г. Краснодар |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А32-389/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 12.02.2018), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горбач Сергея Эдуардовича (ИНН 234600870230, ОГРНИП 306234613900012), краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (ИНН 2309026706, ОГРН 022301619790), Головко Константина Александровича, Листикова Ивана Семеновича, Идрисбаева Станислава Тимуровича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 (Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-389/2018, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просил признать незаконным отказ управления, выраженный в письме от 12.03.2018 N 23/153/001/602/2017-656, в государственной регистрации договора от 23.11.2017 N 0000005474 аренды земельного участка площадью 58 026 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Незамаевское", секция 2, контур 150, а также возложить на уполномоченный орган обязанность осуществить государственную регистрацию указанного договора (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбач С.Э. (далее - глава хозяйства), краевое государственное казенное специализированное учреждение "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (далее - учреждение), Головко К.А., Листиков И.С., Идрисбаев С.Т.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции указали, что оспариваемый отказ, содержащийся в письме от 12.03.2018 N 23/153/001/602/2017-656, соответствует нормам земельного законодательства. Суды исходили из отсутствия у государственного регистратора сведений о том, что договор аренды заключен с соблюдением установленной законом публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Департамент не представил в управление документы, подтверждающие правомерность заключения с главой хозяйства договора аренды от 23.11.2017 N 0000005474.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что предоставление земельного участка в аренду произведено с соблюдением процедуры, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Заявления о намерении участвовать в аукционе от Головко К.А., Листикова И.С., Идрисбаева С.Т. поданы в ненадлежащей форме, в связи с чем не подлежали учету при определении процедуры предоставления участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса. Иных заявлений о намерении участвовать в аукционе не поступило. Договор от 23.11.2017 N 0000005474 аренды земельного участка заключен в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса.
В отзыве управление указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 12.10.2017 на основании заявления индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горбач С.Э. на официальном сайте департамента и официальном сайте госзакупок (www.torgi.gov.ru) опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601000:588, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Незамаевское", секция 2, контур 150, а также о возможности подачи заявки в письменной форме на участие в аукционе.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0601000:588 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, о чем 23.10.2012 в ЕГРН внесена запись N 23-23-30/037/2012 (т. 1, л. д. 36).
На основании договора поручения от 25.09.2017 N 111 полномочия по опубликованию извещения, подготовке, организации и проведению торгов в форме аукциона переданы учреждению (т. 1, л. д. 17 - 22).
Согласно протоколу от 13.11.2017 N 1 по электронной почте в учреждение поступили заявки Головко К.А., Листикова И.С., Идрисбаева С.Т. о намерении участвовать в аукционе (т. 1, л. д. 30, 31). Поступившие заявки переданы в департамент (т. 1, л. д. 29).
Указанные заявки уполномоченный орган не учитывал при определении процедуры предоставления земельного участка, поскольку они поданы в ненадлежащей форме.
23 ноября 2017 года департамент (арендодатель) и индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбач С.Э. (арендатор) подписали договор N 0000005474 аренды земельного участка площадью 58 026 кв. м (кадастровый номер 23:24:0601000:588), расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Незамаевское", секция 2, контур 150 (т. 1, л. д. 102 - 110).
Департамент обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 23.11.2017 N 0000005474 (т. 1, л. д. 98 - 101).
8 декабря 2017 года регистрирующий орган на три месяца приостановил государственную регистрацию сделки (уведомление N 23/153/001/602/2017-656; т. 1, л. д. 96, 97)
Сообщением от 12.03.2018 N 23/153/001/602/2017-656 управление уведомило департамент об отказе в государственной регистрации сделки, ссылаясь на нарушение пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 139, 140).
Департамент, полагая, что отказ в государственной регистрации сделки не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Статья 39.18 Земельного кодекса устанавливает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями применимых при проверке законности оспариваемого отказа норм Закона N 218-ФЗ, правомерно указали, что представленные регистратору документы не позволяли установить наличие оснований для осуществления регистрации спорного договора. Государственная регистрация 08.12.2017 приостанавливалась на три месяца (т. 1, л. д. 96, 97). Доказательств, свидетельствующих об устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, департамент не представил, поэтому оспариваемый отказ соответствует статье 27 Закона N 218-ФЗ.
Доводы жалобы департамента не принимаются судом округа.
Пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса предусматривает, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган принимает решение о проведение аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В представленном на государственную регистрацию договоре аренды от 23.11.2017 содержалось указание на протокол N 1 приема заявлений о намерении участвовать в аукционе от 13.11.2017 (т. 1, л. д. 102). В названном документе зафиксированы поступление по электронной почте в установленные извещением сроки заявлений Головко К.А., Листикова И.С., Идрисбаева С.Т. и передача этих заявлений в департамент (т. 1, л. д. 30, 31). С учетом содержания названных документов у государственного регистратора имелись основания для приостановления государственной регистрации. Поскольку в течение срока приостановления решение уполномоченного органа по поступившим заявлениям не представлено, государственный регистратор правомерно отказал в проведении государственной регистрации договора аренды.
Департамент, ссылаясь на нарушение порядка и формы подачи заявлений не учитывает, что в силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса данное обстоятельство требовало принятия решения о возврате заявлений. Такое решение государственному регистратору не представлено.
С учетом изложенного основания для отмены решения от 16.05.2018 и апелляционного постановления от 17.09.2018 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А32-389/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.