г. Краснодар |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А53-18957/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Рыжкова Ю.В.,
судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф.,
в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (ИНН 6168055811, ОГРН 1116194004717) и ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская больница" г. Зверево (ИНН 6146000745, ОГРН 1026102081268), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская больница" г. Зверево на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2018 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Новик В.Л.) по делу N А53-18957/2018,
установил следующее.
ООО "Донская региональная компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к МБУЗ "Центральная городская больница" г. Зверево (далее - учреждение) о взыскании 729 773 рублей 24 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с августа 2017 года по январь 2018 года.
Решением от 10.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2018, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что учреждение произвело сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и обязано внести плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, расчет суммы заявленных требований нормативно не обоснован. Акты отбора проб не являются надлежащим доказательством по делу, поскольку составлены с нарушениями ГОСТа, а также Порядка отбора и анализа проб сточных вод. В актах отсутствует информация о том, каким образом, с применением какого пробника (не указан материал пробоотборника) осуществлялся отбор проб. Также не отражены сведения о номерах пломб и способе упаковки бутылей. Кроме того, абонент не был уведомлен за 15 минут о проведении отбора проб. Роман Д.В. не имел полномочий на подписание спорных актов от имени ответчика. При проведении контрольного отбора проб сточных вод 16.11.2017 абонентом отобрана раздельная проба для параллельного анализа, которая направлена в ФБУЗ "ЦГиЭ в РО", о чем в акте сделана соответствующая запись. Протоколом лабораторных испытаний от 22.11.2017 N 02/3969-В, утвержденным главным врачом филиала ФБУЗ "ЦГиЭ в РО" в г. Каменск-Шахтинский, подтверждено отсутствие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, компания (водоканал) и учреждение (абонент) заключили договор водоснабжения и водоотведения от 30.12.2016 N 15ВФ/296. Пунктом 12 договора установлена обязанность водоканала осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов как по объему, так и по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ). В подпункте "х" пункта 14 договора стороны предусмотрели, что абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. В силу подпунктов "г" и "д" пункта 13 договора водоканал имеет право беспрепятственного доступа к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI договора, взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Размер платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 10 договора). Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 7 к договору. Сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к договору (пункты 31 и 32 договора).
В уведомлениях от 15.08.2017 и 16.11.2017 абоненту сообщено о том, что 15.08.2017 в 14 часов 00 минут и 16.11.2017 в 12 часов 45 минут состоится отбор сточных вод.
Сотрудники компании 15.08.2017 и 16.11.2017 произвели отбор проб сточных вод из контрольного колодца, о чем составили акты отбора проб сточных вод N 2-зв, 3-зв.
Анализ отобранных проб, проведенный лабораторией ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу", показал, что качество сточных вод не соответствует значениям нормативных показателей общих свойств сточных вод (протоколы испытаний (измерений) проб воды от 21.08.2017 N 341 и от 21.11.2017 N 518).
Истец начислил учреждению плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с августа 2017 по январь 2018 года и предъявил для оплаты акты и счета-фактуры на сумму 729 773 рубля 24 копейки.
В направленных учреждению претензиях истец предложил ответчику оплатить добровольно указанную сумму.
Оставление названных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Возражая против требований компании, учреждение сослалось на нарушение истцом отбора проб сточных вод и неправильное применение в расчете показателей загрязняющих веществ.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и не противоречащей указанным Правилам), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310), условиями заключенного сторонами договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правилам осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525). Порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод регламентирован в разделе IV Правил N 525.
Согласно Правилам N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в двух экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункты 19, 21, 22 и 27 Правил N 525).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В данном случае предметом исковых требований является правонарушение, связанное с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности факта сброса учреждением сточных вод с превышением максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Отклоняя довод о ненадлежащем уведомлении абонента об осуществлении отбора проб сточных вод, суды исходил из совокупности представленных доказательств, которыми подтверждено, что уведомление вручено сотруднику абонента - мотористу Роману Д.В., который принимал участие и в производстве отбора. После прибытия и вручения уведомления в 13 часов 30 минут отбор проб начат в 14 часов 30 часов, то есть ответчику предоставлено достаточное время для направления представителей администрации учреждения.
Ссылка на отсутствии у указанного лица полномочий на подписание акта отбора сточных проб и участие в процедуре их отбора от имени ответчика получила надлежащую правовую оценку и обоснованно не принята судом апелляционной инстанции. Ответчик не направил иного представителя на проверку, имея для этого достаточно времени.
Довод об отсутствии превышения допустимых концентраций со ссылкой на протокол лабораторных испытаний от 22.11.2017 N 02/3969-В не принят судами, поскольку ответчиком не соблюден предусмотренный пунктами 30 - 37 Правил N 525 порядок направления результатов отбора параллельной пробы в организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение, позволяющий своевременно провести надлежащий анализ резервной пробы в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб, для проведения оценки сопоставимости спорных результатов.
Ссылка на несоответствие актов отбора проб установленным требованиям оценена и обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, который указал, что в них отображена вся требуемая информация: место отбора, контрольный колодец, перечень контролируемых показателей, шифры емкостей, материал емкостей, объем отобранных проб, меры, принятые для сохранности проб, номера пломб, информация об отборе параллельной и резервной пробы, условия доставки, а также дата и время получения проб лабораторией. Сама по себе упаковка 7-ми емкостей в два пакета с установкой на каждый пакет отдельной пломбы не является нарушением.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных судами. Вместе с тем переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 по делу N А53-18957/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2019 г. N Ф08-10640/18 по делу N А53-18957/2018