г. Краснодар |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А32-11121/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Чигриной Галины Михайловны (ИНН 231295582622, ОГРНИП 309231208400087) - Чигриной Г.М. (паспорт), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования город Краснодар - Сопиной А.С. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чигриной Г.М. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 (судья Любченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-11121/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Чигрина Г.М. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным решения комиссии по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов от 14.12.2017 N 35.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям пункта 7 Положения, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.07.2014 N 4462 "Об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар", предписывающего обеспечить ширину пешеходных зон (тротуаров) более 3 метров. Суды установили, что ширина пешеходного тротуара от границ предполагаемого места размещения объекта до дорожного полотна автомобильной дороги составляет 2 метра. Суды также указали, в районе ул. им. Игнатова - ул. Трудовой Славы расположено большое количество стационарных торговых объектов, в том числе во встроенно-пристроенных, цокольных помещениях и на первых этажах многоквартирных жилых домов (МЖД): МЖД N 14 по ул. Трудовой Славы - 3 магазина и 2 объекта по оказанию бытовых услуг (по ремонту одежды и парикмахерская); МЖД N 10 по ул. Трудовой Славы - 1 магазин и парикмахерская; МЖД N 8 по ул. Трудовой Славы - 1 объект по оказанию бытовых услуг (парикмахерская); строение N 226 по ул. им. Игнатова - 4 магазина и 2 объекта по оказанию бытовых услуг (ювелирная мастерская и изготовление ключей); строение N 22а по ул. им. Игнатова - 3 магазина; строение N 22 по ул. им. Игнатова - 18 магазинов и 3 объекта по оказанию бытовых услуг (парикмахерская, ремонт сотовых телефонов, ремонт бытовой техники). В непосредственной близости расположен розничный рынок "Лэтсар" и ярмарка "Лэтсар" по адресу: ул. Трудовой Славы, 9 (угол с ул. им. Игнатова). На территории ярмарки функционирует 4 объекта по оказанию бытовых услуг: 2 объекта по ремонту обуви, 1 объект по изготовлению ключей и 1 по ремонту одежды. Торговая площадь ярмарки и розничного рынка составляет 6283 кв. м. На примыкающей к ярмарке и розничному рынку территории размещено 52 стационарных торговых объектов в составе 2 торговых рядов общей торговой площадью 3080 кв. м, в том числе 3 объекта по оказанию бытовых услуг: ремонт ювелирных изделий и ремонт одежды. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарные торговые объекты (далее - НТО) вносятся в схему при необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью объектов. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.11.2016 N 916 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Краснодарского края" установлена минимальная обеспеченность населения площадью торговых объектов по городу Краснодару на 1000 человек - не менее 589,6 кв. м, из них по реализации непродовольственных товаров - 387,4 кв. м, по продаже продовольственных товаров - 202,2 кв. м. Расчетные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю свидетельствуют о превышении установленных муниципальных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов почти в 3 раза.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 21.06.2018 и постановление от 19.09.2018. Податель жалобы указывает, что объект, принадлежащий предпринимателю, подлежал включению в схему при ее актуализации в 2014 году (в период действия договора аренды земельного участка). Оспариваемое решение администрации фактически лишило предпринимателя бизнеса и средств к существованию. Судебные инстанции неправильно истолковали часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, а также не применили пункт 3.2.2 приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года". Выводы судов о ширине пешеходного тротуара не соответствуют представленным в дело доказательствам. Судебные инстанции не учли, что спорный объект установлен законно и эксплуатируется с 1992 года.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель администрации указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 21.06.2018 и постановление от 19.09.2018 следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, Чигрина Г.М. 07.08.2008 приобрела у Белявской З.Ф. в собственность магазин некапитального типа 1992 года постройки площадью 14,8 кв. м, находящийся по адресу: г. Краснодар ул. Трудовой Славы б/н (вблизи жилого дома N 14), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0408005:0022 (л. д. 9, 10). Чигриной Г.М. переданы также права и обязанности по договору аренды земельного участка от 19.05.2005 N 4300013558 (л. д. 39, 40).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.04.2010 N 2401 "О предоставлении гражданке Г.М. Чигриной земельного участка в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара" Чигриной Г.М. предоставлен в аренду земельный участок площадью 16 кв. м (кадастровый номер 23:43:0408005:22), расположенный в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара по ул. Трудовой Славы, 14/4. Участок предоставлен для временного размещения объекта движимого имущества (магазин).
