г. Краснодар |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А32-33739/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8910003576, ОГРН 1058900661192), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - администрации Кущевского сельского поселения Кущевского района, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2018 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-33739/2016, установил следующее.
Администрация Тазовского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ управления, выраженный в сообщении от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3705, в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:100, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, ул. Прохладная, 14;
- возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кущевского сельского поселения Кущевского района.
Решением суда от 06.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.07.2017 решение от 06.02.2017 и постановление от 03.05.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 23.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований администрации отказать. Податель жалобы указывает, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию права документов регистрирующий орган выявил их не соответствие законодательно установленным требованиям. Администрация не представила для регистрации государственный акт на землю, не подтвердила право пользования земельным участком. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и сложившейся практике, сделаны без учета доводов и возражений сторон.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 23.05.2016 администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:17:1402033:100, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, станица Кущевская, ул. Прохладная, 14.
В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок заявитель представил постановление главы администрации Степнянской территории Кущевского района Краснодарского края от 24.03.1994 N 97 "О выделении земельного участка администрации Тазовского района Тюменской области на 4-й резервной территории станицы Кущевской для строительства жилых домов" (далее - постановление от 24.03.1994 N 97), постановление главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 25.03.1994 N 153 "О разрешении строительства жилых домов администрации Тазовского района Тюменской области в станице Кущевской на 4-й резервной территории" (далее - постановление от 25.03.1994 N 153).
В соответствии с постановлением от 24.03.1994 N 97 заявителю выделен земельный участок площадью 7,2 га в станице Кущевской на 4-й резервной территории, предписано оформить техническую документацию на строительство в Управлении архитектуры и градостроительства.
Постановлением администрации муниципального образования Кущевский район от 08.10.2015 N 1042 (далее - постановление N 1042) внесены изменения в постановление от 25.03.1994 N 153 в части площади земельного участка (уменьшена с 7,2 га до 2,1 га), адресов и кадастровых номеров земельных участков.
28 ноября 1994 года администрации выдано разрешение N 39 на выполнение строительных работ.
Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 04.06.2015, расположенного на земельном участке площадью 3301 кв. м, полностью заложен фундамент, процент готовности объекта составляет 70%.
По результатам проведения правовой экспертизы документов государственный регистратор на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) направил в адрес администрации сообщение от 01.07.2016 N 23/006/801/2016-3705 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Полагая, что действия управления являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 названного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов (статьи 9 и 13 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации права (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Основанием для обращения заявителя в суд послужил вывод управления о том, что на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Как разъяснено в пункте 24 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции от 25.01.2013 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73), в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Государственный акт подтверждает лишь имеющееся право на земельный участок, не являясь при этом правоустанавливающим документом.
Отсутствие такого государственного акта (правоподтверждающего документа) само по себе не означает отсутствия у администрации прав пользования в отношении земельного участка, если он был выделен в бессрочное (постоянное) пользование в установленном законом порядке в соответствии с законодательством, действовавшим в 1994 году.
В силу ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса РСФСР право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Однако государственный акт не является правоустанавливающим документом. Предоставление земельных участков производится на основании решения соответствующих органов власти или органов местного самоуправления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2000 N 4328/99 и от 29.08.2006 N 16465/05).
Пунктом 24 постановления N 73, предусмотрено, что положение пункта 4 статьи 25 Закона N 122-ФЗ о том, что право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек.
В силу положений статьи 127 Конституции Российской Федерации, статей 7 и 13 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановления, принятые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам своего ведения, обязательны для исполнения арбитражными судами и применения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о незаконности действий управления и наличии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований. Правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных администрацией документов, не имелось.
Позиция судов в обжалуемых судебных актах соответствует правоприменительной практике суда кассационной инстанции, применяемой при пересмотре судебных актов судов нижестоящих инстанций принятых с участием данных сторон по делам с аналогичным предметом спора (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2017 по делу N А32-33948/2016, от 10.07.2017 по делу N А32-33739/2016, от 24.11.2017 по делу N А32-33740/2016, от 04.09.2018 по делу N А32-33950/2016).
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали их выводы.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А32-33739/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.