г. Краснодар |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А53-26016/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - жилищно-строительного кооператива "Вавилон" (ИНН 6166091846, ОГРН 1146193002537) - Позднякова И.П. (доверенность от 24.01.2019), от заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (ИНН 6163053257, ОГРН 1026103170433) - Демченко Л.Ю. (доверенность от 10.11.2016), рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Вавилон" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2018 (судья Хворых Л.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьёва М.В.) по делу N А53-26016/2018, установил следующее.
ЖСК "Вавилон" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа (от 13.07.2018 N 16-01/2795) в предоставлении субсидии на возмещении затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону пер. Университетский д. 78.
Решением суда от 09.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2019, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что передача объекта незавершенного строительства прекращает обязательство перед участниками строительства и созданный ими жилищно-строительный кооператив не является правопреемником применительно к статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Затраты, предъявляемые кооперативом к возмещению не обладают признаками, указанными в приложении N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 13.12.2017 N 836 "О порядке предоставления субсидий в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов" (далее - постановление N 836). Расходы понесены застройщиком (ООО "Регион-Металл") в период текущего строительства жилого дома, до наступления обстоятельств, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС "О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области" (далее - Закон N 1145-ЗС).
В кассационной жалобе кооператив просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что кооператив является правопреемником ООО "Регион-Металл" не только прав на объект незавершенного строительства и земельный участок под ним, но и правомочий, связанных с целью создания кооператива - достройкой многоквартирного дома. В материалах дела имеются надлежащие доказательства правопреемства. Фактические затраты на технологическое присоединение многоквартирного дома осуществлялись не за счет самостоятельных денежных средств ООО "Регион-Металл", а за счет денежных средств дольщиков. Дом по состоянию на 2011 год относился к числу проблемных, что свидетельствует о возбуждении в отношении застройщика дела о банкротстве. Однако, только после начала функционирования Закона N 1145-ЗС дом включен в реестр проблемных объектов.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 20.06.2018 кооператив обратился в министерство с заявлением о предоставлении 9 298 294 рублей 58 копеек субсидии на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое подсоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону пер. Университетский д. 78.
Письмом от 20.06.2018 N 138 министерство отказало кооперативу в предоставлении субсидии по мотиву несоответствия представленных кооперативом документов требованиям пункта 2.23 статьи 2 приложения N 1 к постановлению N 836, пункта 9 Положения о комиссии по предоставлению объединениям участников долевого строительства субсидии на возмещение затрат в связи с внесением платы и (или) для внесения платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного распоряжением министерства от 15.12.2017 N 17.
Кооператив направил в министерство обращение о предоставлении мотивированного отказа.
Письмом от 24.07.2018 N 16-01/2936 министерство сообщило, что основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило представление не в полном объеме платежных документов, подтверждающих общий размер фактически понесенных затрат на подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения; представление платежных документов не по состоянию на 1-ое число месяца, в котором подана заявка; неподтверждением заявленных кооперативом затрат на возмещение, указания в представленных платежных поручениях в качестве плательщика услуг ООО "Регион-Металл".
Кооператив обжаловал отказ министерства в арбитражный суд.
Отказывая кооперативу в удовлетворении требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Спорный МКД включен 31.01.2014 в реестр проблемных объектов долевого строительства.
ООО "Регион-Металл" являлось первоначальным застройщиком объекта: "Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ростов-на-Дону пер. Университетский, д. 80/184, 78, 76/179" (далее - спорный объект, спорный МКД).
На основании постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 26.03.2013 N 319 между Департаментом имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону и ООО "Регион-Металл" заключен договор аренды от 29.04.2013 N 34652 земельного участка площадью 1413 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Ростовская область г. Ростов-на-Дону пер. Университетский д. 80/184, 78, 76/179, предоставленного в целях строительства многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, сроком до 12.07.2015. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ростовской области 03.07.2013.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.04.2014 по делу N А53-12351/2013 ООО "Регион-Металл" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Епишева Н.Н.
