г. Краснодар |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А32-30791/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Успех" (ОГРН 1162375050298, ИНН 2310196011) - Баранчи А.А. (доверенность от 01.11.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (ИНН 2308041155, ОГРН 1022301217839), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 50175 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Успех" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2018 (судья Лукки А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-30791/2018, установил следующее.
ООО "Успех" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.07.2018 N 12-19/07 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
Решением суда от 21.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2019, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что спорный объект является организацией общественного питания. Предусмотренные ограничения распространяют свое действие на производственные объекты "Продуктовые магазины" и не относятся к организациям, оказывающим услуги общественного питания. Торговый объект "ПИНТА" является баром с торговым фантазийным наименованием "Магазин живого пива". Доказательства осуществления обществом деятельности по розничной торговле отсутствуют. Департамент ссылается на отсутствие потребительской тары, столов и стульев, производственных и санитарных помещений, вместе с тем осмотр организации производился выборочно в отсутствие понятых, видеозапись выполнена на неизвестный аппарат, объем записи составляет 1 минуту. Зал обслуживания оборудован необходимым инвентарем и оборудованием, имеет барную стойку, специально отведенные места для употребления напитков, оборудование для приготовления, разогрева, охлаждения пищевых продуктов, необходимую посуду, санитарную комнату для посетителей и отдельно для персонала, гардероб, прочие производственные помещения. Материалами проверки зафиксирован прейскурант на разливное пиво, что предусматривает его розлив в потребительскую тару для употребления на месте. Представленные сведения о регистрации пива в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, как и сама регистрация общества в этой системе, применимы именно для организаций общественного питания. При проведении проверки не выявлены факты выноса потребителями пивных напитков из зала обслуживания для их употребления за пределами бара. При проверке объекта Управлением Роспотребнадзора установлено, что спорный бар не является общепринятым магазином розничной продажи пива, а является объектом общественного питания.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в связи с поступлением обращения Савостиной Л.П. от 19.06.2018 N 01-24/266/18 департамент 05.07.2018 при проведении осмотра выявил, что в организации розничной торговли (магазин "ПИНТА"), принадлежащей обществу, расположенной в многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, Краснодар, Ставропольская, 105 (далее - спорный объект), осуществлялась розничная продажа пива и пивных напитков в розлив, а именно - пива нефильтрованного "Беккер" по цене реализации 109 рублей 95 копеек.
При этом на момент проведения осмотра в данном торговом объекте отсутствовала потребительская тара (бокалы, рюмки, стаканы, столовые приборы, тарелки), производственные помещения, предназначенные для оказания услуг общественного питания, а также столы и стулья для потребителей, что зафиксировано в фото-таблицах к протоколу осмотра от 05.07.2018 N 12-19/07.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 18.07.2018 N 12-19/07 и вынесения постановления от 30.07.2018 N 12-19/07 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса виде взыскания 100 тыс. рублей.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса, устанавливающей ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу положений пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 Кодекса надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац 2 пункта 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Частью 5 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" запрещена розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в розлив в организациях торговли, расположенных в многоквартирных домах, а также во встроенных, в пристроенных, во встроенно-пристроенных помещениях в многоквартирных домах.
Судебные инстанции установили, что в спорном объекте, расположенном в многоквартирном доме, осуществлялась розничная продажа пива и пивных напитков в розлив (пива нефильтрованного "Беккер" стоимостью 109 рублей 95 копеек).
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки) (пункт 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом (пункт 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036).
Объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные (статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Бар - это предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары (пункт 3.4 ГОСТа 30389-2013).
Предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. На предприятиях (объектах) общественного питания должны обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки или отражаться специализация предприятия (пункт 5.14 ГОСТа 30389-2013).
ГОСТом 30389-2013 также рекомендованы минимальные требования к предприятиям общепита различных типов (таблица "Б.1" Приложения "Б").
