г. Краснодар |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А32-33430/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хубуа Н.В. (доверенность от 21.06.2018), от ответчика - акционерного общества "Новорослесэкспорт" (ИНН 2315014794, ОГРН 1022302377536) - Зольт Е.А. (доверенность от 29.04.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новорослесэкспорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Ковалева Н.В., Маштакова Е.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-33430/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога; ОАО "РЖД") обратилось в суд с иском к АО "Новорослесэкспорт" (далее - общество) о взыскании 916 063 рублей 82 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (уточненные требования).
Решением от 19.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.02.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из доказанности задержки вагонов, следующих в адрес общества, на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, акт общей формы не является достаточными доказательствами, подтверждающими факты простоя вагона на железнодорожных путях общего пользования по вине пользователя. Указание в спорных актах общей формы на задержку вагонов по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в связи с невыполнением им технологической нормы выгрузки грузов не может бесспорно свидетельствовать о том, что нарушение норм выгрузки произошло в результате виновных действий ответчика. Акты общей формы составлялись с неправомерным увеличением времени простоя вагонов на путях общего пользования без учета времени на технологические операции. Железной дорогой не представлено доказательств, подтверждающих готовность подачи спорных вагонов. Факт нарушения ответчиком разгрузочной операции на одном из путей необщего пользования сам по себе не может достоверно свидетельствовать о том, что оставшиеся пути необщего пользования, предназначенные для принятия конкретного вида груза, в этот же период времени были заняты. В материалах дела отсутствуют пересекающиеся ведомости подачи вагонов, свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты. В материалах дела отсутствуют доказательства отказа ответчика от принятия вагонов в связи с занятостью путей необщего пользования после получения уведомления о прибытии и их готовности.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 20.08.2010 N 157/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. В соответствии с пунктом 1 договора подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владельца осуществляется локомотивом перевозчика. Пунктом 11 договора, а также дополнительными соглашениями от 03.10.2013 и от 01.09.2014 к нему предусмотрены технологические нормы на грузовые операции с разделением по родам груза и погрузочно-разгрузочному пути. Подпунктом "в" пункта 14 договора установлена обязанность владельца уплачивать перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2.
В силу пункта 16.7 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и с Тарифным руководством N 2.
В период с 31.12.2016 по 27.02.2017 на железнодорожных путях общего пользования станции Новороссийск в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования простаивали вагоны общества, прибывшие в его адрес и ожидающие подачу под выгрузку (погрузку), в подтверждение чему составлены акты общей формы. Данные акты подписаны ответчиком с указанием на отсутствие нарушений технологических норм выгрузки.
Ненадлежащее выполнение ответчиком обязательств по приемке груза и размещение его на путях необщего пользования, послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с иском о взыскании 916 063 рублей 82 копеек.
В обоснование иска железная дорога представила в дело акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика.
Согласно представленному обществом контррасчету плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила 733 531 рубль 66 копеек.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном названными Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акты общей формы и памятки приемосдатчика, суды установили факт простоя спорных вагонов на пути общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя-общества. Суды обоснованно исходили из того, что общество не учло имеющиеся в договоре условия подачи и уборки вагонов, а также свои технологические возможности по приему грузов, и не установило такие условия отгрузки, которыми бы обеспечивался прием груза без простоя на станционном пути. Подача контрагентами общества вагонов в количестве большем, чем оно может принять, не освобождает его от обязанности внесения спорной платы. В силу публичного характера договора перевозки перевозчик не вправе отказать грузополучателю в приеме груза, в связи с чем именно на ответчика возлагается обязанность информировать своих контрагентов и согласовывать с ними сроки и количество отправляемых вагонов, а также негативные последствия ее неисполнения в виде несения бремени содержания вагонов на путях общего пользования.
Представив контррасчет, ответчик считает, что в актах общей формы неверно указано временя начала и временя окончания задержки вагонов, т. к. акты открыты без учета времени на технологическую операцию - расформирование поезда. Данные доводы следует отклонить, поскольку ответчик, не отрицая факт получения им в установленные сроки уведомлений о прибытии вагонов с грузов и их готовности к подаче, не обосновал свой расчет нормами права применительно к операции расформирования поезда. Соответствующие доказательства ответчик не представил, как и не представил доказательств наличия злоупотреблений со стороны железной дороги. Из материалов дела следует, что акты общей формы оформлены через 2 часа после передачи уведомлений о готовности к подаче. Занятость мест выгрузки (погрузки) ранее поданными выгонами удостоверена актами общей формы, оформленными в установленном порядке и содержащими ссылки на конкретные памятки приемосдатчика, и ответчиком не опровергнута.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которая не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 289, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А32-33430/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном названными Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2019 г. N Ф08-3251/19 по делу N А32-33430/2017