Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф08-2203/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2019 г. |
дело N А32-18623/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представителя Сапруновой Е.К. по доверенности от 01.08.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Коробки Григория Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 по делу N А32-18623/2018, принятое в составе судьи Данько М.М., по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Коробки Григория Николаевича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельсхозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", администрации муниципального образования Первореченское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель главы КФХ Коробка Григорий Николаевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными решения департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), оформленные письмами от 07.03.2018 N 52-10514/18-32-12; от 07.03.2018 N 52-10515/18-32-12; от 07.03.2018 N 52-10520/18-32-12 об отказе в предоставлении земельных участков в аренду;
- обязать департамент устранить допущенные нарушения, путем направления предпринимателю договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82; 23:07:1002000:134; 23:07:1002000:83.
Заявление мотивировано тем, что истец, как арендатор имеет право на заключение договоров аренды земельных участков на новый срок в льготном порядке вне публичных процедур.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", администрация муниципального образования Первореченское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район.
Решением от 13.11.2018 суд оставил заявленные требования без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и просил решение суда отменить.
Жалоба мотивирована отсутствием оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков в аренду без торгов. Предприниматель является сельхозпроизводителем, добросовестно оплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости объектов, задолженности не имеет.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Распоряжением от 09.01.2019 в связи с назначением Смотровой Н.Н. Указом Президента Российской Федерации от 30.12.2018 на должность судьи Арбитражного суда Центрального округа дело для рассмотрения было передано судье Ефимовой О.Ю.
Заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представитель предпринимателя настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, местным самоуправлением Динской район с крестьянским хозяйством Коробка А.Н. подписаны договоры аренды:
- от 23.06.2008 N 8807000087 земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 площадью 513,3509 га, имеющего адрес: край, Динской район, в границах ОАО "Агрофирма Победа" сроком действия до 23.06.2018.
- от 23.05.2016 N 8807000433 земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 площадью 5949118 кв. м, имеющего адрес: Краснодарский край, Динской район, в границах ОАО "Агрофирма Победа", участок N 1 сроком действия до 23.06.2018.
- от 23.06.2008 N 8807000086 земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:83 площадью 204,3771 га, имеющего адрес: Динской район, в границах ОАО "Агрофирма Победа" сроком действия до 23.06.2018.
Земельные участки имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Предприниматель 05.02.2018 обратился в департамент с заявлениями о заключении договоров аренды на новый срок.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10520/18-32-12 в предоставлении услуги отказано, поскольку граница земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 23:43:0421003:31, 23:43:0421003:29. Кроме того, согласно акту обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 39 в границах земельного участка расположена сеть каналов.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10515/18-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 23:07:1002000:134, указав, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район, в соответствии с генеральным планом Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденным решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 участок расположен на территории резервной жилой застройки, территории прогнозируемой жилой застройки, территории общественной застройки, территории учреждений образования. Кроме того, согласно информации, представленной в письме департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 21.02.2018 в границах испрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение автомобильных дорог местного значения. Согласно пояснительной записке к акту обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 40 в границах испрашиваемого земельного участка расположены следующие объекты: строение из металлопрофиля (конструкция), магазин, сельскохозяйственная ярмарка, полуразрушенное строение (насосная станция). Так же в границах испрашиваемого земельного участка расположена сеть каналов.
Письмом от 07.03.2018 N 52-10514/18-32-12 департамент отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:83 по причине того, что в соответствии с генеральным планом Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденным решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 N 50/5, земельный участок расположен в границах функциональной зоны - "зона сельскохозяйственного назначения (резервная территория жилой застройки; территория рекультивированной свалки; существующая производственная территория сельскохозяйственного назначения; проектируемая производственная территория сельскохозяйственного назначения; проектируемая коммунально-складская территория; территория общественной застройки). Согласно пояснительной записке к акту обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 41 в границах испрашиваемого земельного участка располагаются следующие объекты недвижимости: аппаратная склада жидких удобрений; склад минеральных удобрений с приставкой; склад минеральных удобрений; пункт протравки семян; резервуары для удобрений, мощение, весовая, емкости для ГСМ, строение из металлопрофиля, (контора) с навесом ориентировочной площади 100 кв.м., складское помещение (металлический ангар) с ориентировочной площадью 4800 кв.м., хозяйственно-бытовые строения из металлопрофиля в количестве 3 шт.
Не согласившись с вынесенными отказами, предприниматель обратился в суд.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя ввиду следующего.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 1 статьи 10 которого определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) отдельно указано, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлением) допускалось заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретения земельного участка без проведения торгов.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:1002000:83 расположен в нескольких территориальных зонах.
В соответствии с правилами землепользования и застройки Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденными решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 29.08.2013 N 53/2 земельный участок с кадастровым номером 23:07:1002000:83 расположен в границах территориальных зон "территории, на которые градостроительные регламенты не распространяются" и "зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2)".
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ГрК РФ, а также пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в предоставлении земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Предоставление земельного участка должно осуществляться согласно действующим Правилам землепользования и застройки, требования которых, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации, должны быть учтены при образовании земельного участка.
С учетом изложенного, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что использование земельного участка предпринимателем для сельскохозяйственного использования будет невозможно в связи с нахождением данного земельного участка в границе территориальной зоны "зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2)".
Из материалов дела также следует, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 расположены проектируемые объекты.
В соответствии с генеральным планом Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденным решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 N 50/5, в границах вышеуказанных земельных участков предусмотрено размещение автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ департамента соответствует требованиям пункта 17 статьи 39.16 и подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Согласно сведениям ИСОГД в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположены проектируемое детское дошкольное учреждение, резервная территория жилой застройки, прогнозируемая территория жилой застройки, территория общественной застройки.
В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 расположена существующая автомобильная дорога местного значения.
В соответствии с генеральным планом Первореченского сельского поселения Динского района, утвержденным решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района от 23.05.2013 N 50/5, в границах вышеуказанных земельных участков проходит существующая автомобильная дорога местного значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Земли транспорта относятся к землям специального назначения в связи с характером специальных задач, для решения которых они используются или предназначены.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ не могут быть предоставлены земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и т.д.).
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является факт его изъятия из оборота или ограничения в обороте.
В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:1002000:83 и 23:07:1002000:134 расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно акту обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 40, который проводился в присутствии заявителя и подписан им, на земельном участке с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположены объекты: строение из металлопрофиля (конструкция) магазин и сельскохозяйственная ярмарка ориентировочной площадью 90 кв.м., полуразрушенное строение (насосная станция) ориентировочной площадью 80 кв.м. Правоустанавливающие документы на вышеуказанные объекты представлены не были.
Также согласно акту обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 14.02.2018 N 41, который также проводился в присутствии заявителя и был подписан им, на земельном участке с кадастровым номером 23:07:1002000:83 расположены следующие объекты: аппаратная склада жидких удобрений площадью 50, 2 кв. м, склад минеральных удобрений площадью 572, 3 кв.м., склад минеральных удобрений площадью 803 кв. м, пункт протравки семян площадью 1447 кв.м. Также на земельном участке расположены резервуары для удобрений, мощение, весовая, емкости для ГСМ, строение из металлопрофиля (контора) с навесом площадью 100 кв.м., складское помещение площадью 4800 кв. м, хозяйственно-бытовые строения из металлопрофиля 3 шт., на которые документы представлены не были.
Вместе с тем, в заявлении о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков заявителем был указан пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, который не предусматривает предоставление земельного участка в аренду, занятого объектами недвижимого имущества.
Учитывая расположение на испрашиваемых земельных участках объектов, заявителю необходимо было приложить к заявлению (на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 39.20 ЗК РФ) документы, подтверждающие право собственности на расположенные на земельных участках объекты.
Также площадь земельного участка, занятого объектами недвижимого имущества и необходимого для их использования, должна быть обоснована в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности.
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82 и 23:07:1002000:134 расположена сеть каналов.
Согласно актам обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82 и 23:07:1002000:134 расположена сеть каналов.
Так, согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:134 расположены два объекта с кадастровыми номерами 23:00:0000000:1088 и 23:07:0000000:2716, которые, в свою очередь, являются магистральными каналами, находящимися в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю".
Одним из принципов, на котором основывается Земельный кодекс Российской Федерации, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отраженный в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ.
Оросительная система представляет собой земельную территорию с расположенными на ней гидротехническими (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы и трубопроводы и др.) и эксплуатационными (дороги, мосты и др.) сооружениями, обеспечивающими ее орошение. Рисовая оросительная система, предназначенная для орошения риса и сопутствующих культур севооборота, состоит из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт (разделенных на чеки валиками), сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации.
В состав оросительной системы входят оросительная, водосборно-сбросная и дренажная сети. Оросительная система должна включать комплекс взаимосвязанных сооружений, зданий и устройств, обеспечивающий в условиях недостаточного естественного увлажнения поддержание в корнеобитаемом слое почвы орошаемого массива оптимального водно-солевого режима для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (пункт 1.1 Строительных норм и правил "Мелиоративные системы и сооружения" (СНиП 2.06.03-85), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 228).
Таким образом, мелиоративные системы (в том числе оросительные системы) отнесены к гидротехническим сооружениям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
В соответствии с правилами ст.2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации) мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 10 Закона о мелиорации).
В соответствии со статьей 11 Закона о мелиорации государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (далее - федеральная собственность) и на праве собственности субъекту Российской Федерации (далее - собственность субъекта Российской Федерации).
К собственности субъектов Российской Федерации относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной собственности, к муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Отнесение государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель не могут быть предоставлены гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам.
С учетом вышеизложенного, следует сделать вывод, что государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, а также земельные участки, граничащие с ними, не могут быть предоставлен гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам.
Довод об отсутствии на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:1002000:82 и 23:07:1002000:134 сети каналов судебной коллегией не принимается как противоречащий материалам дела.
Граница земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0421003:31 и 23:43:0421003:29.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 12.02.2018 N 23/001/032/2018-2580 граница земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002000:82 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0421003:31 и 23:43:0421003:29 (л.д. 129, т. 1).
Согласно п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы заявителя жалобы о том, что предприниматель добросовестно оплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости объектов, задолженности не имеет, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, судебной коллегией отклоняются с учетом вышеизложенных положений действующего законодательства.
Поскольку отказ департамента основан на нормах Земельного кодекса и содержании представленных в распоряжение уполномоченного органа документов, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований главы хозяйства (часть 3 статьи 201 Кодекса).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2018 по делу N А32-18623/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18623/2018
Истец: индивидуальный предприниматель Глава КФХ Коробка Григорий Николаевич, КФХ Глава Коробка Г. Н.
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарский край, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Первореченское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельсхозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю"