Программа, база данных или СМИ?
Что такое сайт? Это вроде бы понятно каждому, но сложно объяснимо. Все его составляющие охраняются законодательством об интеллектуальной собственности, которое позволяет эффективно их защищать. Сайт можно рассматривать и как совокупность программ для ЭВМ, и как базу данных, а если делать акцент на информационной составляющей - как СМИ, хотя, конечно, не каждый сайт можно отнести к этой категории. Сетевые СМИ все чаще попадают в поле зрения законодателя, и, возможно, уже скоро будут разработаны правовые акты, которые, учитывая специфику, позволят решать возникающие в этой сфере вопросы. Сегодня свое мнение высказывает Антон Серго, автор книги "Интернет и Право", М., 2003 г.
Един в трех лицах?
Является ли сайт совокупностью программ для ЭВМ? Пожалуй, да, поскольку каждый его компонент является программой для ЭВМ, иначе его существование в цифровой форме было бы невозможно. Является ли сайт в целом базой данных? Тоже да, поскольку по Закону "Об авторском праве и смежных правах" база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
В то же время к сайту применимо и законодательство о СМИ, регулирующее его содержание.
Обратимся к тексту Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). В соответствии с его ст.2: "Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации". Соответственно "под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".
Итак, определение "массовой информации" вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и материалы (в том числе "печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы"), безусловно, предназначены "для неограниченного круга лиц", за исключением сайтов с ограниченным доступом.
Таким образом, следуя букве закона, сайт является средством массовой информации, поскольку "периодическое распространение массовой информации" (в той или иной форме) является одной из его основных целей. При этом он явно не относится ни к печатным, ни к телерадиовещательным. Для него есть особая категория - специализированное СМИ, т.е. средством для регистрации или распространения продукции которого Законом о СМИ установлены специальные правила.
Так, в ст.24 Закона сказано: "Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текста, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное".
Подчеркиваем, что часть вторая статьи (правила, установленные Законом для радио- и телепрограмм) как раз относится к сайтам, поскольку их информация распространяется непосредственно через телекоммуникационные сети*(1). Вместе с тем с точки зрения правоприменителя и здравого смысла, в большинстве случаев интернет-сайт тождествен печатному изданию.
"Многотиражный" ресурс
Возвращаясь к тексту Закона о СМИ, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта независимо от его регистрации можно рассматривать как редакцию средства массовой информации, а лицо, ответственное за содержание сервера, - как главного редактора.
Однако при этом сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, в большинстве своем не являются журналистами, и лишь единичные российские сайты зарегистрированы как средства массовой информации. Итак, если сайт не зарегистрирован как "иное СМИ", то получается источник массовой информации, у которого есть "редакция" и "главный редактор", но нет журналистов.
В принципе эта поправимо, поскольку ст.52 Закона о СМИ предусматривает распространение профессионального статуса журналиста на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других подобных средств массовой информации.
Статья 1 Закона о СМИ закрепляет свободу массовой информации, уточняя ее: "В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации".
Естественно, что статус СМИ накладывает на сайт определенные ограничения по содержанию. В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Традиционные СМИ подобной направленности отсеиваются на стадии регистрации, а вот к сайту, получившему статус СМИ, а затем перешедшем к запрещенной законом деятельности, применить санкции затруднительно. Лишение статуса СМИ никак не скажется на деятельности сайта, состав его аудитории не изменится (в отличие от аналогичной ситуации для обычного СМИ).
Если регистрирующему сетевому СМИ государственному органу удастся найти общий язык с региональным сетевым информационным центром (осуществляющим регистрацию доменов второго и некоторых третьего уровня в российском сегменте сети Интернет) и хостинг-провайдерами, то логичным было бы одновременно с лишением статуса СМИ лишение и соответствующего доменного имени. Безусловно, статус СМИ и доменное имя - совершенно разные составляющие сетевого издания, но подобное сочетание санкции не только наиболее логично и близко к приостановлению (прекращению) деятельности обычного СМИ, но и достигает поставленной законодателем цели.
Описанное в предыдущих абзацах с трудом, но кажется возможным, если не учитывать того, что как регистрация домена, так и физическое размещение сайта возможно вдали от России. Причем о втором пользователь (читатель) сетевого СМИ может и не знать, не обладая специальными знаниями. Если страница сайта имеет адрес www. что-то. ru/lipa, то из этого еще не следует, в какой стране мира физически находится "липа". Очевидно лишь, что домен зарегистрирован в России, но не более того.
Регистрация домена и (или) физическое размещения сайта в другой стране поднимает новый пласт юридических вопросов и проблем, решение которых неочевидно. Кроме того, необходимо учитывать, в каких пределах законодательство России может быть применимо к сетевым СМИ существующим вышеописанным способом.
