Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено. - Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2023 г. N 269-ОД
Приложение
к приказу Министерства
ЖКХ и энергетики РС (Я)
от 10 марта 2023 г. N 89-ОД
Территориальная схема
обращения с отходами Республики Саха (Якутия) на период 2022 - 2030 годы
23 июня 2023 г.
Введение
Настоящая Территориальная схема обращения с отходами Республики Саха (Якутия) (далее - Территориальная схема) утверждается приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации (далее - РФ) от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращениям с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.06.2022 N 493-р "Об утверждении региональной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Саха (Якутия) на 2022 - 2030 годы".
Территориальная схема представляет собой текстовое, табличное и графическое описание системы организации и осуществления на территории Республики Саха (Якутия) деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории Республики Саха (Якутия).
Территориальная схема обращения с отходами состоит из 12 разделов и приложений.
Термины, используемые в Территориальной схеме, применяются в том же значении, в каком они используются в Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При наступлении нижеуказанных случаев, Территориальная схема подлежит корректировке:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства РФ, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
д) заключение соглашений между субъектами РФ по вопросам обращения с отходами.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством РФ.
В соответствии с письмом Росприроднадзора NСР-10-01-27/32836 от 29.09.2021 с 01.03.2022 в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.11.2019 N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО"), являющееся предприятием Госкорпорации "Росатом", определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ (далее - федеральный оператор).
В 2020 году ФГУП "РосРАО" переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор" (далее - ФГУП "ФЭО").
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона N 89-ФЗ с 01.03.2022 федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством РФ информацию.
Положение о ФГИС ОПВК, которое устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утверждено постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 N 1346 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности".
1. Нахождение источников образования отходов
Источником образования отходов является объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
В соответствии с Градостроительным кодексом объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В Перечень источников образования отходов по РС (Я) включены объекты жилищного фонда и объекты капитального строительства. Перечень состоит из наименования источников образования отходов, сведений о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории Республики Саха (Якутия).
Подробный Перечень источников образования отходов представлен в Приложении 1 в табличном виде. Визуализация с нанесением на карте Республики Саха (Якутия) представлена в Электронной модели Территориальной схемы. Изменения в Электронную модель вносятся после утверждения изменений в Территориальную схему.
Строительные отходы - это отходы, которые образуются в результате различных реконструкций, благоустройстве дворовых территорий, разборок старых и ветхих зданий и сооружений, строительстве новых домов, производстве текущего и капитального ремонта.
В Территориальной схеме не отображены объемы в виду отсутствия сведений об образуемых в республике строительных отходах. Строительные отходы подлежат рассмотрению с определением уполномоченного органа и объемов образования строительных отходов. Данную работу необходимо провести органами местного самоуправления совместно с уполномоченной организацией.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством РФ.
Понятие "биологические отходы" определено Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26.10.2020 N 626 (далее - Правила). Согласно п. 2 Правил, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
В соответствии п. 24 Правил утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31.12.2020 включительно.
Согласно информации Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия) расположено всего 419 мест уничтожение биологических отходов, большинство которых расположены на местах несанкционированных свалок в муниципальных поселениях. Ежегодно путем сжигания утилизируется 1710 тонн биологического отхода.
Сведения о субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) представлены в Приложении 1-1, в том числе в рамках рассмотрения вопроса об установлении тарифа для региональных операторов для прочих потребителей вне границ населенных пунктов.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), тарифы в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.
На основании пункта 14 Основ ценообразования, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом, в том числе, темпов роста цен на природный газ и другие виды топлива.
Согласно пункта 17 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16, в состав производственных расходов региональных операторов включаются расходы на приобретаемые топливо и другие энергетические ресурсы.
Таким образом, включение мест накопления отходов, находящихся вне границ населенного пункта (на удаленном расстоянии), значительно повлияет на увеличение единого тарифа на услуги регионального оператора, что отразится на плате физических лиц в сторону ее увеличения.
Вследствие чего, в целях недопущения социальной напряженности в республике по причине увеличения единого тарифа на услуги регионального оператора для населения из-за включения в схему потоков и в состав единого тарифа удаленных источников образования ТКО, предлагаются следующие варианты:
1) В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, самостоятельная ликвидация собственником отходов места несанкционированного размещения ТКО или заключение договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором, цена которого определяется соглашением сторон и не является регулируемой.
