г. Краснодар |
|
11 декабря 2018 г. |
Дело N А15-3623/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального района "Каякентский район" в лице администрации муниципального района "Каякентский район" (ИНН 0515004398, ОГРН 1020500989640), органов, осуществляющих публичные полномочия: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) и третьего лица - муниципального образования городской округ "город Избербаш" в лице администрации городского округа "город Избербаш", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу муниципального района "Каякентский район" в лице администрации муниципального района "Каякентский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2018 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А15-3623/2017, установил следующее.
Муниципальное образование "Каякентский район" (далее - муниципальный район) обратилось в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра) и к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) с заявлением, в котором просило:
- признать недействительными сведения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) об описании местоположения границ городского округа "город Избербаш" (далее - городской округ), внесенные в ЕГРН на основании решения кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883;
- исключить из ЕГРН сведения о границах городского округа, внесенные в ЕГРН на основании решения органа кадастрового учета от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 (требования уточнены на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), нормах Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и мотивировано следующим. На основании решения от 15.05.2014 кадастровой палатой в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о границах городского округа. Данные сведения внесены на основании Закона Республики Дагестан от 12.03.2012 N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований РД"" (далее - Закон Республики N 13). Между тем границы муниципальных образований названным Законом не установлены, так как из приложений к нему невозможно установить границы объекта землеустройства на местности. Описание границ состоит из дирекционных углов и расстояний между такими углами, оно не содержит сведений о координатах характерных точек объекта землеустройства. Прокуратурой Республики Дагестан 31.05.2016 в Народное Собрание Республики Дагестан принесен протест, который удовлетворен. Правительству Республики Дагестан дано указание разработать проект закона о внесении изменений в Закон Республики N 13. Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ при внесении изменений в сведения ГКН о границах городского округа, последние не были согласованы со смежными муниципальными образованиями, в том числе, с муниципальным районом. В результате постановки границ городского округа на государственный кадастровый учет последнее распоряжается землями, находящимися в кадастровом квартале 95:08:000064, и территориально закрепленными за муниципальным районом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен городской округ.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что на основании Закона Республики N 13 кадастровой палатой принято решение от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 о внесении в ГКН сведений о границах городского округа. Муниципальный район оспорил действия (решение) органа кадастрового учета, ссылаясь на то, что содержащиеся в настоящее время в ЕГРН сведения об описании местоположения границ городского округа внесены в нарушение требований федерального законодательства и нормативных правовых актов Республики Дагестан. По мнению заявителя, сведения о границах городского округа внесены незаконно (они недействительны), это нарушает право муниципального образования на распоряжение территориально за ним закрепленными землями, что влечет исключение таких сведений из ЕГРН. При разрешении спора суды руководствовались нормами Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и Закона N 221-ФЗ, Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение), Порядком описания местоположения границ объекта землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (далее - Порядок), приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 N 503 "Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости". Судебные инстанции исходили из того, что к уникальным характеристикам земельного участка отнесены, в том числе, описание местоположения границ и площадь. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон вносятся в кадастр после проведения землеустроительных работ, только на основании карты (плана) объекта землеустройства. В деле имеется копия карты (плана) границ городского округа, которая является документом, отображающим (в графической и текстовой формах) местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. Карта (план) должна соответствовать требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее - постановление N 621). Карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения его границ и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Описание местоположения границ объекта землеустройства (границ городского округа) содержится в Законе Республики N 13 (часть IV) и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан). Определением от 07.12.2017 по ходатайству муниципального района назначалась судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Региональное Экспертное Объединение". Из содержания экспертного заключения от 16.04.2018 следует, что решение кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 о внесении сведений о границах городского округа в соответствии с Законом Республики N 13 и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан) не противоречит требованиям Закона N 221-ФЗ, а значит, возможно осуществление государственного учета границ городского округа. Описание границ городского