Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2019 г. N Ф08-2950/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 января 2019 г. |
дело N А01-2322/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудо В.А.,
при участии:
от истца: представитель Попадюк Виталий Викторович по доверенности от 23.10.2018;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.10.2018 по делу N А01-2322/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс"
(ОГРН 1050100529951, ИНН 0105044037)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 3" (ОГРН 1060105014991, ИНН 0105048546)
о неправомерном бездействии управляющей компании и перерасчете коммунальных платежей,
объединенному с делом N А01-1977/2017 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 3"
к обществу с ограниченной ответственностью "Ак Барс"
о взыскании задолженности, пени,
принятое судьей Парасюк Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ак Барс" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 3" (далее - ответчик, компания) об обязании снизить размер платы в связи с ненадлежащим качеством оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2015 по 30.06.2017 в размере 123 630 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л.д. 61-63)).
Исковые требования общества мотивированы тем, что ООО "УК ЖЭУ N 3" уклоняется от обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Железнодорожная, 166.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.10.2017 исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер N А01-2322/2017.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.08.2017 делу N А01-1977/2017 было принято исковое заявление компании к обществу о взыскании 123 630 рублей задолженности, 21 944 рублей 54 копейки пени (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л.д. 3)).
Исковые требования компании мотивированы наличием задолженности общества по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с октября 2015 года по июнь 2017 года.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.11.2017 удовлетворено ходатайство ООО "УК ЖЭУ N 3" об объединении дел, делу присвоен N А01-2322/2017.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.10.2018 по делу N А01-2322/2017 в удовлетворении иска общества отказано, исковые требования компании удовлетворены в полном объеме.
Решение мотивировано тем, что представленные ООО "Ак Барс" письма и односторонние акты не являются надлежащими доказательствами нарушения ООО "УК ЖЭУ N 3" обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме.
Суд первой инстанции указал, что ООО "Ак Барс" не соблюден порядок выявления ненадлежащего качества услуг и работ. Актов, оформленных с соблюдением Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, являющихся основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не представлено.
Суд первой инстанции указал, что вопреки доводам ООО "Ак Барс", доказательств отказа управляющей организации от выполнения своих обязательств в материалах дела не имеется.
Претензии ООО "Ак Барс" не могут являться основанием для освобождения собственников от оплаты за содержание и ремонт помещений либо снижения такой оплаты применительно к требованиям вышеуказанных Правил.
Наличие статуса управляющей организации у ООО "УК ЖЭУ N 3" в спорный период в отношении указанного многоквартирного жилого дома сторонами не оспаривается. Отсутствие у ответчика договорных отношений с истцом не освобождает его от несения расходов на содержание нежилых помещений и общего имущества жилого дома, в котором они расположены.
Заявленные компанией требование о взыскании задолженности и пени суд первой инстанции счел обоснованными, исчисленными арифметически и методически верно.
Общество с ограниченной ответственностью "Ак Барс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять новый судебный акт, в котором удовлетворить иск ООО "Ак Барс", отказать в удовлетворении искового заявления ООО "УК ЖЭУ N 3".
Общество оспаривает вывод суда о том, что именно ООО "Ак Барс" должно было представить в суд акты, являющиеся основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, противоречит нормам материального права, а именно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми предусмотрено, что составление акта проверки является обязанностью исполнителя.
ООО "Ак Барс" неоднократно обращалось к ЖЭУ N 3 с заявлениями (от 24.06.2016, от 16.05.2017, от 13.06.2017 и от 10.08.2017), в которых просило осмотреть стену и крышу помещения и составить соответствующий акт проверки. Однако, все обращения остались без ответа.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, акт, являющийся основанием для уменьшения оплаты за содержание общего имущества и его текущий ремонт, не составлен по вине ООО "УК ЖЭУ N 3".
Материалами дела, а именно ответом Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда РА от 14.07.2017, подтверждено наличие в отдельных местах сухих следов протечек в виде желтизны, отслоений, вздутий отделочного слоя стены, отделяющей помещение парикмахерской от проходной зоны нежилого помещение, на высоте до 30 см от уровня пола. Этим же ответом подтверждается необходимость проведения ремонта кровли, который обязано осуществлять ЖЭУ N 3.
Заявитель жалобы указывает, что в требованиях ООО "УК ЖЭУ N 3" о взыскании задолженности и пени следует отказать, поскольку компания оказывала услуги ненадлежащим образом.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс" и отказать в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ N 3".
Представитель истца пояснил, что акт о нарушении качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами N 491. Общество с ограниченной ответственностью неоднократно обращалось к ответчику с заявлениями, в которых просило произвести осмотр помещений и составить соответствующий акт. Акт о нарушении качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, по мнению истца, должен был быть составлен обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 3", в связи с чем, суд первой инстанции неправомерно возложил обязанность на истца представить указанный акт, так как это обстоятельство противоречит нормам процессуального и материального права.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ак Барс" является собственником кафе площадью 287,3 кв.м. и основного помещения площадью 35,3 кв.м по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Железнодорожная, 166. Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.03.2005 (т. 1, л.д. 34-35).
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Железнодорожная, 166, корпус 2 от 30.06.2015, собственники утвердили условия договора управления многоквартирного дома и определили заключить договор с 01.07.2015 с ООО "УК ЖЭУ N 3" (т. 3, л.д. 7-8). Размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома утвержден в размере 17 рублей 35 копеек за 1 кв.м площади помещений.
Сторонами договора управления многоквартирным домом от 01.07.2015 в пункте 4.2 установлено, что цена договора и размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество, пропорциональной занимаемому собственником помещению.
В соответствии с пунктом 4.3 договора управления, плата за управление, содержание и ремонт рассчитывается управляющей организацией с учетом утвержденного решением общего собрания собственников перечня работ по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Пунктом 4.13 договора установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов (счетов-квитанций предоставляемых управляющей организацией (либо иным лицом по ее поручению) по адресу проживания собственника не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 30.06.2016 с 01.07.2016 размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома утвержден в размере 17 рублей 65 копеек за 1 кв.м площади помещений (т. 3, л.д. 9-10).
Приказом N 30 от 30.01.2017 ООО "УК ЖЭУ N 3" установлен тариф по содержанию и ремонту общего имущества жилого фонда с 01.01.2017 в размере 20,45 руб. за 1 кв. м площади помещений (т. 3, л.д. 5).
Приказом N 69 от 28.06.2017 ООО "УК ЖЭУ N 3" установлен тариф по содержанию и ремонту общего имущества жилого фонда с 01.06.2017 в размере 18,93 руб. за 1 кв. м площади помещений(т. 3, л.д. 6).
Согласно расчету управляющей компании, задолженность ООО "Ак-Барс" за содержание о ремонт общего имущества многоквартирного дома в период с октября 2015 года по июнь 2017 года включительно составляет 123 630 рубле.
Компанией в адрес общества были выставлены счета на оплату N 5 от 31.10.2015, N83 от 30.11.2015,N 121 от 31.12.2015, N 133 от 31.01.2016, N 212 от 28.02.2016, N256 от 31.03.2016, N 306 от 30.04.2016, N 2898 от 31.05.2016, N 2998 от 30.06.2016, N 3001 от 31.07.2016, N 3032 от 31.08.2016, N 3072 от 30.09.2016, N 3102 от 31.10.2016, N 3122 от 30.11.2016, N 3202 от 31.12.2016, N 3253 от 31.01.2017, N 3312 от 28.02.2017, N 3354 от 31.03.2017, N 34551 от 30.04.2017, N 34657 от 31.05.2017, N 35008 от 30.06.2017 (т. 3, л.д. 11-31).
В письме в адрес ООО "УК ЖЭУ N 3" общество сообщало о затоплении потолка и повреждении стены, просило создать комиссию, осмотреть помещение, выявить виновника аварии и составить в письменном виде акт (т. 1, л.д. 36).