2) В силу статьи 24.7 Федерального закона об отходах, определение в договоре с региональным оператором место (площадку) накопления ТКО в пределах границ муниципального района, которое внесено в реестр мест (площадок) накопления отходов и включено в Территориальную схему, и периодически вывозить на указанное место ТКО, образованные на территории предприятия, что в свою очередь никак не повлияет на установленный единый тариф для других потребителей услуг регионального оператора.
3) Как установлено в пункте 6 статьи 24.7 Федерального закона об отходах, юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО. Таким образом, юридические лица вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором и обустроить на своей территории или на смежном земельном участке объект для самостоятельного размещения отходов, образованных на территории данного предприятия.
Кроме того, в 2023 году в отношении ТКО, образуемых на территории вахтовых поселков недропользователей и не учтенных в Территориальной схеме, планируется проработка возможности включения указанных объемов ТКО в Территориальную схему и установления отдельного тарифа для определенных недропользователей.
О внесении изменений в раздел 2 см. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2023 г. N 269-ОД
Текст раздела приводится без учета названных изменений
2. Количество образующихся отходов
При расчете количества образующихся отходов на территории республики использованы сведения о численности населения в муниципальных образованиях, источников образования отходов, и нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) в отношении объектов жилищного фонда и объектов общественного назначения утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 29.10.2018 N 443-п.
Расчет количества образующихся отходов представлен в Приложении 2.
Справочно: Сведения об образовании отходов производства и потребления в Республике Саха (Якутия) в соответствии с данными федерального статистического отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
Год |
Всего, тыс. т |
В том числе по классам опасности отходов для окружающей среды |
||||
I класс |
II класс |
III класс |
VI класс |
V класс |
||
2016 |
248 056,85 |
0,03 |
0,15 |
28,25 |
183,61 |
247 844,80 |
2017 |
375 810,75 |
0,04 |
0,18 |
41,26 |
267,65 |
375 501,62 |
2018 |
426 999,82 |
0,03 |
0,16 |
25,61 |
282,68 |
426 691,34 |
2019 |
528 989,43 |
0,02 |
0,22 |
26,70 |
227,75 |
528 734,74 |
2020 |
528 998,97 |
0,02 |
0,18 |
30,04 |
238,68 |
528 730,05 |
2021 |
574 416,54 |
0,02 |
0,22 |
28,72 |
297,93 |
574 089,65 |
2022 |
719 796,28 |
0,013 |
0,2 |
30,31 |
347,86 |
719 417,90 |
В Приложении 3 представлен прогнозный объем образования твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия) до 2030 года. Прогнозный объем образования твердых коммунальных отходов использован при расчет годовой мощности перспективных объектов обработки, обезвреживания и размещения отходов.
Сведения об образовании отходов производства и потребления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Республики Саха (Якутия), а также сведения об образовании отходов производства и потребления, представленные региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) представлены в приложениях 2.1. и 2.2 соответственно.
3. Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям (энергетическая утилизация).
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
1. максимальное использование исходных сырья и материалов;
2. предотвращение образования отходов;
3. сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
4. обработка отходов;
5. утилизация отходов;
6. обезвреживание отходов.
В 2020 году Президентом РФ В.В. Путиным подписан Указ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Для достижения национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" на период до 2030 года установлен целевой показатель: создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", обеспечивающего достижение целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта "Экология" установлены показатели для Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года, подписаны соответствующие соглашения и представлены с приведением информации о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы) в Приложении 4.
К 2024 году на обработку (сортировку) должны быть направлены 24% твердых коммунальных отходов. Значение показателя планируется достичь путем реализации проекта строительства Мусороперегрузочной станции с элементами сортировки, проектной мощностью 150 000 тонн (при прогнозном объеме образования ТКО на территории Республики Саха (Якутия) в 2024 году 322 135 тонн).
К 2024 году на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО планируется направить 1% (то есть 3221 тонны). Значение показателя планируется достичь путем использования вторичного сырья на территории республики в производстве новой продукции.
К 2024 году сохранится высокое значение показателя отходов, направляемых на захоронение 99%. Отсутствие достаточного количества оборудования (сортировочных линий, контейнеров для раздельного сбора отходов, специализированной техники, прессов) в текущем статусе не позволяет в течение короткого периода времени уменьшить объем отходов, направляемых на полигоны.