Из заключения конкурсного управляющего Епишевой Н.Н. о возможности передачи объектов незавершенного строительства, а также из отчетов об оценке рыночной стоимости спорного объекта, выполненных ООО "Союз-оценка", следует, что объем выполненных работ по объекту незавершенного строительства составляет 79,8%;
объект оценки находится в стадии строительства, характерные причины, указывающие на износ здания, не выявлены; строительные работы не ведутся, строительство заморожено. Состояние строящегося объекта можно охарактеризовать как "хорошее", пригодно для дальнейшего строительства.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2015 по делу N А53-12351/2013 в счет погашения требований участников строительства, требования которых включены в реестр требований ООО "Регион-Металл", указанный объект незавершенного строительства и право аренды земельного участка под ним (кадастровый номер 61:44:0000000:782) переданы кооперативу.
По акту приема-передачи активов и обязательств от 30.06.2015 все права и обязанности ООО "Регион-Металл" как застройщика спорного МКД переданы кооперативу на основании статьи 201.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)).
Кооперативу переданы в том числе и затраты по незавершенному строительству спорного МКД в размере 227 924 953 рублей 66 копеек.
Сумма запрошенной у министерства субсидии (9 298 294 рублей 58 копеек) состоит из 3 391 585 рублей 75 копеек (присоединение к централизованной системе водоснабжения), 1200 тыс. рублей (присоединение к централизованной системе водоотведения), 4 706 708 рублей 83 копейки (присоединение к системе теплоснабжения).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (пункт 1 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса).
Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регламентирована главой 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 110 Жилищного кодекс).
В соответствии с частью 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Статьей 1 Закона N 1145-ЗС определено, что областной закон устанавливает меры поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, и их объединений, а также инвесторов, обеспечивающих права указанных лиц на жилые помещения.
В целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения предоставляются следующие меры поддержки: субсидии объединениям участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, проблемных многоквартирных домов; субсидии инвесторам в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов; обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором (статья 4 Закона N 1145-ЗС).
В целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов предоставляются субсидии: объединениям участников долевого строительства для внесения платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; объединениям участников долевого строительства на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; инвестору на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях ввода в эксплуатацию проблемных многоквартирных домов объединениям участников долевого строительства предоставляются субсидии на завершение строительства и ввод в эксплуатацию указанных многоквартирных домов (статья 5 Закона N 1145-ЗС).
Порядок предоставления объединениям участников долевого строительства субсидии на возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения утвержден постановлением N 836, пунктом 1.3 приложения N 1 к нем установлено, что возмещению подлежат фактически понесенные затраты объединений участников долевого строительства по договорам подключения (технологического присоединения) проблемных объектов к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, обязательства по исполнению которых претендентом выполнены в полном объеме, и при обращении за предоставлением субсидии не позднее 2 лет с даты ввода проблемного объекта в эксплуатацию.
Согласно пунктам 2.3 и 2.12 раздела 2 приложения N 1 к постановлению N 836 в составе заявки претендента прилагаются документы, подтверждающие право претендента на предоставление субсидии на возмещение фактически понесенных им затрат на подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе: копии платежных поручений и выписок из расчетных счетов претендента с приложением копий счетов на оплату по договорам подключения (технологического присоединения), подтверждающих фактически произведенные затраты на подключение (технологическое присоединение) проблемного объекта к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, заверенные банком, по состоянию на 1-е число месяца, в котором подана заявка; копия договора об осуществлении подключения (технологического присоединения) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения с приложением технических условий.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии в отношении затрат на подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения является несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренным пунктами 2.3, 2.12 приложения N 1 к постановлению N 836 (подпункт 2.23.2 пункта 2.23 приложения N 1 к постановлению N 836).
Суд установил, что в ходе рассмотрения заявки кооператива комиссия по предоставлению объединениям участников долевого строительства субсидии на возмещение затрат в связи с внесением платы и (или) для внесения платы за подключение (технологическое присоединение) проблемных объектов к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее комиссия) установила факт предоставления копий платежных документов по состоянию на 04.06.2018, а не на 1-е число месяца, в котором подана заявка, как это предусмотрено пунктам 2.3 и 2.12 раздела 2 приложения N 1 к постановлению N 836.
