г. Краснодар |
|
14 января 2019 г. |
Дело N А32-4438/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бровиной Ольги Николаевны (ИНН 233700457346, ОГРН 313233702900040) - Репкина И.В. (доверенность от 09.08.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 08.11.2018), от третьего лица - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Шматовой Ю.В. (доверенность от 09.07.2018), в отсутствие третьего лица - публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бровиной Ольги Николаевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2018 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-4438/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бровина О.Н. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным содержащегося в письме от 30.10.2017 N 52-39136/2017 отказа в предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 31,7 га с кадастровым номером 23:15:0403003:7 и земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 12,2 га с кадастровым номером 23:15:0403003:10, расположенных по адресу: Краснодарский край, Крымский район, в границах СХПК "Сопка Героев" и возложении на департамент обязанности заключить с обществом договоры аренды указанных земельных участков сроком на 49 лет.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "Кубаньэнерго".
Решением от 25.05.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 04.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0403003:10 ограничен в обороте ввиду его нахождения в границах государственного регионального природного зоологического заказника "Крымский". Земельный участок с кадастровым номером 23:15:0403003:7 также не может быть предоставлен в аренду на новый срок, поскольку на нем расположены две опоры "ВЛ 500кВ Кубанская - Тамань" энергообъекта "Сооружение электросетевого Энергомоста Российская Федерация - полуостров Крым. Высоковольтная линия 500 кВ "Кубанская-Вышестеблиевская (Тамань) с расширением подстанции 500 кВ Кубанская, строительство подстанции 500 кВ Вышестеблиевская". На момент рассмотрения спора строительство данного объекта завершено (разрешение на ввод в эксплуатацию от 21.12.2017 N 00-000-0625-2017МС);
на объект зарегистрировано право государственной собственности Российской Федерации, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 08.02.2018 внесена запись N 23:00:0000000:1216-23/044/2018-1. Земельные участки под опорами энергообъекта не сформированы и не выделены из состава земельного участка с кадастровым номером 23:15:0403003:7; предоставление земельного участка в аренду заявителю нарушит права и законные интересы собственника энергообъекта.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что предприниматель имеет право на получение спорных земельных участков в аренду на новый срок. Наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0403003:7 опор линий электропередач возлагает на предпринимателя обязанность предпринимать меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий, но не является препятствием для его передачи в аренду. Вывод судов об ограниченности земельного участка с кадастровым номером 23:15:0403003:10 в обороте в виду того, что он находится в границах государственного регионального природного зоологического заказника "Крымский" является ошибочным. Суды не учли, что согласно заключению кадастрового инженера от 21.05.2018 указанный участок находится в зоне интенсивного природопользования, в которой допускается ведение сельского хозяйства (растениеводства, животноводства), в том числе сельскохозяйственного использования. Позиция министерства природных ресурсов Краснодарского края (письмо от 29.09.2017) об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду предпринимателю не может быть принята судами во внимание, поскольку министерство не является уполномоченным органом по распоряжению спорными участками.
В судебном заседании представитель предприниматель поддержал доводы жалобы, представитель департамента указал на отсутствий оснований для отмены принятых по делу судебных актов. Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" дал пояснения по обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 29.12.2017 администрация муниципального образования Крымский район (арендодатель) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бровин В.Н. (арендатор) заключили договор N 8845000031 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору передан во временное владение и пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 12,2 га с кадастровым номером 23:15:0403003:10, для сельскохозяйственного производства, сроком до 29.12.2017.
Соглашением от 27.06.2016 права и обязанности арендатора по договору аренды N 8845000031 переданы предпринимателю.
29 декабря 2017 года администрация муниципального образования Крымский район (арендодатель) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бровин В.Н. (арендатор) заключили договор N 8845000032 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору передан во временное владение и пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 31,7 га с кадастровым номером 23:15:0403003:7, для сельскохозяйственного производства, сроком до 29.12.2017.
Соглашением от 27.06.2016 права и обязанности арендатора по договору аренды N 8845000032 переданы предпринимателю.
Договоры и соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
20 сентября 2017 года предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов на новый срок указанных участков.
Письмом от 30.10.2017 N 52-39136/2017 департамент отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду на новый срок. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0403003:7 пересекает проектируемая линия электрических сетей напряжением 500 кВ к ПС "Кубанская" с охранной зоной, а земельный участок с кадастровым номером 23:15:0403003:10 является изъятым из оборота ввиду его расположения в зоне интенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения "Крымский государственный зоологический заповедник".