К 2024 года должны быть введены объекты размещения твердых коммунальных отходов мощностью 125 тысяч тонн, планируется что к указанной дате завершится строительство нового объекта "Полигон размещения ТКО", расположенный в городе Якутске Республики Саха (Якутия). Для этих целей утверждена Программа строительства объекта, утверждено задание на проектирование, разработана проектно-сметная документация, привлечены кредитные средства на строительство объекта.
4. Места накопления твердых коммунальных отходов
Накопление твердых коммунальных отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ и правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно региональной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие комплексной системы обращения с ТКО в Республике Саха (Якутия) на 2022 - 2030 гг.", утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.06.2022 N 493-р, общая потребность на период с 2022 - 2030 гг. в контейнерах накопления ТКО составляет 35 699 ед. (в т.ч. 11 900 ед. для раздельного накопления ТКО - далее - РН ТКО), из них:
- Центральная зона 15 396 ед. (в т.ч. 5 132 ед. для РН ТКО);
- Центрально - Восточная зона 5 295 ед. (в т.ч. 1764 ед. для РН ТКО);
- Нерюнгринская зона 2 908 ед. (в т.ч. 969 ед. для РН ТКО);
- Арктическая зона 2 709 ед. (в т.ч. 903 ед. для РН ТКО);
- Мирнинская зона 2 539 ед. (в т.ч. 846 ед. для РН ТКО);
- Ленская зона 1 409 ед. (в т.ч. 470 ед. для РН ТКО);
- Алданская зона 1 329 ед. (в т.ч. 443 ед. для РН ТКО);
- Олекминская зона 859 ед. (в т.ч. 286 ед. для РН ТКО);
- Вилюйская зона 833 ед. (в т.ч. 278 ед. для РН ТКО);
- Сунтарская зона 862 ед. (в т.ч. 287 ед. для РН ТКО);
- Верхневилюйская зона 739 ед. (в т.ч. 246 ед. для РН ТКО);
- Нюрбинская зона 824 ед. (в т.ч. 275 ед. для РН ТКО).
В соответствии с пунктом 13.1. постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональные операторы ежегодно, не позднее 25 декабря года, направляют в органы местного самоуправления, уполномоченных на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Органам местного самоуправления необходимо планировать места накопления отходов для последующей возможности разместить не только контейнеры для смешанных отходов, но и площадку для складирования крупногабаритных отходов, а также место для размещения контейнеров для раздельного накопления отходов. Кроме того, необходимо создавать условия для передачи раздельно накопленных отходов (в том числе крупногабаритной) специализированным организациям, обеспечивающим глубокую переработку таких отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2016 N 399 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Саха (Якутия)".
Одним из требований по реестру мест накопления отходов является размещение информации на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Список мест накопления твердых коммунальных отходов республики составлен и представлен в Приложениях 5, 5-1, 5-2 с учетом ранее предоставленной информации органов местного самоуправления для включения в электронную модель территориальную схему отходов Республики Саха (Якутия), дополненный информацией региональных операторов ТКО.
В приложении 5-3 представлены данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональными операторами по обращению с ТКО на период 2023 - 2030 гг., согласно информации, представленной региональными операторами.
Согласно законодательству, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, по схеме потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, отходов и объектов размещения отходов, которые представлены в приложениях 9 и 10.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. На первом этапе рекомендуется расширение сферы деятельности существующих организаций, обрабатывающих отходы, реализующих точечные программы по раздельному накоплению. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения селективного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
На территории г. Якутска продолжает работать пилотный проект "Раздельный сбор в жилом доме" совместно с волонтерским движением "Раздельный сбор Якутск" и управляющими компаниями г. Якутска. В г. Якутска в рамках пилотных проектов установлены пункты для раздельного сбора отходов, также в г. Якутск работает постоянный пункт приема вторичного сырья по адресу Вилюйский тракт 3 км, д. 1/4, который обслуживаются ООО "Якутская экологическая компания". Перечень адресов общественных мест раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Якутска, по информации предприятий заготовителей и ГО "Город Якутск" представлены в Приложении 5-4.
На сегодняшний день, на территории города Якутска сбор полезных фракций ТКО осуществляется субъектами малого и среднего предпринимательства с целью дальнейшей транспортировки в другие регионы.
В рамках реализации Комплексного плана формирования устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) на период 2022 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.07.2022 N 611-р" прорабатываются вопросы по возможности субсидирования лиц, осуществляющих транспортирование вторичных материальных ресурсов (в приоритете транспортирование по железной дороге).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "от 18.07.2022"
5. Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
По состоянию на 01.01.2023, на территории республики отсутствуют объекты по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, строительство или приобретение которых проведено за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ с началом реформы.
Тем не менее, на территории города Якутска данное направление (сбор отсортированных на уровне домохозяйства твердых коммунальных отходов, самостоятельное транспортирование (без привлечения регионального оператора), самостоятельная вторичная обработка, и реализация в другие регионы развивается. Полезные фракции (пластик, бумага, картон и др.) можно сдать на вторичное использование:
1) ООО "Якутская экологическая компания" (работают с физическими и юридическими лицами);
2) ООО "Мохсоголлохский производственно-перерабатывающий кластер" (работают с физическими и юридическими лицами);
3) ООО "Арсенал-2020" (работают с юридическими лицами);
4) ИП Николаев А.Ю. "Чол сир" (работают с физическими и юридическими лицами);
5) ООО "СахаЭко" (работают с физическими и юридическими лицами);
6) ООО "Новые экологические технологии" (работают с юридическими лицами);
7) ИП Петров Евгений Николаевич.
Стоит обратить, внимание что перечень лиц по приему полезных фракций для вторичного использования не является закрытым.
На территории муниципальных районов в настоящее время не развито в связи со сложной транспортной логистикой и (или) дороговизной вывоза из региона. Данный вопрос может разрешиться при реализации перспективных объектов по обработке твердых коммунальных отходов.
Объекты размещения твердых коммунальных отходов, используемые для предоставления коммунальной услуги на территории республики частично учтены в Государственном реестре объектов размещения отходов в количестве 7 единиц, а также для размещения отходов используются 51 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (по состоянию на 01 января 2023 года), которые находятся недалеко от районных центров муниципальных образований.
При формировании указанного списка использованы данные из Государственного реестра объектов размещения отходов, открытых данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведения региональных операторов ТКО о размещении объектов, результаты совместного совещания с Министерством экологии Республики Саха (Якутия) и Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
Сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, данные о количестве отходов, принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов, сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов представлены в Приложениях 6-7.
Данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов в соответствии с данными федерального статистического отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" приведены в приложении 8.
В приложении 7 Территориальной схемы отражен перечень несанкционированных объектов размещения отходов, используемые региональными операторами для предоставления коммунальной услуги - обращение с ТКО, количество которых по состоянию 01.01.2023 составило 51 объектов.
Согласно действующему законодательству, до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения ТКО.
Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (Минприроды России), о возможности использования указанных объектов для размещения ТКО по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия)) могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения установлен приказом Минприроды России от 19.10.2021 N 765 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (далее - приказ Минприроды России N 765).
На сегодняшний день, в Республике Саха (Якутия) остро стоит проблема легализации несанкционированных объектов размещения отходов. Из числа вышеуказанных объектов, большую часть не предоставляется возможным включить в Перечень объектов размещения ТКО, в соответствии с приказом Минприроды России N 765, ввиду несоответствия объектов требованиям приказа.
Основной причиной несоответствия указанных объектов является:
- недостаточное обустройство объектов, ввиду ограниченности финансовых средств у собственников таких объектов;
- расположение в границах установленной приаэродромной территории, в которой выделена шестая подзона;
- расположение вне зоны специального назначения в связи с тем, что наибольшую площадь территории республики занимают земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения.
Между тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.2023 N 78 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1460" внесены изменения к требованиям объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Согласно внесенным изменениям, объекты по обращению с ТКО при наличии положительного заключения по результатам орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, могут быть расположены в шестой подзоне приаэродромной территории. В связи с чем, существует вероятность внесения изменений в отдельные регламентирующие документы, что позволит объекты включить в Перечень объектов размещения ТКО.
Таким образом, работа по формированию Перечня объектов размещения отходов Республики Саха (Якутия), в соответствии с приказом Минприроды России N 765 будет продолжена.
В электронную модель территориальной схемы Республики Саха (Якутия) изменения вносятся после их утверждения приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
6. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
Количество отходов, направленных на захоронение на территории Республики Саха (Якутия) по данным 2-ТП "Отходы" за 2021 года составило 333 653 тонн.
Необходимо отметить, что возможными причинами отклонения от прогнозных данных является отсутствие на территории республики пунктов весового контроля, отсутствие полного обеспечения автотранспортных средств датчиками Глонасс, использование отходообразователями услугами нелегальных транспортировщиков, прием ТКО до 1 куба от населения бесплатно на полигон г. Якутска, отсутствие тотального автоматизированного учета твердых коммунальных отходов.