округа, указанное на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан, соответствует геодезическим данным, отраженным на странице 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан данным границам городского округа. Отклонив возражения муниципального района на экспертное заключение от 16.04.2018, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое заявителем решение кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 не противоречит требованиям действующего законодательства. Также суд первой инстанции пришел к выводу об избрании муниципальным районом ненадлежащего способа защиты (пункты 53, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). Из содержания заявления муниципального района и обстоятельств дела следует, что имеется спор между муниципальным районом и городским округом о границах двух муниципальных образований по вопросу о праве распоряжения частью смежных земель. При этом муниципальным районом требования по данному делу в порядке главы 24 Кодекса заявлены к органу государственного кадастрового учета без учета того, что спор о границах муниципальных образований не может быть разрешен посредством оспаривания действий по внесению сведений в ГКН. Городской округ (в лице администрации), с которым у муниципального района фактически имеется спор о границах муниципальных образований, не является ответчиком по спору, исковые требования к нему не заявлены. Возникший спор о границах двух муниципальных образований подлежит разрешению с учетом норм о подведомственности и подсудности, соответствующий иск должен быть заявлен к городскому округу. Апелляционный суд дополнительно указал, что обращение в суд с требованием об определении границ земель допускается в случаях наличия разногласий с собственником смежного участка, не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ. Из материалов дела не усматривается и муниципальным районом не представлено доказательств наличия разногласий между представителями публичных собственников (администрациями района и города), не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ. Как видно из материалов дела, Прокурором Республики Дагестан в мае 2016 года в Народное Собрание Республики Дагестан внесен протест на Закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных районов Республики Дагестан"". Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 22.02.2017 N 168-VI НС протест удовлетворен, Правительству Республики Дагестан поручено разработать проект Закона "О внесении изменений в закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан"". В судебном заседании представитель муниципального района подтвердил, что принятие Закона "О внесении изменений в закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан"" разрешит спорную ситуацию, связанную с определением границ муниципальных образований. До настоящего времени изменения в Закон Республики N 13 не внесены, что исключает возможность установления на местности границ муниципальных образований и исключает возможность внесения в ЕГРН изменений в сведения о границах городского округа. Удовлетворение требований муниципального района в рамках данного дела (до принятия Закона Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан") не будет способствовать защите и восстановлению прав заявителя, что влечет отказ в удовлетворении требований. Судебные расходы распределены судами по правилам статьи 110 Кодекса.
Муниципальный район обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Органом кадастрового учета нарушены требования, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме". Названным постановлением предусмотрено, что карта (план), направляемая в орган кадастрового учета на электронном носителе, подлежит заверению уполномоченным лицом. Карта (план) не заверена электронной цифровой подписью изготовившего ее лица, направившего данный документ в орган кадастрового учета. Поэтому содержащиеся в описании границ городского округа сведения, направленные в кадастровую палату, не соответствуют описанию границ, приведенному в приложении к Закону Республики N 13. Правом устанавливать границы муниципальных образований в соответствии со статьей 85 Закона N 131-ФЗ наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, в орган кадастрового учета сведения о границах муниципального образования в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 221-ФЗ направляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а не муниципальное образование. Прокурором Республики Дагестан в мае 2016 года в Народное Собрание Республики Дагестан внесен протест на закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных районов Республики Дагестан"". Протест обоснован тем, что границы муниципальных образований утверждены в нарушение требований действующего законодательства. В каталоге координат отсутствуют сведения о координатах характерных точек "х" и "у" границ объектов землеустройства, в отсутствие которых произвести вынос границ муниципальных образований на местности невозможно. Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 22.02.2017 N 168-VI НС протест удовлетворен, Правительству Республики Дагестан поручено разработать проект закона "О внесении изменений в закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан"". Однако до настоящего времени изменения в Закон Республики N 13 в части описания границ городского округа, равно как и других муниципальных образований, не внесены, что исключает возможность установления на местности границ муниципальных образований. Апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от 11.12.2017 по делу N 33-2747/2017 (с участием муниципальных образований) содержится вывод о том, что указанные выше обстоятельства подтверждают факт неустановления Законом Республики N 13 границ муниципальных образований в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Суды при разрешении спора также не исследовали обстоятельства, связанные