г. Краснодар |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А32-2336/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Ширинян Виктории Гришевны (ИНН 235243018148, ОГРНИП 316235300053110) Ширинян Г.Б. (доверенность от 23.01.2018), Ковалевой Г.С., в отсутствие заинтересованного лица - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, третьих лиц: Собко Игоря Александровича, общества с ограниченной ответственностью "Юг-Энергострой", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ширинян В.Г. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2018 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-2336/2018, установил следующее.
Индивидуальным предпринимателем Ширинян Виктория Гришевна (далее - предприниматель) обратилась в суд с заявлением к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация), в котором просит признать незаконным и отменить постановление администрации от 01.11.2017 N 1406 "Об отмене разрешения на строительство от 04.08.2017 N 23RU23531101-1801-2017" (далее - постановление N 1406) как не соответствующее нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс) и обязать администрацию устранить нарушение прав заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Собко И.А., ООО "Юг-Энергострой".
Решением от 13.06.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок расположен вблизи к объекту культурного наследия, строительство на спорном земельном участке невозможно ввиду неустойчивого грунта, подверженного изменениям извне, а также по причине возведения многоквартирного жилого дома на месте грязевого вулкана, что противоречит нормам Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) и создает угрозу жизни и здоровью жильцов многоквартирного дома.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 13.06.2018 и постановление апелляционного суда от 13.09.2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Выводы судов о нахождении многоквартирного дома в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения несостоятелен в силу того, что норма Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) устанавливает расстояние данной зоны в границах населенных пунктов на протяжении 100 метров от внешних границ территории памятника (от памятника Танк-Т34 многоквартирный дом расположен на расстоянии 121 метр). На момент утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:30:1107052:18, расположенного по адресу: г. Темрюк, ул. Розы Люксембург, 69, нарушения не установлены. Заключение от 25.09.2017 N 19 ООО "Поиск" несостоятельно, поскольку не проведено ни одного измерения, основано на исторических справках и предположениях. Названной организацией не соблюдены правила представления в суд надлежащей копии документов. Судами не принят отчет негосударственного эксперта, индивидуального предпринимателя Хлюстина О.Е., экспертиза которого прошла государственную регистрацию. При строительстве объекта заявителем принят во внимание протокол испытаний от 25.10.2017 N 25.10.2017 земельного участка (участка застройки). Многоквартирный жилой дом соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, требованиям действующих технических регламентов, экологическим требованиям и нормам пожарной безопасности. Оспариваемое постановление принято в нарушение норм законодательства, не мотивированно, поэтому незаконно.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает, что спорная территория в размере 200 м от памятника предназначена для благоустройства сопредельной территории, а именно: строительства проездов, площадки для мусоросборников, озеленения. Также, в нарушение требований градостроительного проектирования Темрюкского городского поселения отсутствует площадка для хозяйственных целей, выгула собак, не предусмотрена площадка для занятия физической культурой и спортом. В представленной проектной документации предусмотрен один этаж со встроенно-пристроенными помещениями общественного значения, в то время как на самом деле имеются два надземных этажа, предназначенных для названных целей. Помимо этого, оспариваемое постановление администрации принято в соответствии с требованиями протеста прокурора Темрюкского района от 31.10.2017 N 07-08/9755.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Из материалов дела видно, что на основании соглашения от 08.08.2017 об уступке прав по договору аренды земельного участка от 04.09.2014 N 3000006620 (л/с N 119300000005845) и дополнительного соглашения от 25.08.2017 N 119 к договору аренды предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 23:30:1107052:18, площадью 2775 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Розы Люксембург, 69, уточненная категория земли: для многоэтажных и среднеэтажных жилых домов, в том числе со встроено-пристроенными на первом этаже помещениями общественного назначения.
Категория земельного участка изменена на основании дополнительного соглашения от 29.03.2016 N 31 к договору аренды от 04.09.2014 N 3000006620.
Постановлением главы Темрюкского городского поселения от 18.05.2015 N 421 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером земельного участка 23:30:1107052:18, по адресу: г. Темрюк, ул. Р. Люксембург, 69" утвержден градостроительный план земельного участка.
После получения утвержденного в установленном порядке градостроительного плана, прежний арендатор земельного участка Собко И.А. обратился за изготовлением проектной документации на строительство 8-ми этажного 82-х квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения.
