г. Краснодар |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А22-2331/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (ИНН 0814056468, ОГРН 1020800763169), заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (ИНН 0814168524, ОГРН 1060814073583), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 51149 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.10.2018 (судья Анжукаева Е.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А22-2331/2018, установил следующее.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (далее - управление, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (далее - учреждение) 2 тыс. рублей финансовой санкции за неполноту и недостоверность представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2017 года.
Решением суда от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2018, фонду отказано в удовлетворении заявленного требования.
Судебные акты мотивированы отсутствием у фонда правовых оснований для применения в отношении учреждения штрафа.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что учреждение представило 09.02.2017 сведения о 13 застрахованных лицах по форме СЗВ-М ("исходная") в пределах установленного срока, в которых отсутствовали сведения о 4 работниках, указанных в форме РСВ-1, что выявлено управлением при сопоставлении отчетных сведений. Фонд 26.04.2017 уведомил учреждение о выявленных ошибках и необходимости их устранения. "Дополняющая" форма на 4 застрахованных лиц, ранее неуказанных в "исходной" форме, поступила 27.04.2017, что явилось основанием для привлечения учреждения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Учреждение вплоть до 26.04.2017 самостоятельно не выявило ошибку в ранее представленном отчете за январь 2017 года. Ссылается на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2018 по делу N А22-1060/2018.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что учреждение зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Учреждение по телекоммуникационным каналам связи направило 09.02.2017 фонду сведения о 13 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года с типом "исходная", принятую управлением без разногласий (л. д. 24).
В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за январь 2017 года ошибок (не указаны сведения о четырех застрахованных лицах), учреждение по телекоммуникационным каналам связи 27.04.2017 представило в фонд дополняющую форму сведений по четырем застрахованным лицам, принятой отделением без разногласий (л. д. 25).
Фонд провел проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2017 года по форме СЗВ-М, по результатам которой составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.10.2017 N 006S18170002623 (выявлено несвоевременное представление сведений в отношении четырех застрахованных лиц) и вынес решение от 31.10.2017 N 006S19170002860 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания 2 тыс. рублей штрафа (500 рублей х четыре застрахованных лица = 2 тыс. рублей), а также выставил требование от 22.11.2017 N 06S0117А0Е2DSP об уплате в срок до 12.12.2017 указанного штрафа (л. д. 4, 6, 8).
Поскольку учреждение в добровольном порядке не исполнило требование фонда от 22.11.2017 N 06S0117А0Е2DSP, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в судебном порядке.
Отказывая фонду в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции руководствовались следующим.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Установив, что дополнительно представленные учреждением по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении четырех застрахованных лиц не отражались в первоначальных сведениях за указанный период, управление сделало вывод о представлении страхователем в фонд неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года в установленный срок.
Отказывая фонду в удовлетворении требования, суд исходил из факта самостоятельного выявления учреждением ошибки до ее обнаружения фондом, исправленной учреждением путем представления в фонд дополнительных сведений за указанный период, что расценено судом как свидетельство о необходимости в таком случае не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Как указал суд, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данный правовой подход закреплен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 303-КГ18-5700, 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период), являются правомерными.
Доводы кассационной жалобы о выявлении фондом при сопоставлении отчетных сведений ошибки в представлении неполных сведений о застрахованных лицах и направлении им в учреждение 26.04.2017 уведомления о выявленных ошибках и необходимости их устранения не подтвержден материалами дела, в нем отсутствуют какие-либо доказательства выявления фондом указанной ошибки и направления уведомления, которое также в материалы дела не представлено.
Более того, данный довод фонд не приводил на протяжении всего рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции, впервые заявил его в кассационной жалобе.
Ссылка фонда на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2018 по делу N А22-1060/2018, рассмотренное по спору между теми же лицами, по которому заявлено требование управления к учреждению о взыскании 2 тыс. рублей финансовой санкции за неполноту и недостоверность представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2016 года, подлежит отклонению как принятое при иных фактических обстоятельствах дела. Так, по делу N А22-1060/2018 установлено исправление страхователем ошибки только после обнаружения ее фондом и направления соответствующего уведомления учреждению; отсутствие доказательств самостоятельного выявления учреждением ошибки и принятия мер по ее своевременному ее устранению до направления ему уведомления фонда.
В рассматриваемом деле судебные инстанции установили иные обстоятельства.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.10.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А22-2331/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф08-1453/19 по делу N А22-2331/2018