г. Краснодар |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А01-1482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Рыльковой Л.А. (доверенность от 21.12.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ИНН 2302046936, ОГРН 104300667727), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.09.2018 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А01-1482/2018, установил следующее.
ООО "Южная нефтяная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2018 N 7/10-29/10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 500 тыс. рублей административного штрафа.
Решением суда от 06.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.09.2018 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2018, вынести по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что в судебных актах отсутствуют мотивы и ссылки на доказательства, свидетельствующие о наличии действиях общества объективной стороны вменяемого обществу правонарушения. Суды не установили, на какой стадии технологического процесса изготовления дизельного топлива допущено выявленное нарушение. В судебных актах отсутствуют ссылки на доказательства того, что виновные действия общества привели к выявленному несоответствию спорной продукции требованиям ГОСТа. Суды не выясняли, осуществляло или нет общество надлежащий контроль за качеством продукции, а также не установили, нарушило ли общество на одном из этапов движения продукции до конечного потребителя какие-либо технологические нормы.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказов от 29.03.2018 N 01-30/404 и от 11.12.2017 N 2785, управление установило, что на МАЗС N 22 по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Энем, ул. Перова, а/д Краснодар-Новороссийск, 22 км, реализуется дизельное топливо ЕВРО, ДТ-З-К5, не соответствующее Техническому регламенту Таможенного союза 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - TP ТС 013/2011).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 07.05.2018 N 05 и вынесения постановления от 21.05.2018 N 7/10-29/10 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса, в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением управления от 21.05.2018 N 7/10-29/10, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1% суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее 500 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Пунктом 1.1 статьи 1 ТР ТС 013/2011 установлено, что данный технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
В силу пункта 3.1 статьи 3 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 данного технического регламента.
Пунктом 6.1 статьи 6 ТР ТС 013/2011 установлено, что перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям данного технического регламента в форме декларирования соответствия.
Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в данной статье и описанным в Приложении 8 к ТР ТС 013/2011.
Пунктом 6.2.2 статьи 6 ТР ТС 013/2011 установлено, что для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям данного технического регламента, в том числе документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт).
Согласно пункту 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении N 3 к данному техническому регламенту.
Из содержания приложения N 3 "Требования к характеристикам дизельного топлива" к ТР ТС 013/2011 следует, что для топлива 5 экологического класса массовая доля серы должна составлять не более 10 мг/кг.
Согласно протоколу исследований ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 24.04.2018 N 160 массовая доля серы в отобранных образцах реализуемого на принадлежащей обществу МАЗС N 22 топлива - ДТ-З-К5 составляла 52,6 мг/кг, из чего следует, что реализуемое обществом дизельное топливо не соответствует требованиям ТР ТС 013/2011.
Пунктом 3.2 Регламента установлено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю в том числе информацию о соответствии топлива требованиям Регламента.
Судебные инстанции также учли, что представленные обществом в материалы дела паспорт от 23.01.2018 N 255 и декларация о соответствии выданы ООО "Газпром добыча Астрахань". Вместе с тем, из представленной в материалы дела накладной на перемещение подтверждается только внутреннее перемещение топлива с нефтебазы на МАЗС N 22, а не с базы ООО "Газпром добыча Астрахань".
Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (далее - Инструкция) под паспортом качества нефтепродукта понимается документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний (пункт 2 Инструкции); показателем качества нефтепродукта - количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество; экспресс-анализом - оценка качества нефтепродукта, проводимая с использованием экспресс-метода. Если экспресс-анализ показал, что нефтепродукт некондиционный, то эти данные необходимо проверить лабораторными испытаниями; экспресс-методом - метод испытания, позволяющий с установленной вероятностью за более короткое время, чем стандартный метод, определить показатель качества нефтепродукта и принять решение о необходимости проверки его в лабораторных условиях.
Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов - комплекс мероприятий, осуществляемых при подготовке и проведении операций по приему, хранению, транспортированию и отпуску нефтепродуктов с целью предотвращения реализации некондиционных нефтепродуктов (пункт 3.1 Инструкции).
В силу пункта 5.2 Инструкции сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают в том числе за счет проверки фактического качества принимаемого нефтепродукта; контроля качества и учета изменения численных значений показателей качества.
По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции отбираются точечные пробы и составляются объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа; сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта; заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов (пункт 6.8 Инструкции).
В силу пункта 6.12 Инструкции в процессе хранения нефтепродуктов необходимо: осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре; отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:
- после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ);
- после слива прибывшего нефтепродукта (контрольный анализ, а при необходимости - в объеме нормативного документа);
- в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа).
Нефтепродукт отпускают при наличии данных контрольного анализа или анализа в объеме требований нормативного документа. Контрольный анализ нефтепродуктов проводят (пункт 3.7 Инструкции) после слива из транспортных средств; после внутрискладских перекачек; не позже 24 часов после налива нефтепродукта по пробам, отобранным из транспортных средств.
Исходя из пункта 3.8 Инструкции анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят, если по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа.
Исходя из пункта 6.22 Инструкции перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС определяют для дизельного топлива - плотность, температуру, содержание воды и механических примесей (визуально).
Контрольную пробу, на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.
Пунктом 6.23 Инструкции установлено, что для выполнения перечисленных работ АЗС обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащими необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на АЗС нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).
Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.
Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по пункту 6.22 Инструкции требованиям нормативного документа (пункт 6.24 Инструкции).
Исходя из пункта 6.25 Инструкции сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивают в том числе за счет проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа.
При этом в материалы дела общество не представило какие-либо доказательства выполнения им перечисленных в пунктах 5.2, 6.2, 6.12, 6.22, 6.23 Инструкции требований в части текущей проверки качественных характеристик хранящегося и реализуемого дизельного топлива, проведении соответствующих контрольных мероприятий за качеством реализуемой продукции.
С учетом изложенного и отсутствия в материалах дела доказательств принятия обществом всех установленных законом мер по проверке качества принимаемого к реализации дизельного топлива при его сливе и хранении на АЗС для предотвращения продажи потребителям некачественного топлива является правомерным вывод судебных инстанций, что обществом фактически допущены нарушения требований ТР ТС 013/2011 к дизельному топливу в части несоответствия установленным характеристикам дизельного топлива, предусмотренных пунктом 4.4 ТР ТС 013/2011, что образует объективную сторону вмененного обществу правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности в ходе производства по делу об административном правонарушении судами не выявлено. Оспариваемое постановление вынесено управлением с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел. Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.43.1 Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и совершения административного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, суды не усмотрели оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А01-1482/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.