с соответствием сведений, содержащихся в Законе Республики N 13 и в документах, направленных в орган кадастрового учета, в частности, карты (плана). Действия суда по назначению экспертизы с постановкой вопросов в сформулированной им редакции свидетельствуют о том, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу. Формулируя вопросы перед экспертами, суд не учел, что городской округ не является законодательным органом Республики Дагестан. При этом ни суд, ни третье лицо не наделены правом самостоятельно устранять пробел в законе, допущенный республиканским законодателем. До настоящего времени надлежаще не установлены границы ни городского округа, ни муниципального района, равно как и других муниципальных образований. Кроме того, по заявлению представителя муниципального района кадастровой палатой была проведена проверка законности внесения в ЕГРН сведений о границах городского округа. Из письма органа кадастрового учета от 20.02.2018 N 11-02516-МС следует, что документы для внесения сведений в ЕГРН направлены без заверения усиленной квалифицированной электронной подписью. Следовательно, орган кадастрового учета должен был направить либо уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН, либо направить в порядке информационного взаимодействия запрос об уточнении представленных данных.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не представлены.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании Закона Республики N 13 органом кадастрового учета принято решение от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 о внесении в ГКН сведений о границах городского округа.
Муниципальный район оспорил действия (решение) органа кадастрового учета, указывая на то, что содержащиеся в настоящее время в ЕГРН сведения об описании местоположения границ городского округа внесены в нарушение требований федерального законодательства и нормативных правовых актов Республики Дагестан. По мнению заявителя, сведения о границах городского округа внесены незаконно (они недействительны), это нарушает право муниципального образования на распоряжение территориально за ним закрепленными землями, что влечет исключение соответствующих сведений из ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не ограничивает заинтересованное лицо в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. В силу статьи 9 Гражданского кодекса граждане и юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление (статьи 1, 11 Гражданского кодекса).
Основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической деятельности) либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Законом N 131-ФЗ регламентируются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов определения границ муниципальных образований в установленном порядке (подпункт 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В силу части 2 статьи 10 Закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
Статья 11 Закона N 131-ФЗ содержит перечень требований, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района (подпункт 14 пункта 1). Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 15 пункта 1). Границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей его территории отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 15.1 пункта 1).
В целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.03.2005 обязаны установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. При утверждении границ муниципальных образований допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. Границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 01.01.2015 (пункт 1 части 1, часть 3 статьи 85 Закона N 131-ФЗ).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Дагестан от 03.09.2015 по делу N 3-35/2015 муниципальному району и обществу с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Русалка"" отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим (в части) Закона Республики N 13. Суд исходил из того, что оспариваемый Закон принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия такого рода правовых актов, права заявителей в области местного самоуправления не нарушает. Судом отклонен довод заявителей о том, что в результате принятия оспариваемого Закона изменены границы муниципального района и городского округа, установленные Законом Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан". Не принят и довод заявителей о несоблюдении требований законодательства, установленных к процедуре изменения границ муниципальных образований в Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 221-ФЗ, действовавшего в спорный период, ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, в том числе сведений о границах муниципальных образований и населенных пунктов.
В ГКН недвижимости вносятся следующие сведения о границах муниципальных образований: описание местоположения границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов (пункты 3, 5 и 6 статьи 9 Закона N 221-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования и границ населенного пункта (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (пункт 5 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения ГКН, который устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел. Согласно пункту 12 названного Порядка запись о границах муниципальных образований в реестре должна содержать: описание местоположения границы муниципального образования (в виде текстового описания местоположения границы муниципального образования и списка координат характерных точек границы муниципального образования); реквизиты закона субъекта Российской Федерации об установлении (изменении) границы муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования; дату внесения (изменения либо аннулирования) кадастровых сведений. Схожие требования предусмотрены и для структуры записи о границах населенных пунктов (пункт 13 Положения).
