г. Краснодар |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А32-24345/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (ИНН 2308041155, ОГРН 1022301217839) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Ред-Буфет (ИНН 2320231716, ОГРН 1152366006407), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2018 (судья Бондаренко И.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-24345/2018, установил следующее.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Ред-Буфет" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 16.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2018, суд переквалифицировал вмененное департаментом обществу административное правонарушение и привлек его к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа; алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу от 01.06.2018 N 12-21/13 об изъятии вещей и документов, возвратил обществу.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса. Суды указали, что административным органом установлен факт осуществления обществом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку указанную деятельность общество осуществляло по месту, не указанному в выданной ему лицензии.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса. Административный орган указывает, что лицензия на оборот алкогольной продукции выдана обществу на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие в пользование общества арендованной площади на втором этаже спорного здания, в то время как розничная торговля фактически осуществлялась обществом по указанному адресу на первом этаже здания, при этом лицензия на осуществление розничной торговли на первом этаже спорного здания обществу не выдавалась.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, административный орган в ходе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции, на основании приказа департамента от 30.05.2018 N 59 "О проведении информационно-аналитического наблюдения в отношении ООО "Ред-Буфет" провел осмотр торгового объекта занимаемого обществом, в ходе которого установил, что организация общественного питания (кафе "Ред-Буфет"), расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Юных Ленинцев, д. 10/2, принадлежит ООО "Ред-Буфет" (согласно информации размещенной в уголке потребителя), осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии серии ДК N 007028, регистрационный номер от 21.12.2017 N 23РПО0008251, выданной департаментом, сроком действия по 30.12.2018.
При обращении за выдачей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в качестве правоустанавливающего документа для получения лицензии общество представило в департамент договор аренды недвижимого имущества от 23.11.2015 на нежилые помещения N 21, 21/1, 21/2, 24, 24/1, 25, 25/1, 25/2, 29, 29/1, 29/2, 29/3, 24, расположенные на втором этаже, кадастровый номер 23:49:0204001:2285, общей площадью 779,2 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Юных Ленинцев, 10/2.
В ходе осмотра департамент установил, что общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в помещениях, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Юных Ленинцев, 10/2 на первом этаже здания.
На барных полках кафе находилась и реализовывалась алкогольная продукция с оформленными ценниками и оформленным трафаретным меню, которое расположено на барной стойке в полном ассортименте, произведенная и ввозимая на территорию Российской Федерации, а именно: 1. Вермут "Мартини бьянко", крепость 15 %, объем 1,0 литр, дата розлива 25.11.2015, производитель: Италия, акцизные марки 056 84194945, 056 84194947, 056 84194944, 056 84194946, 053 90415459, 053 90415444, 053 90415455, 053 90415437, в количестве 8 бутылок; 2. Коньяк "Хенесси ВС", крепость 40 %, объем 0,7 литра, дата розлива 12.02.2015, производитель: Франция, акцизные марки 051 59274661, 051 59274872, 051 59274664, в количестве 3 бутылок; 3. Ром "Бакарди карте бланко", крепость 40 %, объем 0,5 литра, дата розлива 18.10.2016, производитель: Германия, акцизная марка 061 88882233, в количестве 1 бутылки; 4. Вино игристое розовое "Финоро малвасиа росе", крепость 7%, объем 0,75 литра, дата розлива 24.10.2014, производитель: Италия, акцизные марки 048 98272196, 048 98272195, 048 98272187, в количестве 3 бутылок; 5. Текила "Альмека голд", крепость 38 %, объем 0,7 литра, дата розлива 17.03.2015, производитель: Мексика, акцизные марки 052 95705239, 052 95705238, 052 95705233, 052 95705235, 052 95705237, 052 95705243, 052 95705236, 052 95705241, 052 95705242 в количестве 9 бутылок; 6. Ром "Капитан морган ориджинал спешил голд", крепость 35 %, объем 0,5 литра, дата розлива 16.07.2015, производитель: Великобритания, акцизные марки 054 63913971, 054 63913985, 054 63913975, 054 63913952, 054 63913956, 054 63913994 в количестве 6 бутылок; 7. Коньяк "Арарат 3 звезды", крепость 40 %, объем 0,25 литра, в количестве 8 бутылок; 8. Виски "Ред Лейбл", крепость 40 %, объем 0,2 литра, в количестве 8 бутылок; 9. Водка "Пять озер", крепость 40 %, объем 0,25 литра, в количестве 11 бутылок; 10. Вино с защищенным географическим указанием Кубань. Таманский полуостров "Шато Тамань" в ассортименте, крепость 12,5 %, объем 0,187 литра, в количестве 36 бутылок; 11. Игристое вино "Шато Тамань" в ассортименте, крепость 10,0 - 12,5 %, объем 0,2 литра, в количестве 24 бутылок; 12. Вино столовое "Мерло" тетрапак, крепость 12,5 %, объем 1,0 литр, в количестве 4 бутылок. Вся обнаруженная в ходе осмотра алкогольная продукция маркирована федеральными специальными и акцизными марками.
Результаты проведенного осмотра департамент зафиксировал протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.06.2018 N 12-21/13. Алкогольная продукция, обнаруженная департаментом и перечисленная в протоколе осмотра от 01.06.2018 N 12-21/13, изъята на основании протокола от 01.06.2018 N 12-21/13 об изъятии вещей и документов.
Усмотрев в действиях общества нарушения положений части 12 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 04.06.2018 N 12-21/13 по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса и статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Лицензии выдаются на осуществление, в частности, следующих видов деятельности: хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения (пункт 20 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановлении от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснил, что в силу пункта 20 статьи 19 Закона действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений при условии указания в лицензии мест их нахождения; в связи с этим осуществление организацией деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на базе обособленного подразделения, не указанного в лицензии, следует квалифицировать как нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией (нарушение лицензионных требований).
В соответствие с частью 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой (часть 1 статьи 14.17 Кодекса).
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу протокол осмотра от 01.06.2018 N 12-21/13 с приложением фотоматериалов, лицензию серии ДК N 007028, регистрационный номер от 21.12.2017 N 23РПО0008251, договор аренды от 23.11.2015, протокол об административном правонарушении от 04.06.2018 N 12-21/13 и, установив, что на момент проведения департаментом проверки лицензия, выданная общества на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией серии ДК N 007028, регистрационный номер от 21.12.2017 N 23РПО0008251, являлась действующей, сделали правильный вывод о необходимости в рассматриваемом случае квалификации действий общества по части 1 статьи 14.17 Кодекса, поскольку обществом допущено нарушение лицензионных требований, выразившееся в осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в помещениях, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Юных Ленинцев, 10/2 на первом этаже здания, в то время как лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции N 23РПО0008251 выдана на основании документов, предусматривающих осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в помещениях, расположенных в указанном здании на втором этаже.
Разрешая судьбу изъятой в соответствии со статьей 27.1 Кодекса протоколом от 01.06.2018 N 12-21/13 алкогольной продукции, суды учли правовую позицию, изложенную в пункте 5 Обзора судебной практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях от 19.09.2018, в соответствии с которой, то обстоятельство, что алкогольная продукция реализовывалась обществом по адресу, не указанному в лицензии, само по себе не влечет признание продукции находящейся в незаконном обороте.
Установив, что на момент проверки у общества имелась действующая лицензия на продажу алкогольной продукции, спорная алкогольная продукция применительно к положениям статьи 25 Закона N 171-ФЗ не находилась в незаконном обороте, суды обоснованно возвратили обществу изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 01.06.2018 N 12-21/13 алкогольную продукцию.
Учитывая характер совершенного обществом правонарушения, совершение правонарушения впервые, принципы дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд назначил обществу наказание в виде минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса.
Доводы департамента были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу N А32-24345/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая судьбу изъятой в соответствии со статьей 27.1 Кодекса протоколом от 01.06.2018 N 12-21/13 алкогольной продукции, суды учли правовую позицию, изложенную в пункте 5 Обзора судебной практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях от 19.09.2018, в соответствии с которой, то обстоятельство, что алкогольная продукция реализовывалась обществом по адресу, не указанному в лицензии, само по себе не влечет признание продукции находящейся в незаконном обороте.
Установив, что на момент проверки у общества имелась действующая лицензия на продажу алкогольной продукции, спорная алкогольная продукция применительно к положениям статьи 25 Закона N 171-ФЗ не находилась в незаконном обороте, суды обоснованно возвратили обществу изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 01.06.2018 N 12-21/13 алкогольную продукцию.
Учитывая характер совершенного обществом правонарушения, совершение правонарушения впервые, принципы дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд назначил обществу наказание в виде минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2019 г. N Ф08-54/19 по делу N А32-24345/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15668/19
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-54/19
10.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18698/18
16.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24345/18