После получения проектной документации подано заявление в администрацию о выдаче разрешения на строительство с приложением положительного заключения от 04.08.2016 N 77-2-1-3-0115-16 негосударственной экспертизы проектной документации и результата инженерных изысканий. В составе проектной документации имеется инженерно-геологические изыскания, технический отчет об исследовании грунта.
Согласно экспертному заключению проектная документация объекта соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, требованиям действующих технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности.
На указанное заявление получен ответ администрации от 18.01.2017 N 01-30/136 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Считая основания отказа в выдаче разрешения незаконными, прежний арендатор земельного участка Собко И.А. обратился в Темрюкский районный суд об оспаривании данных действий.
Решением Темрюкского районного суда от 16.02.2017 (дело N 2а-532/2017) признан незаконным отказ администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края, выраженный в письме от 18.01.2017 N 01-30/136, в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства 8-ми этажного 82-х квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, по адресу: ул. Розы Люксембург, 69, Темрюк, Краснодарский край; суд обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав Собко И.А.
Судебная коллегия Краснодарского краевого суда, отменяя названный судебный акт, установила, что арендуемый земельный участок с кадастровым номером 23:30:1107052:18 площадью 2775 кв. м, по адресу: ул. Розы Люксембург, 69, Темрюк, Краснодарский край, расположен рядом с музейным комплексом "Военная горка" в непосредственной близости от объектов музейного показа, а также объекта культурного наследия регионального значения "Танк Т-34", установленный в честь воинов-танкистов, принимавших участие в освобождении Темрюкского района от фашистских захватчиков.
4 августа 2017 года администрация выдала Собко И.А. разрешение на строительство N 23-RU23531101-1801-2017 сроком действия до 04.08.2019.
Впоследствии состоялась переуступка прав аренды земельного участка на основании соглашения от 08.08.2017 и дополнительного соглашения от 25.08.2017 N 119 к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 04.09.2014 N 3000006620, заявитель приступил к строительству жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по адресу: ул. Розы Люксембург, 69, Темрюк, Краснодарский край. Для строительства объекта заключен договор подряда от 06.08.2017 N 11/08-17 с ООО "ВАЛЕКС".
Администрация издала постановление от 01.11.2017 N 1406 "Об отмене разрешения на строительство от 04.08.2017 N 23-RU23531101-1801-2017" на основании письма Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края от 27.09.2017 N 71-10825/17-05.3-01 и заключения "Зона потенциального воздействия грязевого вулкана Миска в г. Темрюк на участок строительства на пересечении ул. Розы Люксембург и ул. Шевченко под кадастровым номером 23:30:1107052:18", подготовленного ООО "Поиск".
Считая названное постановление незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили).
При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно пункту 19 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
В части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из пункта 21.4 названной статьи, уполномоченными органами принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов: уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок; уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
В соответствии со схемой границ зон с особыми условиями использования территории, выполненной в составе генерального плана, участок с кадастровым номером 23:30:1107052:18 расположен на склоне, приуроченном к внешней кальдере грязевого вулкана, имеющего постоянное проявление в виде слабоинтенсивных выделений газов, в границе потенциального воздействия вулканической деятельности горы Миска.
На основании заключения ООО "Поиск" от 25.09.2017 N 19 указанная территория характеризуется высокой степенью риска проявлений разрушительных процессов в форме глубоких и протяженных трещин, близкого залегания газовых пластов, высокой газовой проницаемости набухающих грунтов, обладающих просадочными свойствами, высока степень склоновой неустойчивости и подверженности к образованию оползней; сохраняется вероятность крупных лавовых извержений. Уязвимость объекта усугубляется закладкой фундаментов на грунтах с различными механическими воздействиями, от набухаемых до просадочных, и нестабильным уровнем грунтовых вод, что в сочетании с повышенной сейсмичностью может повлечь полное разрушение здания, гибель находящихся в нем людей.
Согласно письму Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 29.09.2017 N 71-10825/17-05.3-01 по результатам рассмотрения архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и схемы планировочной организации архитектурных решений, администрации отказано в согласовании представленных материалов, с указанием, что тип фундамента в проектной документации существенно отличается от рекомендованных по результатам инженерных изысканий.
Возведение многоквартирного дома на склоне грязевого вулкана ведется в нарушение Закона N 384-ФЗ, несет угрозу жизни и здоровью будущих жильцов многоквартирного дома.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Основания для отмены (изменения) решения от 13.06.2018 и апелляционного постановления от 13.09.2018 по приведенным в кассационной жалобе предпринимателя доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 по делу N А32-2336/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.