30.06.2016 директор ООО "Ак Барс" в присутствии свидетелей Кисилевой Е.Г. и Лобановой О.В. составил акт по затоплению потолка и намоканию стены, в котором указали, что в помещении по адресу: г. Майкоп, ул. Железнодорожная, 166, принадлежащем ООО "Ак Барс" (парикмахерская), в результате неизвестных причин (предположительно протекания стояков с водой) намокла стена, отходит штукатурка, образовывается грибок (т. 1, л.д. 37).
В письме от 16.05.2017 ООО "Ак Барс" обратилось в ООО "УК ЖЭУ N 3" с просьбой создать комиссию и осмотреть помещение в связи с намоканием стены, составить в письменном виде акт (т. 1, л.д. 38).
22.05.2017 ООО "Ак Барс" в присутствии свидетелей Кисилевой Е.Г. и Лобановой О.В. составили акт по намоканию стены (т. 1, л.д. 39).
В письмах от 13.06.2017 ООО "Ак Барс" сообщило компании о намокании и повреждении стены, а также о затоплении подвала (т. 1, л.д. 41, 43).
В письме от 10.08.2017 общество сообщило компании о том, что в связи с произведенной сантехником компании заменой пришедшего в негодность канализационного тройника в потолке образовалась дыра, которая на момент предъявления письма оставалась не заделанной (т. 1, л.д. 49).
Также истцом представлены заявления ИП Киселевой Е.Г. в адрес ООО "Ак Барс", жалоба ООО "Ак Барс" в адрес государственной жилищной инспекции Республики Адыгея, ответ Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, письма, акты и претензию ООО "Эстет" в адрес ООО "УК ЖЭУ N 3", акты ООО "УК ЖЭУ N 3" на предмет залития нежилого помещения.
В заявлении от 23.06.2017 ООО "Ак Барс" обратилось к ООО "УК ЖЭУ N 3" с требованием произвести перерасчет размера платы за не оказанные коммунальные услуги с полным освобождением от оплаты за период с 01.01.2015.
ООО "Ак Барс" представило договор подряда от 05.10.2017 с индивидуальным предпринимателем Эльдаровым А.К. (исполнитель), в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работы по устройству кровельного покрытия, а также платежные документы в подтверждение оплаты по данному договору.
Претензия ООО "УК ЖЭУ N 3" от 13.06.2017 N 382 с требованием оплатить задолженность оставлена ООО "Ак Барс без финансового удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
ООО "Ак Барс" подтверждает, что является собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Железнодорожная, 166 и не оспаривает наличие статуса управляющей организации у ООО "УК ЖЭУ N 3" в спорный период в отношении указанного многоквартирного жилого дома.
Незаключение кем-либо из собственников помещений в многоквартирном доме договора в управляющей организацией не освобождает его от несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Таким образом, общество, как собственник помещений в многоквартирном доме, обязано вносить управляющей компании плату за оказанные ей услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества дома.
Согласно пункту 31 Правил N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, расчет стоимости услуг управляющей организации представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. При наличии утвержденных тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества, данных о площади многоквартирных домов, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их в отношении одного из собственников помещений.
Апелляционным судом отклоняется ссылка заявителя жалобы на судебную практику по делу N А32-14039/2017, в котором управляющей компании отказали в удовлетворении требований о взыскании задолженности и пени, поскольку судебные акты по указанному делу мотивированы отсутствием доказательств выбора собственниками МКД истца по указанному делу в качестве управляющей компании и заключения компанией и собственниками помещений МКД договора на управление, содержание и ремонт МКД. По настоящему делу заявитель жалобы не оспаривает, что ООО "УК ЖЭУ N 3" является управляющей компанией в спорном доме.
Обосновывая собственные исковые требования и возражая против требований компании, ООО "Ак Барс" ссылается на ненадлежащее исполнение ООО "УК ЖЭУ N 3" своих обязанностей.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, выставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пунктах 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Таким образом, в силу действующего законодательство на компанию, как на организацию, осуществляющую управление домом, возложена обязанность по надлежащему ремонту и содержанию дома.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пунктах 6, 7, 15 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила изменения размера платы N 491) предусмотрено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами.
Данные правила применяются, если услуги и работы оказаны или выполнены с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 данных Правил.
В соответствии с пунктом 16 данных правил акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определен Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В частности, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105); в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги (пункт 108); по окончании проверки составляется акт проверки (пункт 109); если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к данным Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуга (пункт 110).
Согласно пункту 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае не проведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 данных Правил, а также, в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качестве предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.
При этом в силу статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочиями на осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подписание актов приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общество имущества в многоквартирном доме наделен председатель совета.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 данных Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 данных Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110 (1) данных Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 данных Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Таким образом, для возложения на ООО "УК ЖЭУ N 3" обязанности произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения необходимо установить наличие одновременно двух обстоятельств: оказание в определенный период услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами и предъявление такой платы собственнику помещения в этот период.
Актов, оформленных с соблюдением вышеуказанных правил, являющихся основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, как верно отмечено судом первой инстанции, не представлено, доказательств отказа управляющей организации от выполнения своих обязательств в материалах дела не имеется.
Каких-либо предписаний от контролирующих органов о ненадлежащем содержании кровли в адрес управляющей организации не представлено.
Согласно письму Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от 14.07.2017 N 02-02/2348, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении, специалистом государственной жилищной инспекции при визуальном осмотре нежилого помещения, в котором расположена парикмахерская "Стелла", выявлено наличие отдельными местами сухих следов протечек в виде желтизны, отслоений, вздутий отделочного слоя стены, отделяющей помещение парикмахерской от проходной зоны нежилого помещения, на высоте 30 см от уровня пола. В данном письме имеется ссылка на акт ООО "УК ЖЭУ N 3" от 08.11.2016, согласно которому затопление нежилого помещения произошло с вышерасположенной кв. N 92.
В данном письме также указано, что с учетом достижения нормативного срока эксплуатации здания для постановки его на капитальный ремонт, технического состояния, инженерных сетей с целью восстановления работоспособности и поддержания эксплуатационных показателей требуется проведение капитального ремонта кровли. Однако в рамках принятых обязательств по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД ООО "УК ЖЭУ N 3" обязано устранить неисправности инженерных сетей при их выявлении и по факту обращения собственников жилых и нежилых помещений о фактах протечек трубопроводов.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно пункту 37 Правил N 491 при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), перечислено, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В пункте 2.3.3 Правил N 170 установлено, что примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7.
В пунктах 4, 10, 12 приложения N 7 к названным Правилам указано, что к работам по текущему ремонту относится устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции, восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации.
Положениям статьи 44 Жилищного кодекса, пунктов 18, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, текущий и капитальный ремонты общего имущества в многоквартирном доме проводятся по решению общего собрания собственников помещений.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 45 Жилищного кодекса собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 названного Кодекса. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные указанным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Спорные работы не включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290.
Таким образом, капитальный ремонт крыши в отсутствии решения общего собрания собственников не являлся обязанностью компании. Доказательств проведения общего собрания собственников с вынесенным решением о проведении капитального или текущего ремонта по выявленным обществом проблемам в материалы дела не представлено.
Заключение договора подряда само по себе не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО "УК ЖЭУ N 3" обязательств управляющей организации.
Заявителем жалобы не представлено надлежащих доказательств того, что управляющая организация несвоевременно и не в полном объеме выполняет принятые на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту спорного многоквартирного жилого дома, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований общества и отклонил возражения общества на исковые требования ООО "УК ЖЭУ N 3".
Аналогичная правовая позиция приведена в постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2018 по делу N А53-13662/2016.
В соответствии со статьей 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В пункте 5.3 договора управления многоквартирным домом указано, что в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение коммунальные услуги собственник обязан уплатить управляющей организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Возражений относительно размера взысканной пени, контррасчета пени заявителем жалобы не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции принял правильное решение по делу. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.10.2018 по делу N А01-2322/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2322/2017
Истец: ООО "АкБарс", ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 3"
Ответчик: ООО "Ак Барс", ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 3"