г. Краснодар |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А61-4836/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от заявителя - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029773) - Шамилевой И.А. (доверенность от 01.01.2019 N 154), от заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166) - Дарчинова И.Р. (доверенность от 06.05.2019), Надгериевой А.А. (доверенность от 06.05.2019), Цилидас А.М. (доверенность от 06.05.2019), рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.11.2018 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А61-4836/2018, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - служба, РСТ) о признании недействительным приказа от 11.05.2018 N 35 в части отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике филиалу общества - "Севкавказэнерго"; в части рассмотрения заявления об установлении цен (тарифов) по инициативе органа регулирования филиалу общества - "Севкавказэнерго"; об обязании РСТ открыть дело об установлении цен (тарифов) на основании заявления филиала общества - "Севкавказэнерго" от 28.04.2018 N МР8/СОФ/01/1536.
Решением суда первой инстанции от 14.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2019, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе служба просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является регулируемой организацией, осуществляющей на территории Республики Северная Осетия-Алания деятельность по передаче электрической энергии по сетям напряжением от 110 до 0,4 кВт.
Общество 28.04.2018 предоставило в РСТ заявление о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2019 год с прилагаемыми обосновывающими материалами на бумажном и электронном носителях.
Письмом от 11.05.2018 N 414 служба направила обществу приказ от 11.05.2018 N 35, согласно которому, в том числе, заявителю отказано в открытии дела об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила) установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами.
Согласно пункту 12 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В силу пункта 9 Правил дело об установлении цены (тарифа) не открывается в случае применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности); цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме; цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций.
В силу пункта 9(1) Правил регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.
Аналогичное требование содержится в пункте 5 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цены (тарифа) и (или) их предельных уровней, утвержденного Приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э (далее - Регламент).
В силу подпункта "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, в редакции, действовавшей в спорный период, субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию относительно предложения о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В силу пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе, базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.
Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Из содержания пункта 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методически рекомендации), следует, что долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.
В силу пункта 11 Методических рекомендаций уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Пунктом 12 Методических рекомендаций установлено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат, определяемых соответствующими статьями Основ ценообразования: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Суды установили, что в качестве основания для отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов) РСТ в приказе от 11.05.2018 N 35 указала пункт 9(1) Правил и соответствующий ему пункт 5 Регламента.
При этом относительно несоответствия предложения общества в отношении филиала "Севкавказэнерго" о цене (тарифе) долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2019 год, опубликованного на сайте, и предложения, представленного в РСТ, суды установили следующее.
Деятельность филиала общества - "Севкавказэнерго" регулируется методом долгосрочной индексации НВВ на период 2018 - 2022 годов. При этом 2018 год является базовым, а 2019 год - вторым годом долгосрочного периода регулирования.
Таким образом, поскольку 2019 год является для спорного филиала общества вторым расчетным годом долгосрочного периода регулирования, то подконтрольные расходы, в частности расходы на оплату труда, а также на сырье и материалы (материальные затраты), не пересчитываются.
Во втором и каждом последующем году долгосрочного периода регулирования подконтрольные расходы индексируются, исходя из базового уровня подконтрольных расходов.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку в соответствии с Методическими указаниями базовый уровень подконтрольных расходов в течение долгосрочного периода не меняется, то довод регулирующего органа о незаполнении обществом соответствующих граф в разделе 2 приложения N 2 к опубликованному предложению о размере цен тарифов, долгосрочных параметров регулирования заявителя, подлежит отклонению как необоснованный.
При этом из таблицы N 2.6а "Расчет НВВ методом индексации" следует, что НВВ филиала общества, заявленная на 2019 год, сформирована в части подконтрольных расходов путем индексации установленного на 2018 год базового уровня подконтрольных расходов с учетом разбивки по статьям, установленным РСТ на индекс 1,009.
Объем подконтрольных расходов на 2019 год заявлен в размере 776 807 200 рублей, что отражено по строке 4.1 "Расходы, связанные с производством и реализацией, подконтрольные расходы - всего" раздела 2 приложения N 2 к предложению о размере цен тарифов, долгосрочных параметров регулирования филиала, а также по строке "Итого подконтрольные расходы" таблицы N 2.6а "Расчет НВВ методом индексации".
В опубликованном на сайте обществом приложении N 2 к предложению о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования "Раздел 2. Основные показатели деятельности организации, относящихся к субъектам естественных монополий, а также коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии (мощности)" отражено предложение на расчетный период регулирования - на 2019 год.
Надлежащим образом исследовав представленное обществом в отношении филиала в РСТ предложение, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанные обществом в приложении N 2.6а "Расчет НВВ методом индексации" показатели соответствуют сведениям, опубликованным на сайте в приложении N 2 по аналогичным статьям расходов. При этом в Приложении N 2.6а "Расчет НВВ методом индексации" отражена расширенная детализация составляющих статьи расходов.
При этом суды указали, что приложение N 2.6а является формой, разработанной, утвержденной и размещенной Федеральной антимонопольной службой в Единой информационной аналитической системе (ЕИАС) в целях обоснования предложения, предоставляемого в орган регулирования. Данное приложение предоставлено обществом в указанной форме в РСТ в качестве обоснования отраженной в опубликованном на сайте предложении в приложении N 2 (Раздел 2) информации о подконтрольных и неподконтрольных расходах заявителя.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о достоверности сведений, размещенных на сайте, а также сведений, предоставленных в РСТ.
При этом суды обоснованно указали, что поскольку утвержденная ФАС России форма не содержит строки "инвестиции, осуществляемые за счет тарифных источников", то общество имело право не указывать соответствующую сумму в сведениях, подаваемых в РСТ. В свою очередь, при опубликовании данных сведений на сайте, финансовая информация изложена корректно с учетом данного показателя.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А61-4836/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.