В этом контексте ст.6 Закона о СМИ лишь подтверждает имеющиеся проблемы: "закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации". В то же время из этого следует, что Закон о СМИ распространяется не только на отечественные сайты, но и на зарубежные, ориентированные на русскоязычного посетителя, то есть имеющие русскоязычные страницы. Доступность зарубежных сайтов (СМИ) гражданам России гарантируется ст.54 Закона о СМИ.
Организационные вопросы
Конечно, несовершенство Закона поднимает десятки других вопросов. Например, где и как должны быть расположены на сайте выходные данные: на "титуле" или прописаны на каждой информационной странице сайта или в комментарии (в невидимой части) каждой страницы? Четкого ответ на этот вопрос нет, тем не менее представляется, что выходные данные СМИ должны быть доступны с любой страницы сайта.
Формально не вполне понятен "Порядок опровержения" (ст.44 Закона о СМИ) для сетевого СМИ. Как указывается, например, опровержение по радио и телевидению должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. В данном случае к сайтам данный порядок технически не применим, поэтому необходимо руководствоваться нормой для печатного издания ("Опровержение размещается на том же месте полосы и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение или материал"), но что значит "на том же месте" применительно к сайту?
Владельцам сайта (редакции) Закон о СМИ предоставляет возможность осуществлять "Запрос информации" в соответствии со ст.39 Закона о СМИ: "Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции". Будет ли адекватная реакция на запрос со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание...
Следует заметить, что на любое СМИ распространяются требования соблюдения конфиденциальности информации. Закон не устанавливает необходимость сохранения копий материалов для иных (сетевых) СМИ, однако это целесообразно осуществлять во избежание необоснованных претензий и на случай запроса суда.
Последние годы сетевые СМИ живут в напряжении. Вот уже несколько лет ведутся с переменным успехом разработки нормативно-правовых актов, посвященных телекоммуникационным сетям (Интернету), контенту и его владельцам. В частности, в начале 2002 года постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) было решено ввести в действие для применения в РФ ГОСТ 07.83-2001 "СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения"*(2) в качестве государственного стандарта Российской Федерации с датой введения в действие 1 июля 2002 года.
Как указывается, "стандарт предназначен для производителей электронных изданий". По определению ГОСТа "электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения". В законодательстве содержится другое определение: "электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях"*(3) или "в сетевом режиме" (добавление из преамбулы Закона).
Давайте уточним
Вообще, следует признать, что в законодательстве присутствует нечеткость в определениях. Например, электронные издания - это программы для ЭВМ (по ГОСТу), электронные СМИ - это телевизионные и радиопрограммы (по законодательству о выборах). Помимо этого, в ГОСТе присутствует и понятие "электронное сетевое издание". Нам важны те его положения, которые имеют прямое отношение к сетевым СМИ (электронным изданиям).
Стандарт различает электронные издания: по наличию/отсутствию печатного эквивалента, по природе основной информации (текстовое [символьное], изобразительное*(4), звуковое, мультимедийное и программный продукт*(5)), по целевому назначению, по технологии распространения (локальное, сетевое*(6), комбинированное).
Опуская подробности, можно сказать, что основное практическое назначение ГОСТа - определить размещение и объем выходных сведений электронных изданий. Согласно документу, "основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. Титульный лист может состоять из нескольких частей, связанных между собой переходами".
Однако поскольку ГОСТ пока носит рекомендательный характер и противоречит Закону о СМИ, следует руководствоваться последним. Объем выходных данных установлен в ст.27 Закона о СМИ, но не все они физически присутствуют у сетевого издания, поэтому необходимо и достаточно указать:
- полное название сетевого СМИ;
- информация об учредителе (учредителях) и главном редакторе;
- информация о регистрации издания (если осуществлена);
- адреса и телефоны редакции;
- иные сведения, предусмотренные законодательством об авторском праве и смежных правах. Представляется, что в выходных данных редакция может указывать и иные сведения, размещение которых не противоречит действующему законодательству.
А. Серго
"эж-ЮРИСТ", N 32, август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Министерство РФ по налогам и сборам в Письме от 11 мая 2000 г. N ВГ-6-02/361 "О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет" к сайтам относит первую часть статьи 24 Закона о СМИ.
*(2) Текст ГОСТа см.: http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/gost.htm
*(3) Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
*(4) Примечание: к изобразительным изданиям ГОСТ относит факсимиле, а также тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки.
*(5) Программный продукт - не самая "удачная" разновидность электронного издания.
*(6) Сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети (ГОСТ 7.83-2001).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru