ККТ: точность никогда не помешает
28 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон), заменивший собой Закон РФ от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". О новшествах, введенных Законом, и проблемах, с которыми столкнулись предприятия и предприниматели, рассказывает Генадий Кузьмин ведущий эксперт "БП"
Что такое ККТ?
Под контрольно-кассовой техникой (ККТ) согласно новому Закону понимаются не только контрольно-кассовые, но и электронно-вычислительные машины (в том числе персональные, программно-технические комплексы).
Вся ККТ должна быть оснащена фискальной памятью. Такая норма теперь предусмотрена непосредственно в Законе о ККТ (п.2 ст.10).
Фискальная память - это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.
Кто и при каких обстоятельствах применяет?
Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (видимо, таких как VISA CASH, American Express и др., поскольку Закон не дает их определения) в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 Закона).
Согласно ст.5 Закона организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать клиентам (покупателям) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты.
Исходя из этих норм Закона многими сделан вывод о том, что ККТ нужна всем организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим товары (работы, услуги) за наличные деньги или с использованием платежных карт, как физическим, так и юридическим лицам, поскольку термин "населению" в новом Законе опущен.
Вывод правильный, но, по мнению автора, не для всех случаев: так, суммы, полученные в виде аванса (предоплаты, задатка), пробивать через ККМ не нужно, поскольку под термином "наличные денежные расчеты" в ст.1 Закона понимаются "произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги", поэтому авансы, как и прежде, нужно принимать в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру.
Кстати, судебная практика по старому Закону (по новому Закону она еще не сформировалась) основывалась на позиции, что чек должен выдаваться только при полной оплате товара, услуги (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2002 года по делу N А56-10565/02 и от 20 декабря 2002 года по делу N А56-23789/02).
Те, кто не желает иметь проблем с налоговыми органами по этому поводу, могут выбивать чеки при получении любых наличных сумм независимо от факта реализации товаров (работ и услуг), поскольку налоговые органы придерживаются позиции, что чеки пробиваются при любых наличных денежных расчетах, в том числе и при получении аванса (такое мнение высказывал в периодической печати Ю. А. Кривошеев, начальник отдела организации и контроля за применением ККМ МНС РФ).
Не следует забывать и о том, что юридические лица должны соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами, - 60 000 рублей по одной сделке (п.1 Указания ЦБР от 14 ноября 2001 г. N 1050-У).
Как и раньше, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В этой норме Закона термин "население" остался, поэтому если, например, у киоска "Металлоремонт" появился клиент - юридическое лицо, который заказал изготовить ключи и расплатился наличными деньгами, то бланк в этом случае выдавать ему нельзя, нужно выдать кассовый чек. Получается, что ради пары ключей предприятию-заказчику нужно перечислять деньги на расчетный счет киоска либо киоску приобретать ККТ, - "очень удобно" и тому и другому.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. До момента введения формы новых бланков согласно Письму Минфина РФ от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24 следует использовать сегодняшние формы документов строгой отчетности.
Также не применять ККТ могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), если они указаны в перечнях, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении следующих видов деятельности:
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, при условии если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ, причем учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, из корзин, с лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Несмотря на Определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2002 г. N КАС 02-624, в котором указано, что касса сборщику металлолома не нужна, поскольку он не принимает деньги, а выдает их, п.3 ст.2 нового Закона опять содержит требование применения ККТ этой категорией лиц.
Ссылка на указанное Определение Суда, видимо, не подействует на представителей налоговой службы, поскольку формально оно основано на старом Законе о ККМ, тем не менее аргументы, приведенные в этом Определении, можно использовать в новом судебном споре.
Что касается кредитных учреждений, то порядок совершения ими кассовых операций с применением ККТ, порядок применения ККТ и используемых в ней программных продуктов определяется Центральным банком РФ.
В связи с введением Закона N 54-ФЗ налоговые органы требуют от нас покупки ККТ, несмотря на то, что наша организация осуществляет только безналичные расчеты. Правомерны ли такие действия?
Во-первых, применять ККТ нужно только при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, но никак не при безналичных, поэтому если таких форм расчета в организации нет, то не следует принимать во внимание позицию "покупать на всякий случай - вдруг появятся наличные расчеты".
Во-вторых, Закон обязывает применять ККТ, а не покупать, так что налоговый орган имеет право только наложить штраф на лицо, не применяющее ККТ, а не требовать ее покупки.
Согласно п.3 ст.154 ГК РФ для заключения любого договора, например купли-продажи ККТ, необходимо выражение согласованной воли двух сторон (покупателя и продавца), но никак не третьей стороны (налогового органа), более того, понуждение к заключению договора не допускается (п.1 ст.421 ГК РФ), поэтому если организация не желает что-либо покупать, то налоговый орган не вправе требовать заключения такой сделки.
Нужно ли применять ККТ некоммерческой организации при приеме пожертвований от граждан в наличной денежной форме?
Прием пожертвований в виде наличных денежных средств не относится ни к торговым операциям, ни к операциям по оказанию услуг либо выполнению работ, поэтому контрольно-кассовые аппараты в таких случаях не применяются.
