г. Краснодар |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А53-22302/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ИНН 7728262893, ОГРН 1027728000871) - Красильниковой Н.К. (доверенность от 05.07.2016), Карташова А.В. (доверенность от 01.01.2018), от заинтересованного лица - Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6167080727, ОГРН 1056167017323) - Александрова А.А. (доверенность от 18.02.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2018 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Соловьёва М.В.) по делу N А53-22302/2018, установил следующее.
ООО "Газпромтранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании недействительным предписания от 17.04.2018 N 19/2.
Решением суда от 16.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2018, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым предписание прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение судебными инстанциями норм процессуального права, являющихся в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, а именно принятие судебного акта о правах и об обязанностях лица - ООО "Газпром добыча Астрахань" (производитель серы комовой), не привлеченного к участию в деле. Общество является экспедитором продукции, в его обязанности не входит проверка качества самого груза. "ГОСТ 127.1-93. Межгосударственный стандарт. Сера техническая. Технические условия", введенный в действие постановлением Госстандарта России от 21.03.1996 N 198 (далее - ГОСТ 127.1-93), не подлежит обязательному исполнению. При проведении испытаний испытательной лабораторией ООО ПКФ "Астрахим" не обеспечено присутствие представителей общества.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в связи с произошедшим 14.01.2018 возгоранием опасного груза (сера техническая газовая комовая, аварийная карточка 404) в 16-ти полувагонах, следовавших в составе поезда N 2251, отправленного обществом со станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги, управление на основании распоряжения от 21.03.2018 N 120 провело внеплановую документарную проверку деятельности общества, по результатам которой установило, что перевозимый груз (сера комовая) не соответствует требованиям ГОСТа 127.1-93 (протоколы испытаний от 28.03.2018 N 125 - 140, проведенные испытательной лабораторией ООО ПКФ "Астрахим").
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 17.04.2018 N 19/2.
В целях предотвращения правонарушения 17.04.2018 управление выдало обществу (грузоотправителю груза) предписание N 19/2, в котором указало, что в предъявленном на ст. Аксарайская к перевозке вагоне N 54871876 по отправке N ЭП434346 груз "сера комовая" не соответствует требованиям ГОСТа 127.1-93 - превышено содержание массовой доли кислот (превышение в 3,9 раза) и массовой доли воды (превышение в 4 раза), чем нарушена часть 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ), ГОСТ 127.1-93. Обществу предписано с момента получения предписания запретить погрузку груза "сера комовая", не соответствующего требованиям ГОСТа 127.1-93, а также до 18.05.2018 представить отчет с документами, подтверждающими исполнение требования предписания и устранения выявленных нарушений.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договоров перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, установленных Законом N 18-ФЗ, Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки (часть 1 статьи 14 Закона N 17-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 18-ФЗ правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
В силу статьи 18 Закона N 18-ФЗ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.
При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Аналогичные условия содержатся и в пункте 18 Приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом".
В случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем (отправителем) условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность. Порядок заключения таких договоров устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (статья 8 Закона N 18-ФЗ).
Аналогичное правило установлено пунктом 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 41 (далее - Правила).
Перевозки грузов на особых условиях могут осуществляться перевозчиком в следующих случаях: при перевозке грузов, перевозка которых не предусмотрена правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом; при перевозке импортных скоропортящихся грузов, следующих через российские порты назначением на российские станции; при перевозке грузов, перевозка которых осуществляется с несоответствием тары, упаковки и состояния груза требованиям стандартов, технических условий или при применении новых видов тары и упаковки; при перевозке скоропортящихся грузов на срок выше предельного срока перевозки, установленного правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов; при перевозке с использованием железнодорожного подвижного состава, контейнеров, в которых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом не предусматривается перевозка отдельных видов грузов; других случаев, не предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 9 Правил перевозчик не отвечает за качество и количество перевозимого груза в случае, если перевозка груза на особых условиях выполнена с соблюдением требований названных Правил и условий договора перевозки груза на особых условиях.