Администрация (арендодатель) и Чигрина Г.М. (арендатор) 23.06.2010 заключили договор N 4300016414 аренды названного земельного участка. Согласно пункту 6.1 (в редакции дополнительного соглашения) договор действует с 23.04.2010 по 23.04.2016 (л. д. 11 - 22).
Администрация уведомлением от 02.06.2016 N 7633/01 в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) отказалась от указанного договора аренды и предложила заявителю освободить земельный участок (л. д. 42).
Чигрина Г.М. 17.11.2017 обратилась с заявлением в комиссию по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Карасунский внутригородской округ г. Краснодара по ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14) 17.11.2017.
Комиссией по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар рассмотрено заявление предпринимателя о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (далее - схема) торгового объекта (павильона) со специализацией: "бытовые услуги" площадью 12 кв. м по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14).
Согласно представленной в дело выписке (от 15.12.2017 N 5339/18-УР) из протокола заседания комиссии по актуализации схемы размещения объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 14.12.2017 N 35 по результатам рассмотрения заявителю отказано во внесении указанного торгового объекта в схему по следующим основаниям:
- ширина пешеходной зоны (тротуара) при размещении объекта на заявленном месте составит менее 3 метров, что является нарушением пункта 7 Положения об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.07.2014 N 4462;
- отсутствует необходимость размещения торговых объектов и объектов по оказанию бытовых услуг в связи с наличием устойчиво развитой территории по адресу: ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14) и обеспечения ее площадями торговых объектов по оказанию бытовых услуг. Согласно требованиям части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ объекты вносятся в схему при необходимости устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью объектов.
Предприниматель, полагая, что решение комиссии не соответствует закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Судебные инстанции установили, что заключенный сторонами договор от 23.06.2010 N 4300016414 аренды земельного участка площадью 16 кв. м (кадастровый номер 23:43:0408005:22), предоставленного для размещения объекта заявителя, прекращен в связи с отказом администрации, заявленным в порядке статьи 610 Гражданского кодекса.
С 01 марта 2015 года спорные правоотношения регулируются нормами главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определяет, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Названная норма закрепляет право пользователей нестационарных торговых объектов на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"" правила части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно пункту 2.1.1 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (утверждено постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182; в редакции, действующей на момент прекращения договора аренды) заключение договора на право размещения НТО сроком до 3-х лет без проведения конкурсных процедур с учетом особенностей, установленных отдельными требованиями к победителям конкурса на право размещения таких объектов, осуществляется на основании документов, подтверждающих право на занятие земельного участка в целях размещения мелкорозничных торговых объектов и осуществления оплаты за пользование указанным земельным участком, со следующими категориями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: фактически осуществляющих торговую деятельность, чьи места размещения мелкорозничных и иных несезонных НТО включены в актуализированную схему на переходный период 2014 года; чьи места размещения мелкорозничных и иных несезонных НТО не включены в актуализированную схему на переходный период 2014 года, но по решению комиссии по инвентаризации им предоставляются компенсационные места для размещения НТО с сохранением площади и специализации.
При этом в пункте 9 данного Положения указано, что размещение НТО на территории муниципального образования город Краснодар на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов муниципального образования город Краснодар.
Пункт 3 Положения об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (утверждено постановлением администрации от 04.07.2014 N 4462) предусматривал, что актуализация схемы осуществляется соответствующей комиссией в два этапа: I этап - на переходный период 2014 года; II этап - на 2015 и последующие годы.
Схема на переходный период 2014 года актуализируется на основании: предложений комиссии по инвентаризации нестационарных торговых объектов по результатам инвентаризации, фактически размещенных НТО и мест их размещения; заявлений хозяйствующих субъектов, договоры аренды земельного участка для размещения НТО с которыми не расторгнуты в установленном законом порядке.
Согласно пункту 4 данного Положения схема на 2015 и последующие годы актуализируется на основании сведений, содержащихся в схеме на переходный период 2014 года, с учетом сведений о предполагаемом размещении НТО на срок не менее 3 лет.