Предприниматель, полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Закона (в редакции, действующей на момент подачи заявления) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц - указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика; 4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2015 N 573-р АО "Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы" определено единственным исполнителем работ, связанных с проведением инженерных изысканий, проектированием, строительством объектов электросетевого хозяйства и выполнением пусконаладочных работ на этих объектах в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, в том числе по строительству объекта "Высоковольтная линия 500 кВ Кубанская - Вышестеблиевская (Тамань) с расширением подстанции 500 кВ Кубанская".
В целях обеспечения исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 23.04.2015 N ДК-П9-2759, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 09.07.2015 N 465 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тамань".
Права на земли, используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами. В отношении таких объектов устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий последних. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 89 Земельного кодекса).
Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Такие участки, предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2). Размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи зависит от ее напряжения и контура проекции опоры на поверхность земли (пункты 3, 4), а земельные участки (их части), используемые в период строительства воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине такой линии электропередачи, ширина которой зависит от расположения осей крайних фаз. Конкретные размеры названных участков определяются в соответствии с проектной документацией (пункт 8).
По смыслу приведенных норм, размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Использование земельных участков в целях сельскохозяйственного производства непосредственно под опорами линий электропередачи невозможно, в связи с чем у предпринимателя отсутствует право на приобретение в собственность участков, необходимых для размещения указанных объектов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что нормативный акт, предусматривающий размещение объекта энергетики, часть конструктивных элементов которого находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:15:0403003:7, являлся действующим в связи с чем его положения подлежали учету при рассмотрении заявления предпринимателя. Заключив, что в настоящее время спорный объект возведен (разрешение на ввод в эксплуатацию от 21.12.2017 N 00-000-0625-2017МС), на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись N 23:00:0000000:1216-23/044/2018-1), суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о предоставлении земельного участка площадью 31,7 га с кадастровым номером 23:15:0403003:7 в аренду; о предоставлении участка иной конфигурации и площади предприниматель не заявил.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пункт 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ устанавливает, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного Закона.
Согласно пункту 2.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.11.2011 N 1327 "Об утверждении Положения о Крымском государственном зоологическом заказнике регионального значения" (далее - Положение) целью заказника (регионального природного зоологического заказника "Крымский") является сохранение, восстановление, воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, прежде всего охотничьих ресурсов, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Краснодарского края, иных ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении объектов животного мира, среды их обитания, путей миграции, мест зимовки, сохранение восстановление и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, грибов и лишайников, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Краснодарского края, под держание экологического баланса территории.
Пунктами 1.2, 1.4, 2.1 - 2.2.8 Положения установлено, что заказник является особо охраняемой природной территорией краевого значения, имеет биологический (ботанический и зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, а также видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях. Границы и особенности режима особой охраны заказника учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
Проанализировав приведенные нормы, установив, что земельного участка с кадастровым номером 23:15:0403003:10 находится в границах государственного регионального природного зоологического заказника "Крымский", судебные инстанции заключили, что предоставление указанного земельного участка для осуществления сельскохозяйственного использования противоречит указанным ограничениям. Установив названные обстоятельства, суды сделали вывод об отсутствии оснований для заключения договора аренды на новый срок.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует закону, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0403003:7 опор линий электропередач возлагает на предпринимателя обязанность предпринимать меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий, но не является препятствием для его передачи в аренду, отклоняется судом округа, поскольку сделан без учета технических характеристик энергообъекта, а также требований пункта 3 статьи 89 Земельного кодекса, пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пунктов 2, 3, 4 и 5 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486.
Ссылка предпринимателя на то, что согласно заключению кадастрового инженера от 21.05.2018 земельный участок с кадастровым номером 23:15:0403003:10 находится, в том числе в зоне интенсивного природопользования, в которой допускается ведение сельского хозяйства (растениеводства, животноводства), в том числе сельскохозяйственного использования, отклоняется судом округа, поскольку не исключает нахождения данного участка в границах территории особо охраняемой природной территорией краевого значения, использование которой осуществляется с ограничениями.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 01.06.2018 и апелляционного постановления от 04.09.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А32-4438/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.