Таким образом, в соответствующих договорах их стороны вправе устанавливать не только особенности в отношении утвержденных правил перевозки грузов, но и особенности ответственности перевозчика за перевозку грузов и их сохранность.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 05.04.1996 N 15 (далее - Правила перевозки опасных грузов) они распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств - участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Пунктом 1.3.3 Правил перевозки опасных грузов предусмотрено, что вследствие особых обстоятельств (свойства груза, его состояние или предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами), для данного груза могут устанавливаться особые условия перевозки. Перевозка грузов на особых условиях во внутригосударственном сообщении определяется национальным законодательством.
Транспортное происшествие на железнодорожном транспорте подлежит служебному расследованию в порядке, предусмотренном Законом N 17-ФЗ, целью которого является выявление обстоятельств и причин нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, оценка действий персонала и должностных лиц, действия (бездействия) которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что ОАО "Российские железные дороги" (исполнитель) и общество (грузоотправитель) заключили договор от 29.01.2016 N 11/ОУ-16 на организацию перевозок грузов на особых условиях, согласно которому он регулирует взаимоотношения сторон по организации перевозки серы комовой, гранулированной (ООН 1350, класс опасности 4.1, АК-404, штемпели в накладной "легко воспламеняется", "прикрытие 3/3-0-1-0") железнодорожным транспортом на особых условиях в соответствии со статьей 8 Закона N 18-ФЗ. Перевозка серы комовой, гранулированной осуществляется насыпью в собственных и арендованных полувагонах со станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги (пункты 1.1 и 1.2; л. д. 35 - 37 т. 1).
Пунктом 4.2 договора стороны предусмотрели, что все претензии по массе и качеству груза регулируются между грузоотправителем и грузополучателем без участия железных дорог.
Признавая обоснованным выдачу оспариваемого предписания обществу, являющемуся грузоотправителем спорного товара, судебные инстанции сделали вывод о правомерном вынесении управлением данного предписания с целью предупреждения в будущем возможных транспортных происшествий при перевозке на особых условиях (на условиях, не предусмотренных Правилами перевозок опасных грузов) железнодорожным транспортом опасного груза - серы комовой.
При этом суд обоснованно учел, что согласно ГОСТу 127.1-93 настоящий стандарт распространяется на серу техническую природную, получаемую из самородных серных и полиметаллических сульфидных руд, и серу техническую газовую, получаемую при очистке природных и коксовых газов, а также отходящих газов нефте- и сланцепереработки. Требования настоящего стандарта являются обязательными. Техническую серу выпускают жидкую и комовую. Сера горюча. Взвешенная в воздухе пыль пожаровзрывоопасна.
Суд отметил, что опасный груз - сера комовая, не соответствующая требованиям ГОСТа 127.1-93, может обладать какими-либо иными опасными свойствами, в том числе непредсказуемым воздействием на человека и окружающую среду.
Требование оспариваемого предписания, запрещающее погрузку опасного груза, не соответствующего ГОСТу 127.1-93, не создает необоснованного ограничения прав общества.
Препятствия для погрузки серы комовой, соответствующей требованиям ГОСТа 127.1-93, предписание не содержит.
Кроме того, статус общества, осуществляющего отправку груза на основании договора транспортной экспедиции, не исключает его обязанности обеспечивать безопасность перевозки опасного груза.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Таким образом, в силу закона общество вправе требовать от клиента документы, подтверждающие соответствие груза предъявляемым к нему требованиям.
Доводы общества о принятии им всех необходимых и достаточных мер к проверке соответствие отгружаемой серы определенным законом стандартам и отсутствии обязанности применения к перевозимому грузу ГОСТа 127.1-93 противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Представленный в доказательство этого довода паспорт безопасности химической продукции (л. д. 18 - 31 т. 1) как раз содержит информацию о том, что основным нормативным, техническим документов на перевозимую серу, возгорание которой произошло при перевозке, является ГОСТ 127.1-93 (страница 1 - 14 паспорта безопасности химической продукции (сера техническая газовая комовая). Довод о разработке каждым производителем серы комовой своих стандартов и требований по качеству противоречит как указанным судом нормам права, так и указанному паспорту безопасности.
