г. Краснодар |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А01-2322/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Кухаря В.Ф., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс" (ИНН 0105044037, ОГРН 1050100529951) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 3" (ИНН 0105048546, ОГРН 1060105014991), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.10.2018 (судья Парасюк Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2019 (судьи Мисник Н.Н., Илюшин Р.Р., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А01-2322/2017, установил следующее.
ООО "Ак Барс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 3" (далее - компания) о понуждении компании к обязанности уменьшить размер платы за содержание за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома в период с 01.10.2015 по 30.06.2017 на сумму 123 630 рублей. Делу присвоен N А01-2322/2017.
В рамках дела N А01-1977/2017 компания предъявила иск к обществу о взыскании 123 630 рублей задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01.10.2015 по 30.06.2017 и 21 944 рублей 54 копеек неустойки, начисленной за период с 11.10.2015 по 31.08.2018.
Определением от 14.11.2017 дела N А01-2322/2017 и А01-1977/2017 объединены в одно производство; объединенному делу присвоен N А01-2322/2017.
Решением от 30.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2019, обществу в иске отказано, иск компании удовлетворен, распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, у компании отсутствуют основания для взыскания задолженности ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на управляющую организацию (предоставление услуг ненадлежащего качества). Составление акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ является обязанностью компании. Общество неоднократно обращалось в управляющую организацию с требованиями принять меры для ремонта протекающей кровли дома, однако данные требования оставлены компанией без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, общество является собственником нежилых помещений общей площадью 322,6 кв. м, расположенных в многоквартирном доме N 166 по ул. Железнодорожная в г. Майкопе (т. 1, л. д. 34, 35).
Решением общего собрания собственники помещений в указанном многоквартирном доме выбрали компанию управляющей организацией и установили плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Собственники помещений заключили с компанией договор на управление многоквартирным домом.
Основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском явилось неисполнение обществом обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома в общей сумме 123 630 рублей за период с 01.10.2015 по 30.06.2017.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение компанией обязанностей по проведению ремонта общего имущества, общество обратилось в арбитражный суд с иском о снижении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.
В обоснование исковых требований общество ссылается на то, что неоднократно обращалась в управляющую организацию с требованиями принять меры для ремонта протекающей кровли дома, однако данные требования оставлены компанией без удовлетворения, в связи с чем общество было вынуждено самостоятельно произвести ремонт кровли. Общество полагает, что размер платы подлежит уменьшению на 100%, ввиду ненадлежащего исполнения компанией своих обязанностей как управляющей организации (предоставление услуг ненадлежащего качества), что исключает возникновение у общества обязанности по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и начисление неустойки на данную задолженность.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что общество является собственником нежилых помещений в многоквартирном доме; отсутствие доказательств оплаты долга за исковой период и оснований для освобождения от несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также недоказанность некачественности оказанных компанией услуг, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44, 153, 155, 156, 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества N 491), Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила изменения размера платы N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), удовлетворили иск компании и отказали в иске обществу.
Согласно пункту 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества установлены Правилами изменения размера платы N 491.
Согласно пункту 7 Правил изменения размера платы N 491 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил изменения размера платы N 491).
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 10 Правил изменения размера платы N 491).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 15 Правил изменения размера платы N 491).
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 16 Правил изменения размера платы N 491).
В главе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Фиксация указанных фактов осуществляется актом, составляемым с участием управляющей организации, при этом уклонение управляющей организации от составления акта предоставляет возможность потребителю составить указанный акт в одностороннем порядке с обязательным участием двух иных потребителей и председателя совета многоквартирного дома, товарищества или кооператива (пункт 110(1) Правил N 354) либо инициировать проведение экспертизы (пункт 110 Правил N 354).
Исходя из положений Правил N 354 и Правил изменения размера платы N 491, для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве полных календарных дней нарушения компанией обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества дома, пропорционально которым уменьшается размер платы.
Между тем в подтверждение доводов о некачественности оказанных услуг общество не представило акты, составленные в порядке пунктов 15, 16 Правил изменения размера платы N 491.
Согласно положениям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 18 и 21 Правил N 491 текущий и капитальный ремонты общего имущества в многоквартирном доме проводятся по решению общего собрания собственников помещений.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества N 491), но при этом они обязаны предварительно утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил содержания общего имущества N 491) либо подтвердить, что необходимость выполнения соответствующих работ и услуг связана с безопасностью жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, носили необходимый, неотложный характер (пункт 10 Правил содержания общего имущества N 491).
Такие доказательства не представлены.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 названного Кодекса. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные указанным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суды установили, что общество, являясь собственником помещений в доме и равноправным участником общих собраний собственников, не обращалось к остальным собственникам с предложением включить работы по ремонту кровли крыши в годовой план работ за счет собираемых средств.
С учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, суды обоснованно указали, что управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Тариф за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Закон не содержит положений об уменьшении размера такой платы для отдельных собственников нежилых помещений. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Руководствуясь положениями пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно возложили на общество обязанность по уплате неустойки за несвоевременное внесение платы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Ссылки заявителя на судебные акты, принятые по другим делам, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не имеют отношения к существу заявленного требования и основаны на неверном толковании заявителем практики применения норм права.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2019 по делу N А01-2322/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 6 и 7 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
...
С учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, суды обоснованно указали, что управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Тариф за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Закон не содержит положений об уменьшении размера такой платы для отдельных собственников нежилых помещений. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2019 г. N Ф08-2950/19 по делу N А01-2322/2017