2016 году.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Восход Сити" и ООО "Наш Город" не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе, отзыва и дополнения к отзыву.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе, отзыва и дополнения к отзыву, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением ООО "Восход Сити" управление провело внеплановую документарную проверку общества на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при начислении платы за отопление за 2016 год, в ходе которой установило нарушение обществом Правил N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению по МКД, расположенным в г. Майкопе, 6-й переулок, д. 3/1, 7-й переулок, д. 6, ул. Прямая, д. 2-а.
По результатам проверки управление составило акт от 30.08.2017 N 210 и вынесло предписание N 20-1 о необходимости устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства об энергоснабжении посредством проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за 2016 год собственникам помещений в указанных МКД.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание N 20-1 в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541 и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Для определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, действует специальное правовое регулирование.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части расчета платы за отопление разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Кабинет Министров Республики Адыгея постановлением от 14.09.2012 N 194 "О применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению установил применение Порядка расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012. Данный порядок действовал на территории Республики Адыгея до октября 2017 года.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Правилами N 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
На основании пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 01.07.2016.
Таким образом, в части расчета размера платы за отопление правоотношения до 01.07.2016 регулировались Правилами N 307, с 01.07.2016 - Правилами N 354.
Суды установили, что Правилами N 307 и Правилами N 354 установлен одинаковый порядок расчета размера платы при оплате коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года.
В МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно Правилам N 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД, определенного по формуле 3 (1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3 (2).
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60.1 Правил N 354 по истечении трех расчетных периодов, за которые начисление платы за отопление производится в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, плата за эту коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 правил N 354, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Суды установили, что ООО "Восход Сити" является управляющей организацией МКД, расположенных в г. Майкопе по ул. 6-й переулок, 3/1, ул. 7-й переулок, 6, ул. Прямая, 2-а. Все МКД оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии (далее - ОДПУ).
В период с 09.11.2015 по 31.12.2015 в МКД N 3/1 по ул. 6-й переулок ОДПУ выводился из строя, т. е. продолжительность неисправности ОДПУ составила два расчетных периода, в связи с чем объем потребления тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного исходя из фактических показаний ОДПУ за период его шестимесячной работы.
Согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01.01.2015 по 08.11.2015 и исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за период с 09.11.2015 по 31.12.2015 объем потребления тепловой энергии в данном МКД за 2015 год составил 337, 524 Гкал (т. е. 28, 127 Гкал в месяц). Соответственно, именно этим показателем (28, 127 Гкал) надлежало руководствоваться обществу при ежемесячном начислении платы за тепловую энергию в 2016 году.
Вместе с тем, согласно товарным накладным, общество произвело следующие расчеты потребления тепловой энергии за 2016 год: 45,611 Гкал - за январь, 49,640 Гкал - за февраль, 49,640 Гкал - за март, 49,640 Гкал - за апрель, 49,640 Гкал - за май, 49,640 Гкал - за июнь, 44,751 Гкал - за июль, 44,751 Гкал - за август, 44,751 Гкал - за сентябрь, 17,188 Гкал - за октябрь, 56,242 Гкал - за ноябрь, 94,803 Гкал - за декабрь.
Таким образом, общий объем тепловой энергии, предъявленный обществом к оплате по МКД N 3/1 по ул. 6-й переулок за 2016 год, составил 596, 297 Гкал, что на 258, 773 Гкал больше необходимого.
В период с 15.10.2015 по 31.12.2015 в МКД N 6 по ул. 7-й переулок ОДПУ выводился из строя, т. е. продолжительность неисправности ОДПУ составила три расчетных периода, в связи с чем объем потребления тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного исходя из фактических показаний ОДПУ за период его шестимесячной работы.
Согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01.01.2015 по 17.04.2015 и исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за период с 15.10.2015 по 31.12.2015 объем потребления тепловой энергии в данном МКД за 2015 год составил 268, 527 Гкал.
С учетом того, что в данном МКД расположено нежилое помещение (отделение дневного пребывания), на жилые помещения приходится 98,64% от общего объема тепловой энергии, то есть 264, 875 Гкал в год (т. е. 22, 073 Гкал в месяц). Соответственно, именно этим показателем (22, 073 Гкал) надлежало руководствоваться обществу при ежемесячном начислении платы за тепловую энергию в 2016 году.
Вместе с тем, согласно товарным накладным, общество произвело следующие расчеты потребления тепловой энергии за 2016 год: 34, 367 Гкал - за январь, 34, 367 Гкал - за февраль, 34, 367 Гкал - за март, 34, 367 Гкал - за апрель, 34, 367 Гкал - за май, 34, 367 Гкал - за июнь, 30, 983 Гкал - за июль, 30, 983 Гкал - за август, 30, 983 Гкал - за сентябрь, 13, 495 Гкал - за октябрь, 41, 475 Гкал - за ноябрь, 69, 787 Гкал - за декабрь.
Таким образом, общий объем тепловой энергии, предъявленный обществом к оплате по МКД N 6 по ул. 7-й переулок за 2016 год, составил 423, 908 Гкал, что на 159, 033 Гкал больше необходимого.
В период с 26.10.2015 по 31.12.2015 в МКД N 2-а по ул. Прямая ОДПУ выводился из строя, т. е. продолжительность неисправности ОДПУ составила два расчетных периода, в связи с чем объем потребления тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного исходя из фактических показаний ОДПУ за период его шестимесячной работы.
Согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01.01.2015 по 25.10.2015 и исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за период с 26.10.2015 по 31.12.2015 объем потребления тепловой энергии в данном МКД за 2015 год составил 341,873 Гкал (т. е. 28, 489 Гкал в месяц). Соответственно, именно этим показателем (28, 489 Гкал) надлежало руководствоваться обществу при ежемесячном начислении платы за тепловую энергию в 2016 году.
Вместе с тем, согласно товарным накладным, общество произвело следующие расчеты потребления тепловой энергии за 2016 год: 46,436 Гкал - за январь, 35,805 Гкал - за февраль, 35,805 Гкал - за март, 35,805 Гкал - за апрель, 35,805 Гкал - за май, 35,805 Гкал - за июнь, 32,279 Гкал - за июль, 32,279 Гкал - за август, 32,279 Гкал - за сентябрь, 19,450 Гкал - за октябрь, 53,462 Гкал - за ноябрь, 90,761 Гкал - за декабрь.
Таким образом, общий объем тепловой энергии, предъявленный обществом к оплате по МКД N 6 по ул. 7-й переулок за 2016 год, составил 485, 971 Гкал, что на 144, 098 Гкал больше необходимого.
Поскольку в одних расчетных периодах 2016 года общество использовало среднемесячный объем потребления тепловой энергии за 2015 год, в других - норматив потребления, а с октября 2016 года - исходя из фактических показаний прибора учета, управление правильно указало на то, что такой расчет не соответствует способу осуществления расчетов за коммунальную услугу по отоплению при оплате в течение календарного года, а суды мотивированно поддержали позицию управления, отказав обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания N 20-1.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод общества о том, что суды не учли судебную практику по аналогичным делам, подлежит отклонению как заявленный без учета различия обстоятельств, установленных по делам, на которые ссылается общество, и по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу N А01-2630/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.