Более того, как правильно установил суд, общество как грузоотправитель обязалось в договоре с железной дорогой на организацию перевозки грузов на особых условиях регулировать все претензии по массе и качеству груза между грузоотправителем и грузополучателем без участия железной дороги, приняв на себя таким образом до передачи груза получателю обязанности по соблюдению качества груза.
Сера подвергается приемо-сдаточным испытаниям (пункт 3.1 ГОСТа 127.1-93). Сера принимается партиями. Партией считают количество серы, отгружаемое в один адрес и сопровождаемое одним документом о качестве (пункт 3.2 ГОСТа 127.1-93). Пунктом 3.4 ГОСТа 127.1-93 установлено, что для контроля качества комовой и жидкой серы пробы отбирают из каждого четвертого вагона (цистерны) контролируемой партии, но не менее чем из трех вагонов (цистерн). При отправке серы в объеме менее трех транспортных единиц пробы отбирают из каждой транспортной единицы. Изготовитель гарантирует соответствие технической серы требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. Гарантийный срок хранения технической серы - один год со дня отгрузки (пункт 6 ГОСТа 127.1-93).
Доказательства обращения к изготовителю перевозимой серы комовой с претензиями по поводу несоблюдения качественных характеристик произведенной им продукции и соблюдения условий транспортирования и хранения (с учетом заключения определенных договором перевозки с железной дорогой условий ответственности за качество груза) общество в материалы дела не представило. Как правильно учел суд применительно к установленным им фактическим обстоятельствам дела, стороны договора перевозки опасного груза были вправе установить не только особенности в отношении утвержденных правил перевозки грузов, но и особенности ответственности перевозчика за перевозку грузов и их сохранность.
При таких обстоятельствах возложение на общество оспариваемым предписанием обязанности по приемке опасного груза, соответствующего ГОСТу 127.1-93 обоснованно признано судом законным и направленным на предотвращение возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций.
Довод общества о нарушении судебными инстанциями норм процессуального права, являющихся в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, - принятие судебного акта о правах и об обязанностях лица - ООО "Газпром добыча Астрахань" (производитель серы комовой), не привлеченного к участию в деле, подлежит отклонению.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
В рассматриваемом деле внеплановая документарная проверка проведена в отношении общества, по результатам которой вынесено предписание также в отношении индивидуально определенного лица - общества. Оспариваемым предписанием не затрагиваются права и не возлагаются обязанности на ООО "Газпром добыча Астрахань", которое, как указывает общество, является производителем серы комовой.
Кроме того, данный довод впервые заявлен в кассационной жалобе.
Подлежит отклонению и довод о необеспечении присутствия представителей общества при проведении испытаний ООО ПКФ "Астрахим", поскольку при проведении внеплановой документарной проверки управление не проводило экспертизу проб груза, экспертная организация не назначалась.
Испытания серы комовой, взятой из вагонов, в которых произошло возгорание, проведены испытательной лабораторией ООО ПКФ "Астрахим" по заказу Приволжского ТЦФТО как субъекта железнодорожного транспорта, на территории которого произошло транспортное происшествие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что следует из письма управления от 24.05.2018 N 1421.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А53-22302/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Таким образом, в силу закона общество вправе требовать от клиента документы, подтверждающие соответствие груза предъявляемым к нему требованиям.
Доводы общества о принятии им всех необходимых и достаточных мер к проверке соответствие отгружаемой серы определенным законом стандартам и отсутствии обязанности применения к перевозимому грузу ГОСТа 127.1-93 противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Представленный в доказательство этого довода паспорт безопасности химической продукции (л. д. 18 - 31 т. 1) как раз содержит информацию о том, что основным нормативным, техническим документов на перевозимую серу, возгорание которой произошло при перевозке, является ГОСТ 127.1-93 (страница 1 - 14 паспорта безопасности химической продукции (сера техническая газовая комовая). Довод о разработке каждым производителем серы комовой своих стандартов и требований по качеству противоречит как указанным судом нормам права, так и указанному паспорту безопасности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2019 г. N Ф08-2328/19 по делу N А53-22302/2018