г. Краснодар |
|
28 февраля 2019 г. |
Дело N А53-9899/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шевляковой И.Н. при участии в судебном заседании, проводимым с использованием системы видеокнференц-связи Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (судья Шапкин П.В., секретарь судебного заседания Грибенкина С.В.), от заявителя - акционерного общества "РИФ" (ИНН 6167003345, ОГРН 1026104149829) - Глущенко С.В. (доверенность от 22.02.2019), от заинтересованного лица - Черноморо-Азовского морского Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631) - Шевченко Е.А. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Риф" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-9899/2018, установил следующее.
Акционерное общество "РИФ" (далее - общество, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, инспекция) о признании недействительным предписания от 22.02.2018 N 0010/01/0037/ПР/2018.
Решением от 05.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2018, в удовлетворении требований отказано на том основании, что акватория морского порта Ростова-на-Дону в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) относится к внутренним морским водам Российской Федерации. Общество осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность во внутренних морских водах. направлено на устранение обществом нарушения и соответствует действующему законодательству.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и несоответствие выводов судов о том, что акватория морского порта Ростова-на-Дону относится к внутренним морским водам Российской Федерации фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управлением при проверке в отношении общества выявлено следующее. Общество располагается в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону в прибрежной защитной полосе и в водоохранной зоне р. Дон. Основными видами деятельности общества является: судоремонт, судостроение, машиностроение, выпуск ТНП, а также осуществление иных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации. Предприятие специализируется на ремонте судов различных типов и классов, осуществляет шовные виды работ - замену обшивки и деревянных настилов, ремонтно-слесарные работы, электромонтажные работы. Общество имеет в собственности гидротехническое сооружение - причальную стенку, протяженностью 335,41 погонных метра (кадастровый номер 61:44:032113:0001:2445/13Я:306837). Назначение причала - достройка и ремонт судов. Для ремонта судов общество имеет в собственности открытый поперечный эллинг площадью 2681,8 м2, представляющий собой капитальное механизированное судоподъемное сооружение, состоящее из наклонной плоскости и имеющий ряд рельсовых путей для подъема и спуска на воду судна. Рельсовые пути эллинга уложены под уклоном частично под водой, частично над водой (стапель).
Предписанием от 05.05.2017 N 0027/02/0099/ПР/2017 управление обязало общество в срок до 01.02.2018 осуществлять судоремонтную деятельность во внутренних морских водах акватории морского порта Ростов-на-Дону при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В период с 05.02.2018 по 22.02.2018 на основании приказа управления от 31.01.2018 N 37-КНД последнее провело внеплановую документарную проверку выполнения обществом предписания от 05.05.2017 N 0027/02/0099/ПР/2017.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 22.02.2018 N 0010/01/0037/ПР/2018, которым предписано в срок до 25.10.2018 осуществлять судоремонтную деятельность во внутренних морских водах акватории морского порта Ростов-на-Дону при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Не согласившись с предписанием от 22.02.2018 N 0010/01/0037/ПР/2018, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды полно и всесторонне исследовали доказательства, правильно установили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, обоснованно исходили из следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Законе N 155-ФЗ. Согласно частям 1 и 2 статьи 34 Закона N 155-ФЗ государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правильным является вывод судебных инстанций о том, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Довод общества о том, что статус внутренних морских вод не относится к водам морского порта Ростова-на-Дону, и требования, изложенные в пункте 7 статьи 11 Закона N 174 и в пункте 2 статьи 34 Закона N 155, не распространяются на воды морского порта Ростова-на-Дону, получил надлежащую правовую оценку судов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р" из перечня внутренних водных путей исключены часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Ростов-на-Дону. Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с Законом N 155-ФЗ. Приказом Минтранспорта Российской Федерации от 09.07.2009 N 114 "Об открытии морского порта Ростов-на-Дону для оказания услуг", порту Ростов-на-Дону присвоен статус морского порта.
Согласно Реестру морских портов Российской Федерации порт Ростов-на-Дону является морским портом с площадью акватории 12,84 кв. км.
В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) акваторией морского порта является водное пространство в границах морского порта.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закон N 155-ФЗ к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) к внутренним морским водам относятся воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения.
Таким образом, верным является вывод судебных инстанций о том, что законодатель четко указывает море не только как ориентир, по которому определяются наиболее удаленные точки в пространстве, но и как конкретный водный объект, который играет самостоятельную роль при определении статуса вод того или иного порта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку приведенные судебные акты приняты по иным обстоятельствам. В рассматриваемом деле инспекция представила суду доказательства осуществления обществом деятельности с использованием гидротехнических сооружений, расположенных во внутренних морских водах, что установили судебные инстанции и пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае необходимо получение положительного заключения государственной экологической экспертизы. Вместе с тем, по состоянию на 01.02.2018 положительное заключение государственной экологической экспертизы деятельности во внутренних морских водах морского порта Ростов-на-Дону обществом не получено.
Учитывая изложенные, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу N А53-9899/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.