г. Краснодар |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А15-750/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" (ИНН 2632800485, ОГРН 1112651005037), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795), третьего лица - индивидуального предпринимателя Сиражудиновой З.М. (ИНН 056014022254, ОГРНИП 310056202800057), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2018 (судья Тагирова З.Т.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А15-750/2018, установил следующее.
АО "Дагестанская сетевая компания" (далее - общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление) о признании недействительным решения от 23.11.2017.
Решением от 30.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие оснований для введения полного ограничения режима потребления электроэнергии при наличии у потребителя задолженности; извещение потребителя о введении ограничения режима потребления электроэнергии и получение соответствующей заявки от гарантирующего поставщика. По мнению подателя жалобы, прекращение передачи электроэнергии позже указанного в заявке и уведомлении времени не нарушает права потребителя; при получении заявки на частичное ограничение режима потребления электроэнергии, дополнительной заявки на введение полного ограничения не требуется.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление приняло решение от 23.11.2017, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Нарушение выразилось в том, что общество в нарушение установленного порядка полностью прекратило подачу электроэнергии индивидуальному предпринимателю Сиражудиновой З.М. (далее - предприниматель).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Общество является субъектом естественной монополии.
Согласно пункту 1 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Правила N 442) в подлежащей применению редакции ограничение режима потребления - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются Правилами; частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с Правилами; полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с Правилами.
В силу пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится, в том числе, при неисполнении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 9 Правил частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно. При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя. Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления. В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя, то исполнитель вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в Правилах.
Согласно пункту 12 Правил N 442 при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию: вид ограничения режима потребления (частичное или полное); дата и время вводимого ограничения режима потребления; уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении); наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления; адрес, по которому производится ограничение режима потребления; технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии); номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления; причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 442 акт о введении ограничения режима потребления составляется в 3 экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем. В случае отказа потребителя либо инициатора введения ограничения от подписания акта в акте делается соответствующая запись.
Как видно из материалов дела, 27.06.2017 обществу от ПАО "ДЭСК" поступила заявка о введении ограничения режима потребления электроэнергии с приложением уведомления от 20.06.2017 в адрес предпринимателя о наличии на 20.06.2017 задолженности по оплате электроэнергии в размере 60 074 рублей 67 копеек, необходимости самостоятельного ограничения режима потребления электроэнергии до величины, не превышающей 70% среднесуточного договорного потребления электроэнергии с 10 часов 30.06.2017 до 10 часов 03.07.2017. В уведомлении также указано, что в случае неоплаты задолженности 03.07.2017 будет произведено принудительное ограничение режима потребления электроэнергии.
Суды установили, что данное уведомление не подписано уполномоченным представителем ПАО "ДЭСК"; в приложенном к письму реестре заявок на ограничение режима потребления электроэнергии в отношении предпринимателя указаны дата заявки - 20.06.2017 и дата отключения - 06.07.2017.
Сведения о направлении и вручении уведомления предпринимателю отсутствуют. В акте от 20.06.2017 указано на отказ предпринимателя расписаться в получении уведомления, при этом в акте не указаны номер, дата и содержание уведомления, от получения которого предприниматель отказался. Доказательства направления уведомления предпринимателю иными способами отсутствуют.
Работник общества составил акт от17.07.2017 о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объекта предпринимателя 17.07.2017 в 17 часов в отсутствие предпринимателя.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество совершило предусмотренные Правилами N 442 действия по введению частичного и полного ограничения потребления электроэнергии в отношении предпринимателя в установленные в заявке сроки (с 30.06.2017 по 03.07.2017 - частичное ограничение, с 03.07.2017 - полное ограничение). Заявка на полное ограничение режима электропотребления 17.07.2017 в отношении предпринимателя обществу от поставщика не поступала. Доказательства, подтверждающие наличие у предпринимателя задолженности за потребленную электроэнергию на 17.07.2017 отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что 17.07.2017 общество в нарушение предусмотренного Правилами N 442 порядка произвело полное отключение электроэнергии в отсутствие соответствующей заявки от ПАО "ДЭСК", без предварительного уведомления об этом предпринимателя и в его отсутствие.
Положение о том, что потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно; в случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется, содержится в редакции пункта 8 Правил N 442, которая начала действовать в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 N 624 по истечении 120 дней после дня официального опубликования данного постановления (31.05.2017), с 29.09.2017.
При таких обстоятельствах суды пришли правильному выводу о том, что управление доказало нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и обоснованно отказали в удовлетворении заявления. Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
В связи с тем, что при подаче кассационной жалобы государственная пошлина обществом не уплачена, с общества в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А15-750/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Дагестанская сетевая компания" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.