Кроме того, не в полном объеме предоставлены платежные документы, подтверждающие общий размер фактически понесенных затрат на подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения. Так, в части водоснабжения документально подтверждена оплата на общую сумму 3 391 585 рублей 75 копеек при сметной стоимости работ в 3 786 191 рубль; в части водоотведения подтверждены затраты на сумму 1200 тыс. рублей при сметной стоимости работ в 1 998 945 рублей 53 копейки.
В связи с этим суд сделал вывод о непредставлении кооперативом в полном объеме документов, подтверждающих выполнение обязательств по технологическому присоединению проблемного дома.
Суд счел неподтвержденным факт несения кооперативом заявленных к субсидированию затрат, поскольку из представленных им документов следует, что они понесены ООО "Регион-Металл" при исполнении обязательств по строительству спорного МКД; кооператив же зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц лишь 21.04.2014.
Суд правильно указал, что основной задачей Закона N 1145-ЗС и принятого для его реализации постановления N 836 является финансовая поддержка участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов в связи с прекращением исполнения своих обязательств застройщиком. Компенсация расходов участников строительства, понесенных ими в рамках договоров долевого участия строительства, данными нормативными актами не предусмотрена.
Отклоняя довод кооператива о сингулярном правопреемстве от ООО "Регион-Металл" и наличии права на получение субсидии на возмещение затрат по внесению платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1 статьи 382 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 14 статьи 201.10 Закона о несостоятельности (банкротстве) права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений и денежным требованиям.
Размер погашаемой путем предоставления отступного части требования участника строительства равен соотношению стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений.
С даты вынесения арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства требования участников строительства в соответствующей части считаются погашенными, при этом требования о передаче жилых помещений в непогашенной части преобразуются в денежные требования.
На основании определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства погашенные в соответствующей части требования участников строительства исключаются конкурсным управляющим из реестра требований о передаче жилых помещений.
Требования участников строительства в части, не погашенной в результате передачи объекта незавершенного строительства, удовлетворяются соответственно в составе требований кредиторов третьей и четвертой очереди либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам.
В силу статьи 409 Гражданского кодекса по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2015 по делу N А53-12351/2013 в счет погашения требований участников строительства, требования которых включены в реестр требований ООО "Регион-Металл", указанный объект незавершенного строительства и право аренды земельного участка под ним (кадастровый номер 61:44:0000000:782) переданы кооперативу.
Суд посчитал, что передача объекта незавершенного строительства является прекращением обязательств перед участниками строительства, и созданный ими жилищно-строительный кооператив не является правопреемником применительно к статье 382 Гражданского кодекса.
Факт передачи застройщиком-банкротом затрат на баланс кооператива в связи с передачей ему незавершенного строительством объекта и функций заказчика-застройщика не свидетельствует о возникновении у кооператива права на возмещение данных затрат в рамках финансовой поддержки участников долевого строительства.
Учитывая, что права застройщика ООО "Регион-Металл" передаются кооперативу только на объект незавершенного строительства и земельный участок в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений и денежным требованиям, а согласно пункту 1.3 приложения N 1 к постановлению N 836 возмещению подлежат только фактически понесенные затраты объединений участников долевого строительства по договорам подключения (технологического присоединения) проблемных объектов к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, суд правильно признал затраты, предъявленные кооперативом к возмещению, не обладающими признаками, установленные приложением N 1 к постановлению N 836.
Суд также отметил, что оплата за подключение (технологическое присоединение) объекта к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения произведена в 2012, 2013 годах. В то же время многоквартирный жилой дом включен в реестр проблемных объектов 31.01.2014 на заседании рабочей группы по организации взаимодействия и координации деятельности областных органов исполнительной власти и территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти по вопросам долевого строительства многоквартирных домов в Ростовской области.
В связи с этим спорные затраты понесены застройщиком ООО "Регион-Металл" в период текущего строительства жилого дома, до наступления обстоятельств, предусмотренных Законом N 1145-ЗС. Субсидированию же, как указано выше, подлежат затраты, возникшие после возникновения проблем при доведении объекта строительства до степени готовности, с целью защиты участников долевого участия в строительстве бюджет и выделяет субсидии.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы не свидетельствуют о неправомерности выводов судебных инстанций и фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с кооператива подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, от уплаты которой при принятии жалобы к производству определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.03.2019 предоставлена отсрочка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 по делу N А53-26016/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Вавилон" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.