г. Краснодар |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А20-2557/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Шомаховой И.В. (доверенность от 15.04.2019), от заинтересованного лица - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229) - Абазовой Л.В. (доверенность от 16.04.2019), Березговой М.Б. (доверенность от 02.11.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721018445, ОГРН 1060721064326) - Зекореева И.А. (доверенность от 09.01.2019), Ульбашева А.Б. (доверенность от 04.04.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Местной администрации Баксанского муниципального района, Местной администрации Чегемского муниципального района, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2018 (судья Бечелов А.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А20-2557/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 295 294 271 рубля 07 копеек убытков, возникших в результате осуществления перерасчета оплаты за газ, произведенного по решениям судов и заявлениям абонентов - работников учреждений образования и здравоохранения в сельской местности, и 200 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14.01.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.06.2015, с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 167 108 753 рубля 81 копейка убытков, 169 490 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 30.09.2015 указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований оставлены в силе. В остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2017, с Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин Кабардино-Балкарской Республики) в пользу общества взыскано 153 171 545 рублей 93 копейки убытков, 183 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлине. В остальной части в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 21.08.2017 решение суда первой инстанции от 13.07.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.03.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении определением суда первой инстанции от 06.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Местная администрация Баксанского муниципального района (далее - администрация Баксанского района) и Местная администрация Чегемского муниципального района (далее - администрация Чегемского района).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество уточнило заявленные требования, просило суд взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина Кабардино-Балкарской Республики и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации и казны Кабардино-Балкарской Республики 167 108 753 рубля 81 копейку убытков за вычетом НДС, понесенных обществом в результате произведения перерасчетов медицинским работникам и работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа; 200 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Уточнение принято судом первой инстанции.
Определением суда первой инстанции от 15.08.2018 требования к Российской Федерации в лице Минфина России, к Кабардино-Балкарской Республике в лице Минфина Кабардино-Балкарской Республики, в части взыскания 125 391 129 рублей 40 копеек выделено в отдельное производство, делу присвоен N А20-3954/2018.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2018, в удовлетворении заявленных обществом к Российской Федерации в лице Минфина России требований отказано. С Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества взыскан 1 761 611 рублей 71 копейка (за вычетом НДС 18%). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 01.06.2010 общество оказало услуги по поставке газа проживающим в сельской местности Кабардино-Балкарской Республики потребителям - педагогическим работникам, за период с 01.01.2007 по 01.09.2012 - медицинским работникам.
В 2012 - 2014 годах указанные категории потребителей обращались в судебные инстанции с требованиями о проведении перерасчета сумм, начисленных к уплате за газ, использованный на отопление жилья.
Вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции действия общества по начислению в спорные периоды проживающим в сельской местности потребителям - педагогическим и медицинским работникам, стоимости газа, использованного на отопление жилых домов, признаны незаконными. Суды обязали заявителя внести изменения в лицевые счета абонентов.
На основании приказа от 17.09.2013 N 1-251 "О проведении перерасчетов платы за газ" обществом проведены мероприятия по инвентаризации состояния расчетов с абонентами, являвшимися в период с 01.01.2007 по 01.01.2011 работниками учреждений образования и здравоохранения, работающими и проживающими в сельской местности, и осуществлен перерасчет платы за газ в пределах объёмов, расходуемых на отопление жилых помещений и оплаченных ими ранее сумм.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением о взыскании убытков.
В силу положений статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное статьей 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации N 3266-1), действующего в спорный период, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом, в том числе, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила), установлено, что данный документ определяет порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных, в том числе, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно статье 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.1994 N 4-РЗ "Об образовании", действующего в спорный период, педагогические работники Кабардино-Балкарской Республики в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением посредством предоставления им ежемесячной денежной компенсации в полном размере расходов на указанные цели. Эти льготы сохраняются также за педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности после ухода на пенсию, если он проработал в сельском образовательном учреждении не менее 10 лет.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2008 N 108-ПП "Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа" утверждено Положение о порядке назначения выплаты и финансирования ежемесячных денежных выплат специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - Положение) и приложение к нему - Перечень профессий и должностей специалистов, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки (далее - Перечень). Согласно разделам 1 и 3 данного Перечня, действующего до 04.06.2010, указанные в них работники учреждений здравоохранения и образовательных учреждений относятся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки.
В силу пункта 19 Положения расходы, связанные с ежемесячной денежной выплатой, финансируются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на текущий финансовый год по разделу "Социальная политика", подразделу "социальное обеспечение населения".
Кроме того, Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление от 04.06.2010 N 122-ПП, которым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа", действовавший до 03.08.2016.
Суды установили, что перерасчеты в отношении педагогических работников произведены за период с 2007 года по июнь 2010 года, по медицинским работникам - за период с 2013 год по 2014 год.
При вынесении судебных актов судами проверен расчет убытков, заявленный обществом ко взысканию с республиканского бюджета. При этом в указанном расчете установлено наличие ошибок и неточностей при исчислении спорных сумм.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленный обществом расчет подлежащих взысканию денежных средств, с учетом неоднократного уточнения обществом заявленных им требований, не соотносится с имеющимися в материалах дела доказательствами и фактическими обстоятельствами дела.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документальные доказательства, в том числе соответствующие судебные акты и информационные листы, а также документы, подтверждающие право на льготы, выписки из хозяйственных книг по месту жительства, справки с места жительства, справки с места работы, копии трудовых книжек, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные обществом требования в части не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что списание истцом соответствующих сумм произведено в 2013 - 2014 годах на основании приказа общества от 17.09.2013 N 1-251 "О проведении перерасчетов платы за газ" (далее - приказ N 1-251).
Вместе с тем списание неоплаченных сумм не соотносилось с положениями вступившего в законную силу с 11.01.2011 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"", которым понятия "бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности" заменена на "компенсацию" расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Определенный заявителем перечень документов, необходимый для списания сумм по оплате за газ, в отношении спорных заявлений в полном объеме не представлен.
Кроме того, при вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о пропуске обществом сроков исковой давности в отношении требований о взыскании части убытков, обусловленных выполнением решений судов общей юрисдикции и мировых судей, обязывающих заявителя произвести перерасчет педагогическим и медицинским работникам.
Кроме того, суды также установили, что обществом заявлены требования относительно взыскания части убытков на основании решений судов общей юрисдикции и мировых судов. Вместе с тем судебные инстанции установили, что указанные суммы ранее взысканы арбитражным судом в рамках дела N А20-1214/2012.
Указанные обстоятельства обществом надлежащим образом не опровергнуты.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы и соответствующие расчеты, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае не подтвержденные документально убытки общества не подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А20-2557/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.