В связи с отсутствием на территории республики объектов обработки, утилизации и обезвреживания, твердые коммунальные отходы направляются на захоронение на полигоны и свалки, используемые для предоставления коммунальной услуги-обращение с твердыми коммунальными отходами.
В Республику Саха (Якутия) не поступают твердые коммунальные отходы из других субъектов РФ.
Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов представлен в табличном виде в Приложении 8.
7. Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
В текущем положении в республике по состоянию на 01.01.2023 применяется полигонное захоронение отходов: транспортирование от мест накопления отходов (контейнерные площадки, контейнеры) до объектов размещения отходов (7 учтенных в ГРОРО полигонов и 51 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов). Текущее положение схемы потоков с использованием полигонов и не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов представлено в Приложении 9.
Стоить отметить, расширение географии предоставления коммунальной услуги (увеличение охвата населения услугой) осуществляется планомерно (исходя из экономической целесообразности на основании расчетов, обоснованности и мнения проживающих в населенных пунктах) и заблаговременно для обеспечения тарифными источниками финансирования и своевременным внесением корректировок в Территориальную схему ТКО.
Маршруты движения транспортных средств, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов, определяются индивидуально, исходя из расположения мест накопления отходов и объектов размещения отходов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
При организации вывоза твердых коммунальных отходов необходимо соблюдение требований пункта 15 СанПин 2.1.3684-21, согласно которому вывоз твердых коммунальных отходов обеспечивается по установленному графику с 7 до 23 часов.
Движение отходов, направляемых из Республики Саха (Якутия) в другие субъекты РФ, от источников образования твердых коммунальных отходов либо от объектов обработки твердых коммунальных отходов, отсутствует.
Стоит отметить, что на территории также имеются 423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, используемые жителями соответствующих населенных пунктов самостоятельно, то есть на территории отсутствует предоставление региональным оператором по ТКО коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами.
По тем населенным пунктам, где по состоянию на 01 января 2021 года, не предоставляется коммунальная услуга, и граждане вынуждены для размещения отходов использовать традиционное размещение твердых коммунальных отходов - 423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов рядом с населенным пунктом, планируется работа по следующему алгоритму:
1) Строительство на территории районов (или близрасположенных и объединенных транспортных сообщением) новых объектов обработки и захоронения с соблюдением принципа сбалансированности массы образуемых отходов, подходящих земельных участков и транспортной логистики. Это позволит определить конечное место размещение твердых коммунальных отходов и прекратить размещение отходов в 423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
2) Покрытие дефицита в специализированной технике у региональных операторов обращения с ТКО.
3) Предоставление коммунальной услуги на территории республики в населенных пунктах с круглогодичным автотранспортным сообщением посредством обустройства пунктов временного накопления (за счет средств муниципальных бюджетов) и одновременным согласием проживающих осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов до пункта временного накопления самостоятельно (в случае отсутствия целесообразности и обоснованности осуществлять внутрипоселковое транспортирование отходов силами регионального оператора по ТКО). При данном способе отсутствует необходимость обустраивать контейнерные площадки и контейнеры.
В случае если внутри населенного пункта целесообразно транспортирование отходов силами регионального оператора ТКО, то органом местного самоуправления проводится работа по обустройству контейнерных площадок, приобретению контейнеров и при необходимости пунктов временного накопления.
4) В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (в отсутствие круглогодичного автотранспортного сообщения) решение вопроса возможно посредством обустройства обезврежива# временного накопления для последующего вывоза региональным оператором ТКО до конечного места размещения отходов или приобретения обезвреживающей установки, использование которой осуществляется лицом, имеющим соответствующую лицензию (не обязательно региональный оператор ТКО).
До решения указанных вопросов на территории населенного пункта действует "старая" система вывоза отходов.
Перспективная схема потоков от источников образования ТКО до объектов сортировки и размещения отходов на период 2025 - 2030 гг. отражена в Приложении 10.
8. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
Сведения о планируемых строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также предполагаемые сроки и планируемое местоположение объектов на период 2025 - 2030 гг. представлены в Приложении 11.
В электронную модель территориальной схемы Республики Саха (Якутия) изменения вносятся после их утверждения приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Перспективные объекты настоящей территориальной схемы ТКО направлены на снижение полигонного захоронения, исключения использования не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, внедрение сортировки отходов и уменьшение объемов, ввозимых на полигоны.
