г. Краснодар |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А32-18623/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коробки Григория Николаевича (ИНН 233003531578, ОГРНИП 307233027500069) - Сапруновой Е.К. (доверенность от 01.08.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019), в отсутствие третьих лиц: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельсхозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", администрации муниципального образования Первореченского сельского поселения муниципального образования Динской район, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коробки Григория Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-18623/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Коробка Г.Н. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными содержащихся в письмах от 07.03.2018 N 52-10514/18-32-12, от 07.03.2018 N 52-10515/18-32-12 и от 07.03.2018 N 52-10520/18-32-12 отказов в предоставлении предпринимателю в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82; 23:07:1002000:134; 23:07:1002000:83 и возложении на департамент обязанности направить договоры аренды указанных земельных участков.
Заявление мотивировано тем, что глава хозяйства обладает правом на заключение договоров аренды спорных земельных участков на новый срок в льготном порядке (вне публичных процедур).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельсхозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" (далее - учреждение) и администрация муниципального образования Первореченского сельского поселения муниципального образования Динской район (далее - администрация).
Решением от 27.07.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 06.11.2018, в удовлетворения заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием обстоятельств, препятствующих предоставлению спорных земельных участков в аренду предпринимателю. В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 расположены не только существующие, но и проектируемые объекты - автомобильные дороги местного значения, которые включенные в генеральный план Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденный решением совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 N 50/5. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположены проектируемое детское дошкольное учреждение, резервная территория жилой застройки, прогнозируемая территория жилой застройки и территория общественной застройки. Кроме того, на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82 и 23:07:1002000:134 расположена сеть каналов. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположены два объекта (кадастровые номера 23:00:0000000:1088 и 23:07:0000000:2716), находятся являются магистральными каналами (мелиоративная система), принадлежат Российской Федерации и переданы на праве оперативного управления учреждению. Согласно сведениям ЕГРН от 12.02.2018 N 23/001/032/2018-2580 границы земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0421003:31 и 23:43:0421003:29.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что водные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82 и 23:07:1002000:134 согласно сведениям Федерального агентства водных ресурсов от 26.03.2018 отсутствуют. Находящиеся на указанных земельных участках магистральные каналы представляют собой мелиоративную систему, которая находится в неудовлетворительном состоянии и не имеет самостоятельного назначения.
На дату заключения договора аренды от 23.06.2018 N 8807000087 предприниматель не располагал сведениями о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0421003:31 и 23:43:0421003:29. Согласно ответу администрации от 19.03.2018 проектируемая дорога на земельном участке с кадастровым номером 23:07:1002000:134 отсутствует; застройка территории до 2025 года не планируется. Согласно письмам Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район ближайшие три года на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 строительство не планируется. Предприниматель своевременно оплачивает арендную плату за пользование спорными земельными участками. На земельных участках находятся объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель департамента указал на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, муниципальное образование Динской район и глава хозяйства Коробка А.Н. заключили договор от 23.06.2008 N 8807000087 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 513,3509 га с кадастровым номером 23:07:1002000:82, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ОАО "Агрофирма Победа", сроком до 23.06.2018, договор от 23.05.2016 N 8807000433 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 5 949 118 кв. м с кадастровым номером 23:07:1002000:134, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ОАО "Агрофирма Победа", участок N 1, сроком до 23.06.2018 и договор от 23.06.2008 N 8807000086 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 204,3771 га с кадастровым номером 23:07:1002000:83, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ОАО "Агрофирма Победа", сроком до 23.06.2018. Земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
05 февраля 2018 года предприниматель обратился в департамент с заявлениями о заключении договоров аренды в отношении указанных земельных участков на новый срок.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10520/18-32-12 департамент отказал в предоставлении испрашиваемой услуги. Отказ мотивирован тем, что граница земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0421003:31, 23:43:0421003:29. Согласно акту обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 39 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 расположена сеть каналов.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10515/18-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134, поскольку в соответствии с генеральным планом Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденным решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013, участок расположен на территории резервной жилой застройки, территории прогнозируемой жилой застройки, территории общественной застройки и территории учреждений образования. Согласно информации, представленной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (письмо от 21.02.2018), в границах испрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение автомобильных дорог местного значения. Согласно пояснительной записке к акту обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 40 в границах спорного земельного участка расположено строение из металлопрофиля (конструкция), магазин, сельскохозяйственная ярмарка, полуразрушенное строение (насосная станция). Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположена сеть каналов.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10514/18-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:83. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденным решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 N 50/5, данный участок расположен в границах функциональной зоны "зона сельскохозяйственного назначения" (резервная территория жилой застройки; территория рекультивированной свалки; существующая производственная территория сельскохозяйственного назначения; проектируемая производственная территория сельскохозяйственного назначения; проектируемая коммунальноскладская территория; территория общественной застройки). Согласно пояснительной записке к акту обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 41 в границах испрашиваемого земельного участка располагаются объекты недвижимости: аппаратная склада жидких удобрений, склад минеральных удобрений с приставкой, склад минеральных удобрений, пункт протравки семян, резервуары для удобрений, мощение, весовая, емкости для ГСМ, строение из металлопрофиля, (контора) с навесом ориентировочной площадью 100 кв. м, складское помещение (металлический ангар) с ориентировочной площадью 4800 кв. м, три хозяйственно-бытовых строения из металлопрофиля.
Глава хозяйства, полагая, что данные отказы являются незаконными и нарушают принадлежащие ему права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Закона (в редакции, действующей на момент подачи заявления) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции, установили, что испрашиваемые предпринимателем в аренду на новый срок земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены в аренду в связи с наличием оснований для отказа в предоставлении земельных участков, предусмотренных пунктами 5, 14, 17 и 24 статьи 39.16 Земельного кодекса. Согласно генеральному плану Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденному решением совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 N 50/5, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 расположены не только существующие, но и проектируемые объекты - автомобильные дороги местного значения. Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположены проектируемые детское дошкольное учреждение, резервная территория жилой застройки, прогнозируемая территория жилой застройки и территория общественной застройки. Согласно сведениям ЕГРН в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82 и 23:07:1002000:134 расположена сеть каналов, которые представляют собой магистральные каналы, принадлежащие Российской Федерации и находящиеся в оперативном управлении учреждения. Согласно сведениям ЕГРН от 12.02.2018 N 23/001/032/2018-2580 границы земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0421003:31 и 23:43:0421003:29. Сделанные апелляционным судом выводы основаны на содержании представленных в дело доказательств. Заключив, что испрашиваемые предпринимателем земельные участки не могут быть предоставлены в аренду, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований. О предоставлении земельных участков иной площади и конфигурации предприниматель не заявил.
Довод подателя жалобы о том, что согласно ответу управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район ближайшие три года на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 не планируется строительство транспортных объектов, не принимается судом округа, поскольку это обстоятельство не исключает действие документа территориального планирования в частях, необходимых для строительства социально-значимых объектов.
В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц - указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Довод о нахождении на участках объектов, принадлежащих заявителю, не принимается. В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие заключить, что для эксплуатации зданий и сооружений необходима вся территория испрашиваемых участков. Кроме того, в силу статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения данный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 13.11.2018 и апелляционного постановления от 31.01.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А32-18623/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о нахождении на участках объектов, принадлежащих заявителю, не принимается. В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие заключить, что для эксплуатации зданий и сооружений необходима вся территория испрашиваемых участков. Кроме того, в силу статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения данный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
...
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 13.11.2018 и апелляционного постановления от 31.01.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф08-2203/19 по делу N А32-18623/2018