Так, бар должен иметь вывеску, вход для гостей (отдельно от служебного входа для персонала), входную зону: вестибюль, холл, аванзал, вешалки в зале или вестибюле (холле), зал обслуживания, туалетную комнату, оборудованную и оснащенную туалетными кабинами, умывальником с зеркалом, электророзеткой, туалетной бумагой, мылом или диспенсером с жидким мылом, бумажными полотенцами или электрополотенцем, крючками для одежды, корзиной для мусора, аварийное освещение (стационарные генераторы или аккумуляторы, фонари), горячее и холодное водоснабжение, канализацию, отопление, обеспечивающее температуру воздуха в помещениях 19 - 23 °С, систему вентиляции, обеспечивающей допустимые параметры температуры и влажности, охранную сигнализацию, звукоизоляцию, обеспечивающую уровень шума на предприятиях общественного питания, находящихся в жилых зданиях, менее 35 дБ.
Обслуживание в баре должно осуществляться барменами либо барменами и официантами (окончание таблицы "А.1" Приложения "А" ГОСТа 30389-2013).
ГОСТом 30389-2013 установлены также требования к ассортиментному перечню продукции, напитков, сопутствующих товаров. В частности, в баре могут предлагаться смешанные напитки, коктейли собственного производства, закуски, десерты, в том числе фирменные, горячие блюда, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия, а также широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков (для неспециализированных баров), сопутствующие товары (табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция) (пункт 5.15, таблица 2).
Судебные инстанции, проанализировав материалы административного дела, не усмотрели наличие в спорном объекте потребительской тары (бокалы, рюмки, стаканы, столовые приборы, тарелки), столов, стульев для потребителей, а также производственных помещений, предназначенных для оказания услуг общественного питания, что свидетельствует об отсутствии у спорного объекта признаков бара в смысле, определенном ГОСТом 30389-2013. Доказательства обратного не представлены.
В связи с этим суд обоснованно отклонил довод общества о том, что торговый объект "ПИНТА" является баром с наименованием "Магазин живого пива", что подтверждается указанием на вывеске на тип организации общественного питания "бар".
Отклоняя ссылку общества на акт проверки Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 15.08.2018 N 708, суд правильно отметил, что данная проверка проводилась в период с 20.07.2018 по 15.08.2018 (после проведенной департаментом проверки). В связи с этим результаты указанной проверки не влияют на результаты оспариваемой проверки.
Суд также не принял довод общества о том, что материалами проверки зафиксирован прейскурант на разливное пиво, что предусматривает его розлив в потребительскую тару для употребления на месте, отметив, что указанное меню также содержит предложение о разовой покупке продукции в объеме 5-ти литров, а также стоимость тары в 0,5 л, 1 л и 1,5 л, что свидетельствует о возможности выноса данной продукции для употребления не на месте покупки.
Иные доводы общества не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Надлежащим образом исследовав фактические обстоятельства дела, суд сделал обоснованный вывод о доказанности факта реализации обществом алкогольной продукции в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса.
Суд указал, что общество имело возможность соблюдения установленных требований в целях недопущения совершения правонарушения. Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения вмененного ему административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Существенные нарушения процедуры привлечения общества к ответственности не установлены. Срок давности привлечения к ответственности соблюден. Судебные инстанции не выявили основания для признания совершенного правонарушения малозначительным. Переоценка этого обстоятельства в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Обществу назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи Кодекса.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А32-30791/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
...
Надлежащим образом исследовав фактические обстоятельства дела, суд сделал обоснованный вывод о доказанности факта реализации обществом алкогольной продукции в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса.
...
Существенные нарушения процедуры привлечения общества к ответственности не установлены. Срок давности привлечения к ответственности соблюден. Судебные инстанции не выявили основания для признания совершенного правонарушения малозначительным. Переоценка этого обстоятельства в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Обществу назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 мая 2019 г. N Ф08-2977/19 по делу N А32-30791/2018