В силу пункта 5 Положения при актуализации схемы на переходный период 2014 года в неё включаются сведения о местах размещения НТО, фактически расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, в том числе на основании договоров аренды земельных участков, предоставленных в целях размещения мелкорозничных торговых объектов, а также предложениях комиссии по инвентаризации нестационарных торговых объектов. По окончании срока действия договоров аренды земельных участков размещение НТО на таких земельных участках осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182. Поскольку объект предпринимателя не был включен в схему на переходный период 2014 года и оспариваемое решение комиссии принято по обращению, поступившему в администрацию после прекращения договора аренды, необходимо руководствоваться правилами актуализации схемы на 2015 год и последующие годы. Так, при актуализации схемы на 2015 и последующие годы учитываются, в том числе требования к обеспечению беспрепятственного движения транспорта и пешеходов.
В силу пункта 7 Положения при актуализации схемы на 2015 и последующие годы в нее подлежат включению сведения об объектах, размещенных, в том числе при ширине пешеходных зон (тротуаров) более 3 метров.
Суды установили, что решением комиссии по актуализации схемы размещения НТО от 14.12.2017 N 35 предпринимателю отказано во внесении торгового объекта площадью 12 кв. м по ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14) в действующую схему размещения, поскольку ширина пешеходной зоны (тротуара) при размещении объекта в заявленном месте составит менее 3 метров, а также в связи с отсутствием необходимости размещения торговых объектов и объектов по оказанию бытовых услуг (л. д. 45).
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции правомерно указали, что оспариваемое решение комиссии соответствует пункту 7 Положения об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (утверждено постановлением администрации от 04.07.2014 N 4462). Данное обстоятельство влечет отказ в удовлетворении требований предпринимателя (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Довод предпринимателя о возможности движения пешеходов с использованием проезжей части автодороги в связи с наличием на данном участке дорожного знака 3.2 "Движение запрещено" (л. д. 46), не принимается, поскольку в пункте 7 Положения об актуализации схемы содержится указание на необходимость обеспечить ширину пешеходных зон (тротуаров) более 3 метров. В данном случае такое условие не выполнено (л. д. 47, 48). Дорожный знак "Движение запрещено" не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами 1 и 2 группы или перевозящие таких инвалидов. В силу пункта 8 рассматриваемого Положения размещение НТО должно обеспечивать свободное движение и доступ пешеходов к торговым объектам, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд специального автотранспорта при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В приказе Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Поскольку объект предпринимателя ранее был размещен на законных основаниях и подлежал включению в схему 2014 года, заявитель в силу пункта 9 Положения об актуализации схемы вправе требовать предоставления компенсационного места размещения НТО. Кроме того, предприниматель не лишен возможности повторного обращения в комиссию с заявлением о размещении объекта, площадь которого позволит обеспечить реализацию требований пункта 7 Положения об актуализации схемы о необходимой ширине пешеходных зон (тротуаров) более 3 метров.
В силу статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Суд округа отмечает, что с учетом приведенных норм, а также правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О, применительно к объекту заявителя содержащийся в оспариваемом отказе вывод об отсутствии необходимости его размещения не может быть признан обоснованным. В данном случае (в отсутствие системных нарушений правил торговли либо наличия градостроительной необходимости в освобождении торгового места) ссылка уполномоченного органа на необходимую потребность населения во включении нестационарного торгового объекта предпринимателя в схему не отвечает нормам Закона N 381-ФЗ, направленным на сохранение условий для стабильного ведения бизнеса. В то же время названное обстоятельство не может служить достаточным (самостоятельным) основанием для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах условия для отмены решения от 21.06.2018 и постановления от 19.09.2018 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на предпринимателя (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу N А32-11121/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Суд округа отмечает, что с учетом приведенных норм, а также правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О, применительно к объекту заявителя содержащийся в оспариваемом отказе вывод об отсутствии необходимости его размещения не может быть признан обоснованным. В данном случае (в отсутствие системных нарушений правил торговли либо наличия градостроительной необходимости в освобождении торгового места) ссылка уполномоченного органа на необходимую потребность населения во включении нестационарного торгового объекта предпринимателя в схему не отвечает нормам Закона N 381-ФЗ, направленным на сохранение условий для стабильного ведения бизнеса. В то же время названное обстоятельство не может служить достаточным (самостоятельным) основанием для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2019 г. N Ф08-11692/18 по делу N А32-11121/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11692/18
19.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13153/18
27.08.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11121/18
27.07.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12381/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11121/18