В текущих условиях (отсутствие раздельного сбора, достаточного количества объектов утилизации, сложная транспортная логистика) отказ от полигонного захоронения не представляется возможным.
Полигонное захоронение возможно исключить в первую очередь на территории 13 арктических районов путем приобретения и установок в районных центрах обезвреживающего оборудования, а также необходимых построек (пункты временного накопления в отдаленных населенных пунктах, и в районном центре - в месте размещения обезвреживающей установки - ангар для временного хранения и оттаивания мерзлых бытовых отходов, площадки (земельного участка для временного хранения зольного остатка, а также отсортированных отходов не подлежащих обезвреживанию). При этом необходимо урегулировать вопросы вывоза (в приоритете, речным транспортом) хвостов и золы в другие районы, где будет функционировать легитимный полигон.
Территориальной схемой предлагается к 2030 году ввести в эксплуатацию:
220 пункта временного накопления,
29 объекта обработки (сортировочные линии, мусоросортировочные комплексы, мусороперегрузочная станция с элементами сортировки),
18 объектов обезвреживания (в т.ч. 13 для арктических районов).
14 объектов размещения отходов.
13 площадок временного хранения для отходов, не подлежащих сжиганию и зольного остатка (для арктических районов).
При указанных расчетах будет обеспечено достижение показателя "создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза" в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" к 2030 году согласно Указа Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Пункт временного накопления ТКО
Накоплением ТКО является временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) для временного хранения отходов могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и/или закрытые площадки (временные склады).
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
На территории места накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Таким образом, учитывая санитарные нормы, при обустройстве пунктов временного накопления ТКО рекомендуется предусмотреть в поселениях закрытые площадки. Между тем, при обустройстве пунктов временного накопления на открытых площадках должны соблюдаться все санитарные нормы.
Объект обработки ТКО
Технологические решения для объектов обработки ТКО не должны допускать смешение перед обработкой ТКО, совместно накопленных, с ТКО, накопленными раздельно.
Согласно Национального стандарта РФ ГОСТ Р 70717-2023 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Обработка твердых коммунальных отходов для подготовки к дальнейшей утилизации. Общие требования", утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2023 N 214-ст для обработки ТКО применяют:
- ручную сортировку, при которой распознавание нужных материалов производится персоналом визуально, а отбор осуществляется вручную;
- автоматизированную сортировку ТКО, представляющую собой технологическую линию, включающую конвейерное оборудование, сепараторы и дополнительные элементы механизации, позволяющие повысить уровень автоматизации производственных процессов и в значительной мере увеличить процент отбираемых вторичных ресурсов.
На объектах обработки ТКО приоритетными технологиями являются технологии автоматизированной сортировки при сочетании с ручной сортировкой ТКО, позволяющие осуществить извлечение максимально возможного количества видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации.
При выборе технологических решений для объектов обработки ТКО необходимо учитывать региональные особенности, в том числе:
- морфологический состав поступающих ТКО, который взаимосвязан с экономической неоднородностью по доходу на душу населения, а также по уровню внедрения раздельного накопления и транспортирования отходов;
- климатические характеристики республики (резко континентальный климат и суровые природно-климатические условия);
- плотность населения в республике и распределение агломераций населенных пунктов;
- уровень промышленного и коммунального развития территории;
- норматив накопления ТКО на территории Республики Саха (Якутия), утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 29.10.2018 N 443-п;
- пиковые сезонные нагрузки.
Технологические решения для объектов обработки ТКО не должны допускать смешение перед обработкой ТКО, совместно накопленных, с ТКО, накопленными раздельно.
На объектах обработки ТКО должна быть обеспечена их бесперебойная и безопасная работа путем:
- установления 3-й категории надежности электроснабжения в качестве минимальных требований к надежности электроснабжения объекта обработки ТКО при условии наличия резервных источников энергоснабжения;
- обеспечения объектов обработки ТКО автоматическими системами аварийной остановки производственных линий;
- обеспечения на объектах обработки ТКО мощностью более 100 тыс. тонн в год систем автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения аварийных остановок;
- обеспечения наличия на объектах обработки ТКО не менее двух линий сортировки (на объектах обработки мощностью более 50 тыс. тонн в год);
- установления максимальной продолжительности аварийного ремонта оборудования;
- обустройства мест (площадок) накопления ТКО, подлежащих последующему направлению на обработку;
- организации своевременного проведения работ по техническому обслуживанию оборудования в соответствии с технологическими регламентами, установленными производителями;
- обеспечения соблюдения норм промышленной и пожарной безопасности, а также соблюдения правил и инструкций охраны труда;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в отношении объектов по утилизации, обезвреживанию, обработке отходов в том числе, участки по обращению с медицинскими отходами классов Б и В, оборудованные установкой для обезвреживания отходов методом сжигания, пиролиза:
- до 40 тысяч т/год - 500 м.;
- от 40 тысяч т/год - 1000 м.
