г. Краснодар |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А77-813/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Салаватова Мавсура Гиланиевича (ИНН 200800101170, ОГРНИП 304202509900067), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Салаватова Мавсура Гиланиевича на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.06.2018 (судья Зубайраев А.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А77-813/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Салаватов М.Г. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (далее - управление) о признании незаконным отказа от 09.11.2017 N 20/012/301/2017-1729 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 30 га, расположенным по адресу: Чеченская Республика, Наурский район, ст. Калиновская; возложении на управление обязанности по государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком; взыскании с управления материального ущерба (упущенной выгоды) в размере 144 млн рублей (с учетом изменения предмета заявленных требований - т. 2, л. д. 4 - 10).
Решением от 19.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует требованиям нормативных актов, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Оригиналы необходимых документов для проведения государственной регистрации предприниматель не представил. Заявитель о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельном участке как ранее учтенном в управление не обращался. Временное регистрационное свидетельство на право пользования землей от 15.10.2001 N 226А содержит сведения о виде пользования как постоянном, тогда как заявитель просит зарегистрировать право собственности.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 19.06.2018 и постановление от 19.09.2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Заявитель указывает, что во временном регистрационном свидетельстве на право пользования землей от 15.10.2001 N 226А, указано, что свидетельство выдано предпринимателю, в решении ОМС с. Калиновская от 08.10.2001 N 525 вид пользования землей указан - постоянное (из земель ОМС ст. Калиновская Салаватову М.Г. КФХ "Казбек"); за предпринимателем зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство "Казбек", что указывает на взаимосвязь предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства "Казбек". Податель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что согласно выписке из ЕГРИП от 13.10.2017 Салаватов М.Г. является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным налоговым органом 08.05.2003, а также вывод об отсутствии отношений правопреемства между указанными субъектами предпринимательской деятельности. Заявитель ссылается на решение от 08.10.2001 N 525 перерегистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, образованного в 1992 году местными органами самоуправления ст. Калиновской; указывает, что в соответствии с частями 5-10 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные ими документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Также, суды сделали неверный вывод о том, что представленные "цветные светокопии" юридической силы не имеют.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили. Участники процесса явку представителей не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Салаватов М.Г. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ОГРНИП по состоянию на 07.09.2017.
28 июля 2017 года предприниматель обратился с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок общей площадью 30 га, расположенный по адресу: Чеченская Республика, р-н Наурский, ст. Калиновская.
Управление направило уведомление от 09.08.2017 N 20/012/301/2017-1729 о приостановлении государственной регистрации с указанием, что представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица.
Предприниматель 06.10.2017 подал заявление о предоставлении дополнительных документов.
Управление 09.11.2017 направило сообщение об отказе в государственной регистрации N 20/012/301/2017-1729, поскольку нарушения указанные в уведомлении от 09.08.2017 N 20/012/301/2017-1729, не устранены (т. 1, д. д. 116 - 119).
Предприниматель, считая действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок незаконными, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Кодекса, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 21 Закона N 218-ФЗ установлены общие требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в числе которых представление на государственную регистрацию подлинников документов и надлежаще заверенных копий актов органов государственной власти, которые после осуществления государственной регистрации права подлежат возврату заявителю (действовал в рассматриваемом периоде).
Согласно частям 1, 2 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или), государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации от 09.08.2017, сообщения об отказе в государственной регистрации от 09.11.2017 и подтверждается доводами предпринимателя, изложенными в его жалобе на имя руководителя управления от 29.09.2017, на государственную регистрацию представлены копии документов, изготовленные на цветном принтере.
Подлинники документов на государственную регистрацию не представлены, что является самостоятельным основанием для приостановления государственной регистрации права, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 2018-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется только при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
С заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке заявитель в управление не обращался. Такие действия также требуют представления подлинников правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимое имущество.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 28.07.2017, заявителем на государственную регистрацию представлены: временное регистрационное свидетельство от 15.10.2001; план-схема от 15.10.2001; решение о перерегистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 08.10.2001 N 525; акт от 20.06.2000 N 220; решение администрации ст. Калиновская N 23 от 25.02.1998; свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе от 08.05.2003; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.04.2004 N 186; квитанция об оплате государственной пошлины от 28.07.2017; заявление о государственной регистрации права собственности от 28.07.2017; документы, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Одним из документов-оснований осуществления государственной регистрации недвижимости являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Форма временного регистрационного свидетельства на право пользования землей от 15.10.2001, светокопия которого представлена на государственную регистрацию, указанными правовыми актами не утверждена, не относится к числу правоустанавливающих документов.
Кроме того, на прилагаемом к временному регистрационному свидетельству на право пользования землей от 15.10.2001 плане-схеме передаваемого земельного участка подпись главы сельского органа местного самоуправления заверена печатью органа местного самоуправления районного уровня.
