г. Краснодар |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А32-8435/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего судьи Анциферова В.А.,
судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И.
при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянова Леонида Федоровича (ИНН 231202877305, ОГРНИП 312231228900013) - Клименко Н.С. (доверенность от 25.10.2018), от органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Гонтаря А.О. (доверенность от 11.01.2019), департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Криницкой В.С (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Чепигинские недра", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-8435/2018,
установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянов Леонид Федорович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - администрация, департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о переводе земельного участка площадью 40 638 кв. м с кадастровым номером 23:43:0424001:371, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Старокорсунская, почтовое отделение N 91, (далее - земельный участок), из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли обороны специального назначения (далее - земли промышленности), о понуждении администрации к принятию решения о таком переводе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Чепигинские недра" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018, оспариваемое бездействие признано незаконным, администрация присуждена к принятию по существу решения по ходатайству главы хозяйства о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и его направлению заявителю. В удовлетворении остальной части отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Администрация не исполнила обязанности по рассмотрению ходатайства главы хозяйства о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, принятию по нему решения (либо о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе) и направлению последнего заявителю. Департамент уполномочен только на подготовку и проверку документов, необходимых для принятия такого решения администрацией как высшим региональным органом исполнительной власти. Ходатайство главы хозяйства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую соответствует требованиям закона.
В отсутствие доказательств его рассмотрения по существу основания для понуждения администрации к принятию положительного для главы хозяйства решения отсутствуют. Разумный срок исполнения решения суда составляет десять дней.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, возложив на администрацию обязанность по рассмотрению ходатайства главы хозяйства в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Разумность этого срока не обоснована. Судом первой инстанции, опровергнув и подтвердив ряд обстоятельств, нарушил принцип состязательности арбитражного судопроизводства.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей главы хозяйства, администрации и департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что глава хозяйства, администрация муниципального образования город Краснодар и общество заключили соглашение от 30.09.2016 о намерениях на сотрудничество в реализации строительства завода по производству кирпича и керамических строительных материалов на территории муниципального образования город Краснодар при условии приобретения главой хозяйства в установленном порядке прав на земельный участок. Планом мероприятий по реализации инвестиционного проекта предусмотрены перевод земельного участка в соответствующую целям строительства категорию земель и изменение его разрешенного использования не позднее 1 квартала 2018 года (пункт 3.2).
Администрация муниципального образования город Краснодар (продавец) и глава хозяйства (покупатель) заключили договор от 29.12.2016 N 328 купли-продажи земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначенного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Запись с номером регистрации 23:43:0424001:371-23/001/2017-5 о переходе к главе хозяйства права собственности на земельный участок внесена в Единый государственный реестр недвижимости 30.01.2017.
Глава хозяйства обратился в администрацию с ходатайством от 28.06.2017 N 3 о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Письмом от 23.01.2018 N 52-2274/18-33-12 департамент известил главу хозяйства о подготовке проекта распоряжения главы администрации о переводе земельного участка в земли промышленности и его внесении на согласование. Администрацией не принято решение ни о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, ни об отказе в таком переводе.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения главы хозяйства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) полномочиями по переводу из одной категории в другую находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а земель иного целевого назначения - органы местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов (статья 8).
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) определен порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую. Заинтересованное лицо инициирует соответствующую процедуру путем направления ходатайства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2). В рассмотрении ходатайства может быть отказано только, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. В этих случаях ходатайство подлежит возврату заявителю (часть 2 статьи 3). В остальных случаях по результатам рассмотрения ходатайства принимается либо акт о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, либо акт об отказе в таком переводе (часть 4 статьи 3). Перевод земельных участков сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением (изменением) черты населенных пунктов, с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу, при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. Такой перевод не допускается в отношении участков, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу (подпункты 3, 4 пункта 1, пункт 2 статьи 7). Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом этих участков из других категорий в земли населенных пунктов (пункт 1 статьи 8).
Согласно части 1 статьи 2, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 5 статьи 18, частям 1, 2 и 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации об установлении границ муниципальных образований не касаются вопросов установления границ населенных пунктов как объектов градостроительной деятельности. Установление границ муниципального образования не влечет изменения категории земель, включенных в состав поселения, в том числе городского округа. Территорию поселения, в том числе городского округа составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В границах муниципального образования могут находиться земли различных категорий, а установление границ муниципального образования не является правовым основанием для изменения категории включенных в его состав земель. Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа содержится в генеральном плане городского округа.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" на администрацию как высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, а также по установлению содержания ходатайства и состава прилагаемых к нему документов. Пунктом 3.19 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации от 23.04.2007 N 345, департамент наделен функциями по подготовке и представлению в администрацию предложений о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, по отказу в таком переводе и по отказу в рассмотрении соответствующего ходатайства заинтересованного лица.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Департамент в пределах своих полномочий внес в администрацию предложение о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Администрация незаконно уклонилась от принятия решения о таком переводе, чем нарушила права главы хозяйства. Судом первой инстанции обоснованно установлен 10-дневный срок для принятия решения по ходатайству главы хозяйства с учетом подачи последнего в июне 2017 года и установленных действующим законодательством сроков рассмотрения таких ходатайств.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы судов первой и апелляционной инстанций о преждевременности понуждения администрации к принятию решения о переводе земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Для принятия такого решения необходимо установить нахождение земельного участка за границами населенных пунктов, входящих в состав городского округа город Краснодар, непревышение кадастровой стоимости земельного участка среднего уровня кадастровой стоимости земель по городскому округу, в том числе на пятьдесят и более процентов, а также отсутствие иных вариантов размещения завода по производству кирпича и керамических строительных материалов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А32-8435/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 2, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 5 статьи 18, частям 1, 2 и 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации об установлении границ муниципальных образований не касаются вопросов установления границ населенных пунктов как объектов градостроительной деятельности. Установление границ муниципального образования не влечет изменения категории земель, включенных в состав поселения, в том числе городского округа. Территорию поселения, в том числе городского округа составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В границах муниципального образования могут находиться земли различных категорий, а установление границ муниципального образования не является правовым основанием для изменения категории включенных в его состав земель. Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа содержится в генеральном плане городского округа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2019 г. N Ф08-11619/18 по делу N А32-8435/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11619/18
13.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16937/18
17.08.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13668/18
16.08.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8435/18