Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф08-10461/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А15-3623/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Пучиновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу муниципального района "Каякентский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2018 по делу N А15-3623/2017 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению муниципального района "Каякентский район"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан с требованиями:
о признании недействительными сведений в Едином государственном реестре недвижимости об описании местоположения границ ГО "г. Избербаш, внесенные в ЕГРН на основании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан от 15.05.2014 N 005-301/14-43883;
об исключении из ЕГРН сведений о границах ГО "г. Избербаш, внесенные в ЕГРН на основании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан от 15.05.2014 N 005-301/14-43883,
при участии в судебном заседании:
от муниципального района "Каякентский район" - представитель Адаев М.Ю. по доверенности от 22.05.2018,
в отсутствие представителей Управления Росреестра по Республике Дагестан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан, муниципального образования городского округа "город Избербаш",
УСТАНОВИЛ:
муниципальный район "Каякентский район" (далее - муниципальный район) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Росреестра по Республике Дагестан и к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан о признании недействительными сведений в Едином государственном реестре недвижимости об описании местоположения границ городского округа "город Избербаш", внесенные в ЕГРН на основании решения филиала ФГБУ ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 15.05.2014 N 005-301/14-43883; об исключении из ЕГРН сведений о границах городского округа "город Избербаш", внесенные в ЕГРН на основании решения филиала ФГБУ ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 (с учетом уточнений).
Определением суда от 19.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное образование городской округ "город Избербаш" (далее - ГО "город Избербаш").
Решением суда от 06.06.2018 в удовлетворении требований муниципального района отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Не согласившись с решением суда, муниципальный район обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Управление Росреестра по Республике Дагестан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан, ГО"город Избербаш" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В отзыве на апелляционную жалобу ГО "город Избербаш" возразил по существу доводов муниципального района, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения.
До начала судебного заседания от муниципального района поступили дополнения к апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель муниципального района поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела акт экспертного исследования от 15.06.2018 N 30-а/18. Также просит приобщить к материалам дела копию проекта закона "О внесении изменений в приложение к Закону Республики Дагестан" "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан", копии описаний границ муниципального образования "Дербентский район" Республики Дагестан, копию приказа от 20.10.2010 N 503.
На вопрос председательствующего, представитель муниципального района затруднился дать пояснения относительно невозможности представления в суд первой инстанции акта экспертного исследования от 15.06.2018 N 30-а/18.
В судебном заседании установлено, что представитель муниципального района обратился в экспертное учреждение 29.05.2018 и 15.06.2018 изготовлен акт экспертного исследования. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения представителя муниципального района в суд с заявлением об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с необходимостью обращения в экспертное учреждение. Из содержания протокола судебного заседания от 28.05.2018 не усматривается, что представитель муниципального района сообщил суду о намерении обратиться 28.05.2018 в экспертное учреждение.
На основании части 2 статьи 268 АПК РФ, пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства муниципального района о приобщении к материалам делу дополнительных документов. Представитель муниципального района не обосновал невозможность представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции по уважительным причинам. Представленный муниципальным районом в обоснование своей позиции акт экспертного исследования изготовлен после принятия оспариваемого определения и не мог быть оценен в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представленные копии проекта закона "О внесении изменений в приложение к Закону Республики Дагестан" "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" и приложенные к нему копии описаний границ муниципального образования "Дербентский район" Республики Дагестан не могут быть оценены судом апелляционной инстанции в качестве доказательств по делу, поскольку проект закона не является правовым актом, носит информационный характер о возможном тексте будущего закона.
Кроме того, представленный проект закона и приложенные к нему описания земель и планы границ земельных участков относятся к землям городского округа МО "Город Дагестанские Огни", что не имеет отношения к настоящему спору.
Представленная копия приказа от 20.10.2010 N 503 с приложенным требованием является нормативным актом и находится в открытом доступе в сети интернет, необходимость в приобщении копии данного документа к материалам дела отсутствует.
Таким образом, представленные муниципальным районом дополнительные документы к материалам дела не приобщаются и не оцениваются судом апелляционной инстанции, будут находиться в материалах дела.
В судебном заседании апелляционным судом исследован довод муниципального района об отсутствии в материалах дела протокола судебного заседания от 01.06.2018. Апелляционным судом установлено, что определением суда первой инстанции от 11.05.2018 судебное заседание назначено на 29.05.2018. В судебном заседании 29.05.2018, с участием представителей муниципального района и ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Дагестан, объявлен перерыв до 30.05.2018 в связи с заявлением муниципального района об отводе судьи. 30.05.2018 после рассмотрения вопроса об отводе судьи, в судебном заседании объявлен перерыв до 01.06.2018. В судебное заседание 01.06.2018 представители сторон не явились, в связи с чем аудиопротоколирование судебного заседания не велось в соответствии с четвертым абзацем пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации". В материалах дела на странице 14-15 том N 7 содержится протокол судебного заседания датированный 29.05.2018-01.06.2018. Протокол составлен в соответствии с положениями статьи 155 АПК РФ.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя муниципального района, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании Закона Республики Дагестан N 13 от 12.03.2012 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" принято решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан от 15.05.2014, которым в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах городского округа "город Избербаш".