Объект термического обезвреживания ТКО
Объекты обезвреживания ТКО предназначены для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду путем сжигания, за исключением сжигания, связанного с использованием ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) путем обеззараживания на специализированных установках или путем компостирования, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.
Оптимальным и распространенным способом обращения с отходами в случае технической невозможности и экономической нецелесообразности перевозки отходов к местам утилизации или захоронения является термическое обезвреживание ТКО, посредством которого объем отходов возможно уменьшить до 95%.
Для обустройства объекта термического обезвреживания в первую очередь необходимо определить место размещения объекта (земельный участок) с учетом требований законодательства.
Технологические решения для объектов обезвреживания ТКО, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования, должны учитывать климатические условия и исключать прямое попадание продуктов компостирования в атмосферный воздух, на почву, в поверхностные и подземные воды.
Объект размещения ТКО
Требования к выбору земельных участков размещения ТКО, устройству и эксплуатации полигонов ТКО определены Сводом правил СП 320.1325800.2017 "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация, рекультивация", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.11.2017 N 1555/пр.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для объектов размещения ТКО согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 составляет 500 м. Площадь участка для размещения полигона ТКО выбирается, как правило, из условия срока его эксплуатации не менее 20-25 лет.
При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО учитываются климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.
Проектные решения по строительству новых, реконструкции и ликвидации действующих полигонов ТКО должны содержать эффективные решения по снижению влияния вредных производственных факторов, охране окружающей среды от загрязнения промышленными выбросами, сбросами и по обеспечению работающих необходимым комплексом санитарно-бытового обслуживания.
Полигоны ТКО должны быть оборудованы системой весового контроля, автоматизированной системой учета и передачи в государственную информационную систему учета ТКО информации о количестве поступающих на объект отходов и количестве отходов, поступающих на захоронение. Для исключения приема отходов, недопустимых к размещению на полигонах ТКО, рекомендуется устройство системы видеофиксации движения транспорта через контрольно-пропускной пункт.
В составе полигона должны быть предусмотрены:
- участок размещения отходов;
- участок для размещения цеха по обработке (сортировке) отходов;
- участок дробления крупногабаритных отходов (КГО);
- участок компостирования;
- административно-хозяйственную зону;
- инженерные сооружения и коммуникации для жизнеобеспечения полигона и экологической безопасности;
- инженерные системы и сооружения сбора и утилизации биогаза;
- сооружения для дезинфекции транспорта;
- очистные сооружения фильтрационных вод;
- участок радиационного контроля за отходами, включая: рамку или портативный детектор радиационного автоматизированного контроля; место углубленного радиационного обследования; площадку для отстоя техники с фоном, превышающим требования норм радиационной безопасности.
Вместе с тем, конкретные технологические решения принимаются при разработке проектно-сметных документаций строительства объектов.
После ввода запланированных объектов по обращению с ТКО в соответствии с приложением 11 в эксплуатацию планируется поэтапно приступить к закрытию и ликвидации несанкционированных объектов размещения ТКО, эксплуатируемых для предоставления коммунальной услуги-обращение с ТКО. Мероприятия планируется провести, в том числе в рамках Плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Республики Саха (Якутия).
9. Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов
Оценка объема капитальных вложений осуществляется на основании укрупненных нормативов цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, оценка капитальных вложений осуществляется на основании сметной стоимости реализованных объектов-аналогов, в том числе проектная документация которых признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования, и инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, оценка в настоящей Территориальной схеме стоимости планируемых к строительству объектов рассчитана из стоимости двух приоритетных объектов - полигон размещения ТКО в г. Якутске и мусороперегрузочная станция с элементами сортировки, из расчета на 1 тонну затраты составляют 26 363 руб. (для объектов размещения отходов) и 8000 рублей на объекты обработки.
Общая сумма капитальных вложений представлена в Приложении 12.
