г. Краснодар |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А53-31595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - войсковой части 3667 (ИНН 6150022212, ОГРН 1026101412039) - Куликова В.Ю. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу войсковой части 3667 на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2018 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи Фахретдинов Т.Р., Илюшин Р.Р., Мисник Н.Н.) по делу N А53-31595/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с войсковой части 3667 (далее - войсковая часть) 1 077 109 рублей 01 копейки пеней за несвоевременную оплату поставленного газа (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 1, л. д. 159 - 161).
Решением от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что войсковая часть оплатила поставленный ей обществом газ с нарушением срока, предусмотренного договором; основания для снижения неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) судами не установлены.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, войсковая часть просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что ее необходимо освободить от уплаты неустойки, так как контракт своевременно не был подписан по вине истца, это привело к просрочке оплаты газа. Кроме того, сроки оплаты нарушены по вине Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - УФК по РО), которое отказало в регистрации контракта. Войсковая часть выразила несогласие с увеличением цены на газ по контракту на 10 процентов. Заявитель также указывает на нарушение судом норм процессуального права: суд незаконно отказал в привлечении в качестве третьего лица УФК по РО, не принял встречный иск, не применил статью 333 Гражданского кодекса.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, их соответствие фактическим обстоятельствам.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и войсковая часть (заказчик) заключили государственный контракт поставки газа от 25.12.2017 N 43-3-12525/18-Н, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2018, а заказчик получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (пункт 2.1).
Цена на газ на выходе из сетей газораспределения газораспределительной организации (ГРО) формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям (ТТГ), специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации (СН) (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Оптовые цены определяются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) по формуле цены на газ, с учетом установленных минимального и максимального уровней цен, рассчитываемых по формуле цены на газ, увеличенных на 10 процентов (пункты 5.1.1, 5.1.3 контракта).
Сумма контракта рассчитывается исходя из согласованного объема, установленного в приложении N 1, и цены на газ, указанной в пункте 5.1 контракта.
Расчеты за потребленный газ производятся покупателем платежными поручениями на счет поставщика не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункты 5.4.1, 5.4.4 контракта).
Согласно пункту 9.8 контракта в случае просрочки исполнения обязательств по оплате за газ заказчик несет ответственность в соответствии с нормами статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В пункте 8.1 контракта стороны отразили, что он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на взаимоотношения, возникшие с 01.01.2018, действует до 31.12.2018, а по расчетам - до полного завершения сторонами обязательств.
В январе - апреле 2018 года общество поставило войсковой части 1 120,179 тыс. куб. м газа стоимостью 8 373 158 рублей 94 копейки, что подтверждается ежемесячно подписанными сторонами актами о количестве поданного и принятого газа и подготовленными счетами-фактурами.
Нарушение сроков оплаты газа, потребленного с января по апрель 2018 года, привело стороны к судебному спору. В ходе рассмотрения спора судом сумма основного долга войсковой частью оплачена. Общество уточнило требования и просило взыскать 1 077 109 рублей 01 копейку неустойки (т. 1, л. д. 159 - 161).
Согласно абзацу 2 статьи 25 Закона N 69-ФЗ в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику неустойку в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В силу абзаца 10 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров"
фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Войсковая часть пользовалась в спорный период услугами газоснабжения, получила от общества акты, счета-фактуры за январь - апрель 2018 года (т. 1, л. д. 20 - 28) и обязана была своевременно оплатить стоимость потребленного газа.
Кроме того, стороны распространили условия контракта от 25.12.2017 на период с 01.01.2018, чем подтвердили наличие в спорный период договорных отношений по газоснабжению исходя из его согласованных условий, за нарушение срока оплаты по которому установлена законная неустойка.
Поскольку факт просрочки исполнения войсковой частью обязательств по своевременной оплате полученного ресурса установлен судом, подтвержден материалами дела и фактически не оспаривался ответчиком, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для привлечения войсковой части к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки.
Расчет неустойки проверен судом и признан верным. Ходатайство ответчика о снижении суммы неустойки рассмотрено судебными инстанциями и отклонено. При этом суды исходили из того, что размер взыскиваемой неустойки представляет собой минимальную гарантию обеспечения интересов кредитора, а ответчик документально не обосновал несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства.
В соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Судебные инстанции установили, что таких обстоятельств в рассматриваемом деле не имеется. При этом суды отметили отсутствие вины поставщика в уклонении от заключения договора на условиях ответчика ввиду отсутствия в его действиях противоправности.
Ссылка войсковой части на условия ранее заключенного контракта от 01.07.2017 N 43-312525/17-ФЗ, пункт 5.1.3 которого не предусматривал увеличение цены газа на 10 процентов, судом округа не принимается.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 18 Закона N 69-ФЗ установлено, что при заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствующих бюджетах ежегодно предусматриваются средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.
Как видно из материалов дела, стоимость контракта от 25.12.2017 N 43-3-12525/18-Н рассчитана поставщиком исходя из согласованного с покупателем объема газа в пределах заявленных войсковой частью лимитов на 2018 год (1300 тыс. куб. м) и тарифа на газ (пункт 5.1 контракта). Несогласие заявителя с условиями заключенного контракта им в надлежащем порядке не отражены, не признаны недействительными.
Доводам жалобы о неправомерном отказе в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФК по РО, а также о возвращении встречного иска дана правовая оценка в апелляционном постановлении, указанные доводы рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Правовые основания для иной оценки названных обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А53-31595/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
...
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 18 Закона N 69-ФЗ установлено, что при заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствующих бюджетах ежегодно предусматриваются средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2019 г. N Ф08-2437/19 по делу N А53-31595/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2437/19
13.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-76/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31595/18
05.12.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31595/18