Временное регистрационное свидетельство на право пользования землей от 15.10.2001 содержит сведения о виде пользования землей, обозначенном как постоянное, тогда как заявитель обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Указанное временное регистрационное свидетельство выдано на основании решения администрации станицы Калиновская "О перерегистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" от 08.10.2001 N 525, которое не является документом, устанавливающим права на земельный участок, в том числе не содержит описание недвижимого имущества, вид подлежащего государственной регистрации права, и издано в отношении юридического лица, тогда как с заявлением о государственной регистрации права собственности истец обратился как физическое лицо.
Кроме того, подпись главы сельского органа местного самоуправления на указанном решении заверена печатью органа местного самоуправления районного уровня, в решении имеются ссылки на статьи 12, 13, 14 и 40 Земельного кодекса Российской Федерации, который на тот момент еще не был принят, а положения статей 12, 13, 14 и 40 Земельного кодекса РСФСР признаны утратившими силу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Из содержания представленной на государственную регистрацию светокопии с копии решения администрации станицы Калиновская от 25.02.1998 N 23 следует, что на основании заявления учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства "Казбек" Салаватова М.Г., Калиновский орган местного самоуправления решил выделить дополнительно земельный участок размером 25 га из земель фонда ОМС к ранее выделенному земельному участку 5 га на том же поле.
Решение подписано главой администрации ст. Калиновская X. Дунаевым, подпись которого заверена печатью администрации Наурского района Чеченской Республики.
Согласно статье 58 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей по состоянию на 25.02.1998) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собственность или в аренду. Решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районным (городским, в административном подчинении которого находится район) Советом народных депутатов по представлению сельских Советов народных депутатов.
Решение администрации ст. Калиновская от 25.02.1998 N 23 в нарушение статьи 58 Земельного кодекса РСФСР издано сельским органом местного самоуправления.
В решении администрации ст. Калиновская от 25.02.1998 N 23 в нарушение статьи 58 Земельного кодекса РСФСР не указан вид права, на котором предоставлен земельный участок и не указано лицо, которому предоставляется земельный участок.
Указанное решение не содержит описание земельного участка, позволяющее его идентифицировать, в том числе не содержит сведения о категории земель, к которым относится спорный земельный участок.
6 октября 2017 года предпринимателем повторно представлены выполненные на цветном принтере светокопии ранее представленных документов, а также государственный акт на право пользования землей от 30.11.1992, согласно которому в бессрочное пользование крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Казбек" в Наурском районе выделяется 5 гектаров земли.
Правовой статус крестьянско-фермерского хозяйства регламентировался Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которому после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица. Предприниматель обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок как физическое лицо.
В указанном акте отсутствуют реквизиты решения, которым предоставлен земельный участок и экспликация земель, как того требовало постановление Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 (с изм. от 25.01.1999) "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Представленные предпринимателем в дело в обоснование титула владельца изъятого земельного участка документы: государственный акт на право пользования землей от 30.11.1992 А-1 N 942353, временное регистрационное свидетельство на право пользования землей от 15.10.2001 N 226, свидетельствуют о праве на оспариваемый земельный участок крестьянского (фермерского) хозяйства "Казбек".
Заявителем по делу, согласно выписке из ЕГРИП от 13.10.2017, является предприниматель, зарегистрированный в качестве такого налоговым органом 08.05.2003, наличие отношений правопреемства между указанными субъектами документально не подтверждено.
Из материалов дела следует, что предпринимателем не предприняты необходимые меры по кадастровому учету земельного участка, определению его границ на местности, по перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком размером 5 га на право аренды или собственности, как того требует пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и регистрации права на дополнительно закрепленные за предпринимателем 25 га земли.
Отсутствие у предпринимателя надлежащим образом оформленного вещного права на земельный участок, на который претендует заявитель, и оснований для удовлетворения требований о компенсации ущерба в связи его изъятием констатировано вступившими в законную силу судебными актами: Арбитражного суда Чеченской Республики от 13.08.2014 по делу N А77-1885/2013, 18.02.2016 по делу N А77-955/2015, решением Арбитражного суда города Москвы от 07.03.2018 по делу N А40-180574/17-23-1593.
Судами правильно установлено, что в соответствии со статьей 21 Закона N 218-ФЗ необходимые документы предпринимателем не представлены.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона.
Административным органом решение об отказе принято правомерно на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Заявителем к регистрирующему органу предъявлено требование о возмещении ущерба в размере 144 млн рублей, рассчитанного как упущенная выгода в связи с неполученной арендной платой в размере 10 рублей за квадратный метр за земельный участок 30 га с января 2014 года по дату обращения в суд (уточнения иска от 11.04.2018).
Согласно пункту 1 статьи 62 Земельного кодекса убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статьей 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательств или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статья 15 Гражданского кодекса).
Таких доказательств предпринимателем в отношении органа, чьи действия оспариваются в настоящем деле, суду не представлено.
Судебные инстанции, учитывая совокупность всех установленных по делу обстоятельств, нашедших надлежащее подтверждение на момент рассмотрения данного спора, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия управления соответствует требованиям закона и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Основания для отмены (изменения) решения от 19.06.2018 и апелляционного постановления от 19.09.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 19.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу N А77-813/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьей 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательств или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статья 15 Гражданского кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2019 г. N Ф08-10897/18 по делу N А77-813/2017