г. Краснодар |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А32-40261/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального казенного учреждения "Управление земельными ресурсами" муниципального образования Крымский район - Гаман С.А. (выписка от 23.04.2019) и представителя Трубицына М.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Чернышова Валерия Николаевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление земельными ресурсами" муниципального образования Крымский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2018 (судья Поляков Д.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Соловьёва М.В., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-40261/2018, установил следующее.
МКУ "Управление земельными ресурсами" МО Крымский район (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 12.09.2018 N 250-Т/2018 и предписания от 12.09.2018 N 32-250-Т/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чернышов Валерий Николаевич.
Решением суда от 20.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, оспариваемые ненормативные правовые акты управления являются законными и обоснованными.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение суда от 20.11.2018 и постановление апелляционного суда от 19.02.2019, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами неправильно применены нормы права. Заявитель указывает, что не проводил торги по извещению от 02.08.2018, данное извещение является процедурой предварительного согласования предоставления земельного участка путем предоставления муниципальной услуги.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что заявитель, действующий на основании устава и административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования Крымский район муниципальной услуги: "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или в неразграниченной государственной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утверждённого постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 05.04.2017 N 438 (в редакции постановления администрации муниципального образования Крымский район от 22.09.2017 N 1665), 02.08.2018 опубликовал в общественно-политической газете Крымского района Краснодарского края "Призыв" N 57 от 02.08.2018, разместил на официальном сайте администрации муниципального образования Крымский район N 30 от 02.08.2018 и официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru N 010818/14872003/01 от 01.08.2018 извещение о возможном предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства - 28 участков, в собственность для индивидуального жилищного строительства - 2 участка; о возможности предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
В извещении отражена следующая информация: граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении данных земельных участков для вышеуказанных целей, в течение тридцати дней со дня размещения настоящего извещения имеют право подавать, в муниципальное казенное учреждение "Управление земельными ресурсами" муниципального образования Крымский район заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды или договора купли-продажи данных земельных участков. Адрес подачи заявления: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Фадеева, 15 -а, 3 кабинет. Способ подачи заявления: заявление о намерении участвовать в аукционе, подается на бумажном носителе непосредственно при личном обращении в муниципальное казенное учреждение "Управление земельными ресурсами" муниципального образования Крымский район. В случае подачи заявления представителем заявителя предъявляется доверенность, удостоверенная в соответствии с действующим законодательством. Документ, удостоверяющий личность подающего заявление, предоставляется в оригинале (для обозрения). Дата окончания приема заявлений о намерении участвовать в аукционе 31.08.2018 г. прием заявлений, ознакомление со схемой расположения земельного участка осуществляется с 09:00 до 12:00 в рабочие дни. Телефон для справок 8 (86131) 4-60-95.
Таким образом, заявления, поступившие почтовым способом, не учитываются.
Чернышов В.Н. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов (заявителя) при организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков (извещение N 010818/14872003/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), считая, что организатор торгов нарушил требования пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившегося в установлении способа подачи заявлений, ограничивающего граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Суды установили, что решением N 250-Т/2018 от 12.09.2018 антимонопольного органа жалоба Чернышова В.Н. признана обоснованной, принято решение о выдаче предписания заявителю о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов и передачи материалов дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Предписанием N 32-250-Т/2018 от 12.09.2018 антимонопольного органа заявителю предписано до 01.10.2018 совершить действия, направленные на устранения нарушений порядка проведения торгов, а именно - аннулировать аукцион на право заключения договора аренды земельных участков, извещение N 010818/14872003/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru.
Полагая, что решение N 250-Т/2018 от 12.09.2018 и предписание N 32-250-Т/2018 от 12.09.2018 являются незаконными, по извещению N 010818/14872003/01 учреждение не проводило аукцион и не выступало в роли организатора торгов, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды руководствовались статьями 4, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 39.6, 39.14, 39.18 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемые земельные участки, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемых земельных участков или уточнение их границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Земельным Кодексом установлен определенный порядок предоставления в собственность аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данный порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 названной статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; а также адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статей 39.14 и 39.18 ЗК РФ следует, что законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам включающий в себя проведение торгов. Подача заявлений о намерении участвовать в аукционе лицами, заинтересованными в приобретении прав на земельный участок, не является этапом торгов, но является частью конкурентных процедур.
Указанная процедура имеет целью выявление потенциального круга лиц, желающих принять участие в аукционе, который состоится в случае, если количество лиц, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, будет больше одного участника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемые земельные участки могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Направление почтой - законный способ подачи заявления. Организатор торгов не имеет права ограничивать в правах заявителя на подачу заявлений посредством заказной почты, а также устанавливать дополнительные требования, которые не указаны в ЗК РФ, тем самым создавая приоритетные условия для иных претендентов, ограничивая конкуренцию.
Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом установлены нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, в связи с чем, учреждению правомерно отказано в удовлетворении требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А32-40261/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статей 39.14 и 39.18 ЗК РФ следует, что законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам включающий в себя проведение торгов. Подача заявлений о намерении участвовать в аукционе лицами, заинтересованными в приобретении прав на земельный участок, не является этапом торгов, но является частью конкурентных процедур.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемые земельные участки могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Направление почтой - законный способ подачи заявления. Организатор торгов не имеет права ограничивать в правах заявителя на подачу заявлений посредством заказной почты, а также устанавливать дополнительные требования, которые не указаны в ЗК РФ, тем самым создавая приоритетные условия для иных претендентов, ограничивая конкуренцию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2019 г. N Ф08-2683/19 по делу N А32-40261/2018