г. Краснодар |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А32-13512/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Тазаян Ашота Меружановича (ИНН 230102421669, ОГРНИП 310230114400083) - Шевченко Д.А. (доверенность от 30.08.2018), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560) - ШШестаковой Т.П. (доверенность от 23.01.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Министерстви природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) и третьего лица - Научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Кубанского государственного аграрного университета, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тазаяна Ашота Меружановича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2018 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-13512/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Тазаян Ашот Меружанович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) и Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании общественных обсуждений (в форме слушаний) несостоявшимися;
о признании незаконным положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь"; о признании незаконным и отмене приказа Министра природных ресурсов Краснодарского края от 09.11.2015 N 60-Э (уточненные требования).
Решением от 04.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.01.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия министерства, выразившиеся в утверждении приказом заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, осуществлены в переделах своих полномочий; при проведении государственной экологической экспертизы и общественных слушаний административным органом (заказчиком указанных мероприятий) обеспечено право заинтересованных граждан участвовать в заседаниях экспертной комиссии, в общественных обсуждениях (в форме слушаний), предоставлять свои комментарии, замечания и предложения; предпринимателем пропущен процессуальный срок на обжалование, ходатайство о его восстановлении не заявлено.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и направить дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагая, что Научно-исследовательским институтом прикладной и экспериментальной экологии Кубанского государственного аграрного университета (далее - институт) нарушен установленный порядок проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности в виде необеспечения надлежащего информирования и участия заинтересованной общественности на ранних стадиях разработки материалов комплексного экологического обследования (далее - КЭО) территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь". Несоблюдение процедуры оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) на ранних стадиях разработки материалов комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь" нарушило право заявителя на участие при подготовке материалов на стадии представления первоначальной информации, предусмотренное пунктом 3.3.3. Положения об ОВОС, в связи с чем заявитель лишен возможности представить свои замечания, предложения и возражения на ранних стадиях исследовательско-проектных работ. В составе материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, отсутствовали материалы, содержащие сведения, замечания и предложения от граждан и общественных объединений на этапах уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на разработку материалов комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края. Данное обстоятельство является основанием к вынесению отрицательного заключения государственной экологической экспертизы. Суд ошибочно сослался на абзац 10 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), поскольку предприниматель не обладает правом организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу, таковым правом обладают только общественные экологической организации, в чьем уставе данное право закреплено. Заявитель указывает, что окончательный вариант материалов КЭО были не доступны для общественности на стадии государственной экологической экспертизы и по настоящий момент, что противоречит требованиям пункта 4.11 Положения об ОВОС. По мнению предпринимателя, суды необоснованно отказали ему в удовлетворении ходатайства об истребовании материалов КЭО и заключения государственной экологической экспертизы. Предприниматель полагает, что институтом не учтены приведенные требования ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а само проектное решение не носит научно-обоснованный характер. В границы проектируемой особо охраняемой природной территории, в частности, не включен прилегающий к прибрежной полосе Черного моря водный объект - лиман Горький, который является неотъемлемой частью единой гидрологической сети лиманов Таманского полуострова, имеет значение для сохранения биоразнообразия, том числе для сохранения редких, находящихся под угрозой исчезновения водоплавающих и околоводных птиц. Вместе с тем, в проектируемые границы ООПТ были включены земельные участки, расположенные между урезом Черного моря и лиманом Горьким, в том числе земельный участок, принадлежащий предпринимателю. На данных участках, в отличие от лимана Горького, уже ведется либо намечается хозяйственная деятельность, что должно было быть учтено при проектировании границ природного парка и на что должна была обратить внимание комиссия государственной экологической экспертизы. Кроме того, заявителю только в январе 2018 года стало известно о том, что его права и законные интересы нарушаются в связи с включением принадлежащего ему земельного участка в границы проектируемой ООПТ и с нарушением установленных процедур ОВОС и общественных обсуждений.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.08.2015 на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 10.07.2015 N 552 проведены общественные обсуждения (в форме слушаний) по материалам комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь".
На основании протокола проведения общественных обсуждений (в форме слушаний) объекта государственной экологической экспертизы общественных обсуждений по проекту "Материалы комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края на площади около 36 360 га в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь", а также представленной документации министерство провело экологическую экспертизу N 407, получившую положительное заключение на основании приказа от 09.11.2015 N 60-ЭК.