Если соответствующие сведения не внесены в ГКН в установленные сроки, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в ГКН. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления (часть 7 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
Для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, определением суда первой инстанции от 07.12.2017 назначено проведение землеустроительной экспертизы. Из содержания экспертного заключения от 16.04.2018 следует, что решение кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 о внесении сведений о границах городского округа в соответствии с Законом Республики N 13 и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан) не противоречит требованиям Закона N 221-ФЗ. Эксперты при этом отметили возможность осуществления государственного учета границ городского округа. Описание границ городского округа, указанное на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан, соответствует геодезическим данным, отраженным на странице 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан данным границ городского округа.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 не противоречит требованиям Закона N 221-ФЗ. Оспариваемое муниципальным районом решение принято органом кадастрового учета в соответствии с Законом Республики N 13 и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан). Карта (план) границ городского округа соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право (пункты 53, 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Из приведенных разъяснений следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Судебные инстанции пришли к выводу об избрании муниципальным районом ненадлежащего способа защиты права. Из содержания заявления, поступившего в арбитражный суд, и обстоятельств дела следует, что фактически имеется спор между муниципальным районом и городским округом о границах двух муниципальных образований по вопросу о праве распоряжения частью смежных земель. При этом муниципальным районом требования по данному делу в порядке главы 24 Кодекса заявлены к органу государственного кадастрового учета без учета того, что спор о границах муниципальных образований не может быть разрешен посредством оспаривания действий по внесению сведений в ГКН. Возникший спор о границах двух муниципальных образований подлежит разрешению с учетом норм о подведомственности и подсудности, соответствующий иск должен быть заявлен к городскому округу. Обращение в суд с требованием об определении границ земель допускается в случаях наличия разногласий с собственником смежного участка, не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ. Из материалов дела не усматривается и муниципальным районом не представлено доказательств наличия разногласий между представителями публичных собственников (администрациями района и города), не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ. Как видно из материалов дела, прокурором Республики Дагестан в мае 2016 года в Народное Собрание Республики Дагестан внесен протест на Закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных районов Республики Дагестан"". Протест удовлетворен постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 22.02.2017 N 168-VI НС, Правительству Республики Дагестан поручено разработать проект Закона "О внесении изменений в закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан"". Принятие данного Закона разрешит спорную ситуацию, связанную с определением границ муниципальных образований. Поскольку изменения в Закон Республики N 13 не внесены, исключается возможность установления на местности границ муниципальных образований. Удовлетворение требований муниципального района в рамках данного дела (до принятия Закона Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан") не будет способствовать защите и восстановлению прав (интересов) заявителя.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы муниципального района о незаконности решения кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883, принятого с нарушением требований законодательства о кадастровом учете объектов недвижимости, подлежат отклонению окружным судом с учетом обоснованного вывода судебных инстанций об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты. Судами при разрешении спора установлено, что право муниципального района нарушено по существу не действиями (решением) органа кадастрового учета (перенесшего в ГКН сведения из приложений к Закону Республики N 13). В отсутствие установленных на местности границ муниципальных образований удовлетворение требований муниципального района в рамках настоящего дела (до внесения в установленном порядке изменений в Закон Республики N 13) не приведет к восстановлению прав (законных интересов) заявителя. Суд округа не может не учитывать и вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Дагестан от 03.09.2015 по делу N 3-35/2015, которым муниципальному району отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим (со дня принятия) Закона Республики N 13 (в части описания границ муниципального района и городского округа).
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Муниципальный район освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А15-3623/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение кадастровой палаты от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 не противоречит требованиям Закона N 221-ФЗ. Оспариваемое муниципальным районом решение принято органом кадастрового учета в соответствии с Законом Республики N 13 и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан). Карта (план) границ городского округа соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право (пункты 53, 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф08-10461/18 по делу N А15-3623/2017