г. Краснодар |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А15-1545/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Кварц" (ИНН 2614020394, ОГРН 1082646000260), ответчика - государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Туристский центр "Уркарах"" (ИНН 0511004051, ОГРН 1040500940479), третьего лица - Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Туристский центр "Уркарах"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.06.2018 (судья Ахмедова Г.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А15-1545/2018, установил следующее.
ООО "Кварц" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ГБУ РД "ТЦ "Уркарах"" (далее - учреждение) о взыскании 996 611 рублей 22 копеек основного долга, 34 232 рублей 92 копеек процентов, 24 915 рублей 28 копеек штрафа и 15 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан.
Решением суда от 19.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2018, принят отказ истца от иска в части взыскания 34 232 рублей 92 копеек процентов и 24 915 рублей 28 копеек штрафа, производство по делу в указанной части прекращено. Исковое заявление в части взыскания основного долга удовлетворено. С учреждения в пользу общества взыскано 996 611 рублей 22 копейки основного долга и 15 тыс. рублей судебных расходов по оплате услуг представителя.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что после заключения контракта и приемки выполненных работ денежные средства, предусмотренные на цели контракта, не поступали, поэтому не представилось возможности профинансировать выполненные работы. Вина учреждения в неоплате выполненных обществом работ отсутствует. Суды неправомерно не привлекли к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Республики Дагестан. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, на учреждение незаконно возложена обязанность по оплате исполненного контракта.
Поскольку участвующие в деле лица не оспаривают вывод судов первой и апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу, то судебные акты в данной части не являются предметом исследования суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол от 20.09.2017 N 0103200008417005574) заключили государственный контракт от 03.10.2017 N 0103200008417005574 (далее - контракт) на выполнение работ по ремонту крыши здания, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Дахадаевский район, село Уркарах, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта согласована сторонами в пункте 2.1 контракта и составила 996 611 рублей 22 копейки.
Срок выполнения работ по контракту со дня подписания контракта в течение 10 календарных дней (пункт 3.1 контракта).
В силу пункта 2.6 контракта оплата по контракту осуществляется в следующем порядке: по факту выполнения работ на основании акта приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счета и счета-фактуры с приложением документации, подтверждающей объем выполненных работ, в течение 15 календарных дней со дня подписания данного акта.
В пункте 5.1.1 контракта стороны предусмотрели обязанность заказчика обеспечивать оплату выполненных подрядчиком работ в соответствии с условиями контракта.
По результатам исполнения контракта подрядчик выполнил, а учреждение приняло предусмотренные контрактом работы на сумму 996 611 рублей 22 копейки, что подтверждается подписанными сторонами актами о сдаче-приемке работ по формам N КС-2 и КС-3. Однако заказчик выполненные подрядчиком работы по контракту не оплатил.
Претензия общества с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, оставлена учреждением без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты выполненных обществом работ в полном объеме, а также отсутствие возражений относительно объема, качества и стоимости работ, суды сделали обоснованный вывод о наличии условий для удовлетворения исковых требований общества.
Довод жалобы о том, что учреждение не имеет возможности оплатить задолженность в связи с отсутствием финансирования, отклоняется судом кассационной инстанции. Отсутствие у лица, финансируемого из бюджета, находящихся в его распоряжении денежных средств, не является основанием для освобождения от исполнения гражданско-правового обязательства по контракту в виде оплаты выполненных работ и само по себе не свидетельствует о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Оплата по возмездному договору не может быть поставлена в зависимость от перечисления учреждению денежных средств от третьих лиц.
Ссылка учреждения на наличие оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Республики Дагестан признается судом кассационной инстанции несостоятельной. Контракт заключен исключительно для нужд учреждения, заказчиком (стороной) по контракту выступило учреждение, следовательно, в рамках контракта общество выполнило работы для самого учреждения.
В рассматриваемом споре учреждение заключило договор подряда с целью выполнения ремонта здания, в котором осуществляется уставная деятельность, то есть действовало от своего имени как юридическое лицо, приобретающее по заключенной им сделке соответствующие права и обязанности. Министерство финансов Республики Дагестан стороной спорного контракта не является, в связи с чем основания для привлечения его к участию в деле в качестве соответчика отсутствуют.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А15-1545/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.