г. Краснодар |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А32-21859/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 77085003727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 04.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Иосифиди Л.Л. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2018 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-21859/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Туапсенефтепродукт" (в настоящее время ООО "РН-Морской терминал Туапсе"; далее - общество) о взыскании 467 674 рублей 12 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением от 20.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2018, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обязанность по внесению платы не может быть возложена на ответчика, поскольку истец не доказал вину общества в простое вагонов на путях общего пользования. Кроме того, по ряду вагонов простой был вызван объективными причинами (погодными условиями).
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что он не заявлял доводов о нарушении ответчиком технологических норм выгрузки. Спорные вагоны простаивали на путях общего пользования в ожидании их подачи на пути необщего пользования в связи с занятостью фронта выгрузки, то есть ввиду занятости путей ранее поданными вагонами, о чем свидетельствуют памятки приемосдатчика и другие первичные документы, представленные железной дорогой. Выводы судов об отсутствии доказательств вины ответчика в простое вагонов не соответствуют материалам дела. Суды необоснованно освободили общество от ответственности за простой ряда вагонов из-за непогоды. В данном случае непогода не может быть признана обстоятельством непреодолимой силы. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что задержка вагонов произошла по вине железной дороги, несвоевременно убиравшей поданные после выгрузки вагоны с путей необщего пользования.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части.
Как видно из материалов дела, железная дорога и общество заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1 - 6 при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД. Условия договора определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015. Порядок и периодичность подачи вагонов, порядок уведомления стороны определен в пунктах 5 - 9 договора. По условиям договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, которое передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю. О готовности вагонов к уборке пользователь письменно уведомляет перевозчика. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 4-х часов с момента получения уведомления о готовности их к уборке. В случае, когда операции, связанные с очередной подачей вагонов совмещены с операциями по уборке вагонов, очередная подача на железнодорожный путь, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,25 часа с момента уборки предыдущей группы вагонов. В случае, когда операции по уборке вагонов не совмещены с очередной подачей вагонов, очередная подача груженых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 3 часов после передачи перевозчиком пользователю уведомления о подаче вагонов. Стороны согласовали номера эстакад и путей необщего пользования, на которые подлежали подаче вагоны с конкретным грузом и вместимость путей. В пункте 11 договора установлено: на эстакаду N 1 на пути N 1 и 2 подлежат подаче вагоны с мазутом топочным (топливо нефтяное) по 24 вагона на каждый путь; на эстакаду N 2 пути N 3 и 4 - вагоны с дизельным и авиационным топливом в количестве 30 вагонов на каждый путь; на эстакаду N 3 на пути N 5 и 6 - вагоны с дизельным топливом, автомобильным бензином, прямогонным бензином, прочими бензинами в количестве 30 вагонов на каждый путь. В пункте 14 договора стороны согласовали внесение обществом перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" (далее - приказ N 127-т/1).
Как указывает истец, в декабре 2016 года из-за занятости путей необщего пользования по причине, не зависящей от перевозчика, на путях общего пользования станции Туапсе находились готовые к подаче вагоны, о чем железная дорога составила акты общей формы. Причиной задержки подачи вагонов в актах указана занятость фронта выгрузки, также указаны подтверждающие данное события памятки приемосдатчика.
Общество подписало акты общей формы с разногласиями, сославшись на то, что причина задержки вагонов не связана с его действиями, грузополучателем соблюдены технологические нормы выгрузки, установленные пунктом 11 договора от 13.07.2010 N 10/4.
Железная дорога начислила обществу 467 674 рубля 12 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Отказ общества от внесения названной платы явился основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Судебные инстанции обоснованно установили неправомерность начисления железной дорогой обществу платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в период неблагоприятных метеоусловий на общую сумму 18 977 рублей 94 копейки, так как простой происходил не по причинам, зависящим от общества, а по объективно существовавшим причинам. В спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке), поскольку 13 и 14 декабря 2016 года скорость ветра достигала 15 м/с и более, вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов.
Время, в течение которого общество не имело права производить разгрузочные мероприятия ввиду действия погодных условий (шквалистый ветер), подлежит учету железной дорогой при расчете отыскиваемой платы, так как нарушение графика оборота вагонов происходило не по причинам, зависящим от общества, а в силу объективных непреодолимых обстоятельств. Железная дорога не опровергла эти обстоятельства, не оспорила факт указанной силы ветра, при которой приведенными судами нормативными актами запрещается производить погрузочно-разгрузочные операции.
В указанной части выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Отказывая в иске в остальной части, суды указали, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (пользователя); железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования происходил ввиду нарушения обществом нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования; таких доказательств материалы дела не содержат.
Вместе с тем суды не учли следующего.
При доказанности простаивания вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (ответчика), железная дорога вправе требовать соответствующей платы.
В представленных в материалы дела в обоснование иска актах общей формы истец указал на причину простоя вагонов: ввиду занятости фронта выгрузки, подтвержденной названными в актах конкретными памятками приемосдатчика. Истец также представил книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку и памятки приемосдатчика.
Железная дорога в обоснование исковых требований не указывала на нарушение ответчиком технологических норм выгрузки.
Суды не исследовали вопросы занятости фронта выгрузки и наличия возможности ответчика по принятию вагонов к выгрузке, не проанализировали представленные в материалы дела доказательства, в том числе памятки приемосдатчика, соответствующие каждому акту общей формы.
При изложенных обстоятельствах решение и постановление не могут быть признаны законными и обоснованными в указанной части, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Суду необходимо исследовать доводы сторон и дать им оценку в соответствии с требованиями статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества пояснил суду кассационной инстанции, что направление грузоотправителями обществу количества вагонов, которые общество не может своевременно разгрузить, и поэтому их простаивание на путях общего пользования не относится к причинам нахождения данных вагонов на путях общего пользования, зависящим от грузополучателя. Однако данное утверждение противоречит приведенным положениям статьи 39 Устава. Поскольку железная дорога в силу норм Устава не вправе отказать грузоотправителям в приемке грузов к перевозке, именно на ответчике, как грузополучателе и контрагенте грузоотправителей, лежит обязанность организовать отношения с грузоотправителями таким образом, чтобы не нести дополнительные расходы на оплату стоимости пользования железнодорожными путями общего пользования, на которых вынужденно находятся поступившие в его адрес вагоны ввиду невозможности их одновременной выгрузки.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу А32-21859/2017 в части отказа в иске на сумму 448 696 рублей 18 копеек и распределения государственной пошлины отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, железная дорога и общество заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1 - 6 при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД. Условия договора определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законную силу статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" (далее - приказ N 127-т/1).
...
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2019 г. N Ф08-11643/18 по делу N А32-21859/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8393/2021
05.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21859/17
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11643/18
28.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13577/18
20.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21859/17