Предварительная оценочная сумма капитальных вложений составляет 10 292 679 276 рублей, из них:
220 пункта временного накопления на сумму 939 431 183 рублей.
29 объекта обработки (сортировочные линии, мусоросортировочные комплексы, мусороперегрузочная станция с элементами сортировки) на сумму 2 885 352 000 рублей.
18 объектов обезвреживания (в т.ч. 13 для арктических районов) на сумму 289 446 428 рублей.
14 объектов размещения отходов на сумму 6 103 075 221 рублей.
13 площадок временного хранения для отходов, не подлежащих сжиганию и зольного остатка (для арктических районов) на сумму 75 374 444 рублей.
Стоит обратить внимание, что объекты обработки в районных центрах будут введены в эксплуатацию не ранее 2024 года.
10. Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами определены для каждой зоны регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенном между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с законодательством тарифы региональных операторов утверждаются Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по заявкам региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В Приложении 13 представлены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходов на территории Республики Саха (Якутия) в разрезе муниципальных районов, с включением данных о расходах региональных операторов на приобретение контейнеров на 1 м3.
11. Сведения о зонах деятельности региональных операторов
По состоянию на 01.01.2023 на территории республики выделены 12 зон действия региональных операторов (численность населения указана по состоянию на 01.01.2022):
1) Арктическая зона: 13 муниципальных районов, 84 муниципальных образования, в том числе 66 муниципальных образований (79% от общего количества МО Арктической зоны) отнесены к труднодоступным. На территории Арктической зоны площадью 1608,8 тыс. кв. км (53% от общей площади всей республики) проживают всего 67 118 человек (7% от общего количества проживающих в республике), соответственно самая низкая плотность по региону и равна 0,04 жителей на 1 кв. км.
2) Центральная зона: 3 муниципальных района и 2 городских округа, 48 муниципальных образований, в том числе 18 муниципальных образований (38% от общего количества МО Центральной зоны) отнесены к труднодоступным. На территории Центральной зоны площадью 85,83 тыс. кв. км. (3% от общей площади всей республики) проживает наибольшая часть республики 438 593 человека. (44% населения республики), плотность населения равна 4,89 жителей на 1 кв. км.
3) Центрально-Восточная зона: включает 9 муниципальных районов, 135 муниципальных образований, в т.ч. 34 муниципальных образования (26%) отнесены к труднодоступным. На территории Центрально - Восточной зоны площадью 522,2 тыс. кв. км. (17% от общей площади региона) проживает 144 814 человек, где 83% приходится на сельское население.
4) Вилюйская зона: включает 1 муниципальный район, 21 муниципальное образование, в том числе 14 труднодоступных, общая численность населения в зоне составляет 25 106 человек.
5) Верхневилюйская зона: включает 1 муниципальный район, 21 муниципальное образование, в том числе 13 труднодоступных, проживает 21 019 человек.
6) Нюрбинская зона: включает 1 муниципальный район, 19 муниципальных образований, в том числе 6 труднодоступных, общая численность населения составляет 23 575 человек.
7) Сунтарская зона: включает 1 муниципальный район, 26 муниципальных образований, в том числе 4 труднодоступных, на территории района проживает 23 580 человек.
8) Мирнинская зона: включает 1 муниципальный район, 9 муниципальных образований, труднодоступные территории отсутствуют. На территории района проживают 72 483 человек.
9) Ленская зона: включает 1 муниципальный район, 11 муниципальных образований, в том числе 4 труднодоступных. На территории района проживают 36 276 человек.
10) Олекминская зона: включает 1 муниципальный район, 23 муниципальных образования, 13 из которых отнесены к труднодоступным. На территории района проживает 24 134 человека.
11) Алданская зона: включает 1 муниципальный район, 7 муниципальных образований, в том числе 3 труднодоступных. На территории района проживает 39 971 человек.
12) Нерюнгринская зона: включает 1 муниципальный район, 7 муниципальных образований, труднодоступные территории отсутствуют. На территории района проживает 75 446 человек.
Обновленные сведения о зонах деятельности региональных операторов представлены в Приложении 14.
12. Электронная модель территориальной схемы
Электронная модель территориальной схемы - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории Республики Саха (Якутия) деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории Республики Саха (Якутия).
Электронная модель территориальной схемы Республики Саха (Якутия) размещена на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) http://tko.sakha.gov.ru/ и корректируется по результатам общественных обсуждений, устранения замечаний и учета предложений, а также утверждения Территориальной схемы приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.