Не согласившись со сведениями в Едином государственном реестре недвижимости об описании местоположения границ городского округа "город Избербаш", внесенных на основании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Дагестан от 15.05.2014, считая сведения недействительными, муниципальный район обратился в арбитражный суд с заявлением о признании сведений недействительными, просит исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах городского округа "город Избербаш".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований муниципального района, исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), действовавшего в спорный период, сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон подлежат внесению в обязательном порядке в государственный кадастр недвижимости. Такие сведения вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N618 (далее - Положение). Приведенное постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 действовало в период подачи заявления ГО "город "Избербаш" о внесении оспоренных заявителем сведений в ГКН.
В соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение) орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден. Для внесения сведений о границах населённых пунктов в ГКН в соответствии с пунктом 11 Положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат. Согласно ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) территории населённых пунктов, а также территориальные зоны являются объектами землеустройства.
Для определения координат характерных точек границ объектов землеустройства, необходимо выполнить землеустроительные работы, такие как описание местоположения границ объектов землеустройства. В результате таких работ подготавливается соответствующая землеустроительная документация - карта (план) объекта землеустройства (ст.20 Закона N 78-ФЗ). Форма и требования к её составлению определены постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
При проведении землеустройства необходимо руководствоваться также Порядком описания местоположения границ объекта землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом Порядка материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, формируются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных (далее - ГФД), полученных в результате проведения землеустройства.
Для внесения в ГКН сведений о границах объектов землеустройства, карта (план) формируется в электронном виде в формате XML, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 N 503 "Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости" (далее - Приказ).
Согласно пункту 4 Приказа, в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости при представлении в электронном виде документов должна применяться электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП), сертифицированная в соответствии с законодательством российской Федерации и совместимая со средствами ЭЦП, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
При формировании электронного вида карты (плана) объекта землеустройства необходимо учитывать приказы Росреестра от 24.03.2011 N 1/83 "О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде", а также от 08.02.2012 N П/54 "О внесении изменений в приказ Росреестра от 24.03.2011 NП/83".
На официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в рубрике /Государственные услуги/ государственный кадастровый учёт недвижимого имущества/ Бланки, XMLсхемы, размещена информация об актуальности xml-схем для формирования xmlдокументов и нормативно-распорядительных документов, устанавливающих требования к документам в электронном виде при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, сведения о границах населённых пунктов и территориальных зон вносятся в кадастр после проведения землеустроительных работ, только на основании карты (плана) объекта землеустройства.
Статьей 4 Закона N 78-ФЗ установлены основания проведения землеустройства. К указанным основаниям относятся: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, судебные решения, а также договоры о проведении землеустройства.
В представленных на исследование материалах, имеется копия карты (плана) границ муниципального образования "город Избербаш" Республики Дагестан. Данная карта (план) является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики, при этом она должна соответствовать требованиям утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621. Карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание местоположения границ объекта землеустройства МО "город Избербаш" содержится в Законе Республики Дагестан от 12.03.2012 N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований РД и о внесении изменений в закон РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" (часть IV) и приложений к нему (стр.3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан).
Определением суда первой инстанции от 07.12.2017 по ходатайству муниципального района назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Региональное Экспертное Объединение" (г. Краснодар). На разрешение эксперта с учетом исправительного определения суда от 12.12.2017 поставлены следующие вопросы: 1) возможно ли осуществление государственного кадастрового учета границ ГО "город Избербаш" на основании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 15.05.2014 N 005-301/14-43883, принятого в соответствии с Законом Республики Дагестан от 12.03.2012 N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан) с учетом описания исходных геодезических координат, а также межевых координат "Х" и "У" границ ГО "город Избербаш" на основании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 15.05.2014 N 005-301/14-43883; 2) соответствуют ли описание границ ГО "город Избербаш", указанное на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан геодезическим данным, отраженным на страницы 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан данным границам ГО "город Избербаш".
Из содержания заключения эксперта от 16.04.2018, полученного судом 24.04.2018, следует: 1) принятое филиалом ФГБУ ФКП "Росреестра по РД" решение от 15.05.2014 N 005-301/14- 43883 о внесении сведений о границах ГО "город Избербаш", в соответствии с Законом Республики Дагестан от 12.03.2012 N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований РД" и приложений к нему (стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан), не противоречит требованиям ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости, а значит осуществление государственного учета границ ГО "Город "Избербаш" - возможно; 2) описание границ ГО "город Избербаш", указанное на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан, соответствует геодезическим данным, отраженным на странице 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан данным границам ГО "город Избербаш".
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от 15.05.2014 N 005-301/14-43883 "О внесении сведений о границах ГО "город Избербаш", принятого в соответствии с Законом Республики Дагестан от 12.03.2012 N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований РД и о внесении изменений в закон РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" и приложений к нему (стр.3009 и 3010) Собрания законодательства Республики Дагестан), не противоречит требованиям ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Довод муниципального района о том, что экспертное заключение содержит ссылки на утратившее силу постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 (ред. от 05.10.2010) "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" отклонен судом первой инстанции.