Полагая, что общественные обсуждения (в форме слушаний) проведены с нарушениями законодательства, а составленное по результатам их проведения положительное заключение государственной экологической экспертизы и приказ являются недействительными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями частей 1, 4, 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", статей 1, 10, 12, подпункта 6 статьи 11 и абзаца 5 пункта 1 статьи 14, пунктов 1, 4, 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), части 2 статьи 5.1 Закона Краснодарского края от 31.12.2003 N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края", приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - положение N 372), пункта 3.5 Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250, пункта 2.3 Административного регламента, утвержденного приказом министерства от 05.05.2016 N 556 (далее - административный регламент), постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2017 N 587 "О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях создания особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) регионального значения природного парка "Анапская пересыпь"", учитывая правовую позицию, изложенную в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 N 1421-О-О, от 02.12.2013 N 1908-О, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя.
Судебные инстанции установили, что 10.07.2015 на странице http://www.temryuk.ru в сети Интернет размещено постановление администрации от 10.07.2015 N 552 с информацией о сроках, порядке проведения общественных слушаний по материалам комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь", вопросе, вынесенном на общественные слушания, порядке направления и учете предложений и замечаний от участников слушаний.
Заказчиком общественных обсуждений являлось министерство, разработчиком материалов - институт.
Информация о дате, времени и месте проведения указанных общественных слушаний опубликована в средствах массовой информации (в краевой общественно-политической газете "Кубанские новости" от 30.06.2015 N 95 (5855), в общественно-политической газете МО Темрюкский район "Тамань" от 29.06-05.07.2015 N 26 (10586)). Таким образом, администрация обеспечила возможность принятия участия в общественных слушаниях по материалам комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края на площади около 36 360 га в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь" любому желающему.
Кроме того, за две недели до проведения общественных слушаний на официальном сайте заказчика (http://instecologv.ru) размещены материалы КЭО, что соответствует требованиям положения N 372.
Согласно материалам КЭО при установлении границ создаваемого природного парка "Анапская пересыпь" учитывалось следующее: создаваемая ООПТ относится к объектам регионального уровня, в связи с чем включение акватории Черного моря, являющегося федеральной собственностью, в ее границы невозможно; учитывалась существующая структура хозяйственного использования территории и перспективы ее развития; сохранение Кизилташской группы лиманов в первую очередь как объектов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. В границы создаваемого природного парка "Анапская пересыпь" входит ООПТ регионального значения памятник природы "Урочище Яхно". По оценке эксперта, территория, включенная в границы природного парка "Анапская пересыпь", имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях ландшафтов, видов растений и животных, благоприятных условий для развития экологического туризма.
В границы проектируемого природного парка "Анапская пересыпь", предусмотренные схемой ООПТ, вошли следующие природные объекты: лиманы Кизилташский, Цокур, Витязевский, Бугазский, косы Бугазская, Витязевская, Голенькая. Согласно материалам КЭО проектируемые границы природного парка "Анапская пересыпь" совпадают с границами предусмотренными схемой ООПТ
7 августа 2015 года проведены общественные обсуждения (в форме слушаний) по материалам комплексного экологического обследования территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь".
По результатам слушаний министерство в пределах своих полномочий утвердило приказом от 09.11.2015 N 60-Э заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, которое содержит выводы о том, что материалы КЭО соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края в области охраны окружающей среды и о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду в результате придания статуса части территории города-курорта Анапа и Темрюкского района Краснодарского края особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Анапская пересыпь".
Судебные инстанции приняли во внимание, что природный парк образуется без изъятия земель у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, что дает возможность использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ при условии соблюдения ее режима особой охраны. Предполагаемым режимом особой охраны природного парка запрещается перепрофилирование сложившихся к моменту организации природного парка направлений хозяйственно-производственной деятельности.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что документация, подлежащая государственной экологической экспертизе с приложением результатов проведения общественных обсуждений (публикации, протоколы) размещена министерством в полном объеме в средствах массовой информации; отсутствие доказательств уклонения министерства от предоставления предпринимателю результатов проведенной государственной экологической экспертизы; при проведении государственной экологической экспертизы и общественных слушаний министерством обеспечено право заинтересованных граждан участвовать в заседаниях экспертной комиссии, в общественных обсуждениях (в форме слушаний), предоставлять свои комментарии, замечания и предложения; предприниматель обратился в суд за защитой прав за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, в отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Доводы предпринимателя, в том числе о непредставлении результатов экспертизы, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по делу N А32-13512/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.