Соответствующее заявление в орган кадастрового учета ГО "город Избербаш" согласно учетно-контрольной карточки филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД датировано 12.12.2013 и получено органом государственного кадастрового учета 17.01.2014, что подтверждается штампом входящей корреспонденции от 20.01.2014 N 161-14, то есть до утраты законной силы постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 618.
Отклонен довод муниципального района о выходе эксперта за пределы поставленных вопросов в части выводов о том, что сведения описания границ ГО "город Избербаш" на стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства РД соответствуют сведениям о границах ГО "город Избербаш", содержащимся в ЕГРН. В заключении эксперта по второму вопросу делается вывод о том, что описание границ МО "город Избербаш", указанное на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан, соответствует геодезическим данным, отраженным на странице 3010 Собрания законодательства РД данным границам МО "город Избербаш". Какой-либо вывод экспертом о соответствии описания границ ГО "город Избербаш" на стр. 3009 и 3010 Собрания законодательства РД сведениям о границах ГО "город Избербаш", содержащимся в ЕГРН в указанном заключении не делается.
В экспертном исследовании от 16.04.2018 по данному делу установлено соответствие требованиям утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" в отношении подготовленной карты (плана) границ Муниципального образования "город Избербаш" Республики Дагестан. Из протокола проверки документов от 15.05.2014 следует, что при проверке учетного дела N 1-05/14-2494 не были установлены нарушения, представленные материалы дела соответствовали требованиям ФЗ N221 "О государственном кадастре недвижимости". Заключением эксперта от 16.04.2018 также установлено, что отображение в графической части описания границ МО "город Избербаш" Республики Дагестан, поворотные точки окружной границы имеет сквозную нумерацию от точки с N1 до точки с N131, и по внутреннему контуру от точки с N1 до точки с N5. Геоданные, отраженные на странице 3010 Собрания законодательства РД, также имеют сквозную нумерацию от точки с N1 до точки с N131, и по внутреннему контуру от точки с N1 до точки с N5. Общее количество поворотных точек по описанию границ МО "город Избербаш", указанное на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан, соответствует, общему количеству поворотных точек, отраженных на странице 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан. Внутренний контур полностью совпадает с описанием границ МО "город Избербаш", указанного на странице 3009 Собрания законодательства Республики Дагестан с описанием геоданных указанных на странице 3010 Собрания законодательства Республики Дагестан, а также со сведениями, содержащимися в ЕГРН РД.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что муниципальным районом избран ненадлежащий способ защиты прав.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке, с привлечением в качестве ответчиков лиц, между которыми возник спор о границах земельных участков. Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Из содержания заявленных требований муниципального района и обстоятельств дела следует, что в данном случае имеется спор между муниципальным районом и третьим лицом по данному спору администрацией ГО "город Избербаш" о границах двух муниципальных образования. При этом муниципальным районом требования по данному делу в порядке главы 24 АПК РФ заявлены к органу государственного кадастрового учета.
Муниципальным районом не учтено, что спор о границах муниципальных образований не может быть разрешен посредством оспаривания действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости. Администрация ГО "город Избербаш", с которым у муниципального района фактически имеется спор о границах муниципальных образований, не является ответчиком по данному спору, исковые требования к нему не заявлены.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что спор об установлении границ земель двух районов в данном случае не приведет к разрешению спора о праве на эти земли.
Обращение в суд с требованиями об определении границ земель допускается в случаях наличия разногласий с собственником смежного земельного участка, не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ.
Из материалов дела не усматривается и муниципальным районом не представлено доказательств наличия разногласий между собственниками земельных участков (администрациями районов) не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя муниципального района, Прокурором Республики Дагестан в мае 2016 в Народное Собрание Республики Дагестан внесен протест на закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных районов Республики Дагестан"" с указание на то, что границы муниципальных образований утверждены в нарушением действующего законодательства, требований Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 N 688, а именно в каталоге координат отсутствуют сведения о координатах характерных точек "х" и "у" границ объектов землеустройства, в отсутствие которых произвести вынос границ муниципальных образований на местности не представляется возможным.
Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 22.02.2017 N 168-VI НС удовлетворен протест Прокурора Республики Дагестан, поручено Правительству Республики Дагестан разработать проект закона "О внесении изменений в закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан".
В судебном заседании представитель муниципального района подтвердил, что принятие закона "О внесении изменений в закон Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" разрешит спорную ситуацию, связанную с определением границы муниципальных районов. По настоящее время изменения в названный закон не внесены, что исключает возможность установления на местности границ муниципальных образований и исключает возможность внесения изменений в сведения в ГКН о границах ГО "город Избербаш".
Таким образом, удовлетворение требований муниципального района в рамках настоящего дела (до принятия закона Республики Дагестан "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан") не будет способствовать защите и восстановлению прав муниципального района.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отказать в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела новых документов.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.06.2018 по делу N А15-3623/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3623/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф08-10461/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: "Муниципальный район "Каякентский район"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация городского округа "город Избербаш", Адаев Магомед Юсупович, Нуродинова Шахрузат Абдуразаковна, ООО "Региональное Экспертное Объединение"