При реализации некоммерческими организациями товаров (работ и услуг) за наличный расчет согласно п.1 ст.2 Закона N 54-ФЗ применение кассовых машин обязательно, исключений для них не предусмотрено.
Следует ли применять ККТ предпринимателю - плательщику ЕНВД?
Несмотря на то, что предприниматели - плательщики ЕНВД исчисляют налог не с выручки, Закон N 54-ФЗ не освобождает эту категорию налогоплательщиков от применения кассовых аппаратов.
Нужно ли применять ККТ при расчетах по договору комиссии или агентскому договору?
По мнению специалистов МНС РФ, при наличных расчетах между комиссионером и комитентом требуется применять кассовый аппарат, поскольку никаких исключений для них Закон N 54-ФЗ не содержит.
Исключения здесь и не нужны. Как уже отмечалось, в Законе четко указано, что под наличными денежными расчетами для целей этого Закона понимаются "произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги".
Поэтому, когда комитент принимает от комиссионера наличные денежные средства за проданные по его поручению товары, по мнению автора, ККТ применять не нужно, ведь комиссионер не приобретал у него товары, а исполнял комиссионное поручение. Безусловно, если комиссионер реализует товар населению и организациям за наличный расчет, он обязан использовать ККТ, если же он передает наличные деньги (все полученное по договору комиссии) комитенту, купля-продажа между ними не происходит и ККТ комитентом применяться не должна.
В ситуации, когда агент принимает от принципала наличные денежные средства для выполнения агентского договора, по мнению автора, применять кассовый аппарат также нет необходимости по тем же причинам, к тому же в момент передачи денег услуги агентом еще не оказаны. Если агент возвращает принципалу неиспользованные денежные средства наличными, применять ККТ тоже не нужно.
Таким образом, в расчетах между посредником и поручителем ККТ применяется только в одном случае: когда поручитель уплачивает вознаграждение посреднику наличными денежными средствами за оказанные последним услуги.
Каковы новые требования?
Требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ (п.1 ст.4 Закона). До момента принятия Правительством РФ соответствующих документов и внесения изменений в действующие, по мнению автора, следует руководствоваться документами, принятыми ранее в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.
Кроме того, ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных) и индивидуальными предпринимателями, должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
И еще: в соответствии с п.1 ст.2 Закона ККТ, применяемая на территории РФ, должна быть включена в Государственный реестр, который подлежит официальному опубликованию. Узнать, какие модели включены в Реестр либо исключены из него, налогоплательщикам будет несложно, поскольку изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня их принятия.
Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять его ведение, должно определить Правительство РФ.
Раньше Реестр разрабатывала Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ (ГМЭК). Сейчас, пока новый Реестр не установлен, так же как и орган, который будет его вести, налогоплательщики вправе приобретать те модели ККМ, которые были разрешены ранее. Причем в случае исключения ранее применявшихся моделей ККТ из Государственного реестра их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (п.5 ст.3 Закона).
Какие документы, кроме закона, применяются?
Целый ряд документов, изначально посвященных расчетам с населением, теперь распространяет свое действие на наличные расчеты с организациями и индивидуальными предпринимателями, в частности:
Положение по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745;
Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Письмом Минфина РФ от 30 августа 1993 г. N 104;
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132;
письма Министерства финансов РФ, в которых утверждены формы бланков строгой отчетности;
Методические указания по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности, применяемых при оказании бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности (доведены Письмом ГНС РФ от 31 марта 1998 г. N ВК-6-16/210).
Какие обязанности у лиц, применяющих ККТ?
В соответствии со ст.5 Закона организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:
осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, представлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в ее фискальную память информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Здесь хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда поставщик доставляет товар клиенту и получает от него наличные денежные средства на месте.
Представители налоговых органов считают, что в таком случае доверенное лицо (представитель) поставщика обязано в момент получения денег выбить чек, а для этого приехать к клиенту с переносным контрольно-кассовым аппаратом, причем заранее пробивать чек нельзя.
По мнению автора, поскольку ст.5 Закона обязывает налогоплательщика "выдать" покупателю в момент оплаты кассовый чек, а "не выбить", то приезжать к клиенту с переносной ККМ следует только тогда, когда сумма покупки неизвестна, если же она известна загодя, то ККМ с собой можно не брать, нужно выбить чек заранее (в офисе) и выдать его покупателю в момент оплаты. Закон нарушен не будет.
Нужен ли договор с ЦТО?
До сих пор перед тем, как регистрировать ККМ, ее владельцу следовало заключить договор на техническое обслуживание машины с Центром технического обслуживания (ЦТО). В новом Законе ЦТО вовсе не упоминаются, поэтому непонятно, нужно ли сейчас регистрировать кассовые аппараты в ЦТО и кто теперь занимается опломбированием аппаратов.
Формально владелец ККТ сам определяет, стоит ли ему сотрудничать с ЦТО или нет, однако поскольку кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, а порядок регистрации ККМ, которым руководствуются работники налоговой службы (утвержден Приказом ГНС РФ от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36), требует подавать в налоговую инспекцию договор с ЦТО, а также наличия пломб, то первое время кассовые аппараты будут регистрировать по старым правилам и договор с ЦТО придется заключить.
Кто и в какой мере контролирует закон?
Как и раньше, контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, которые:
осуществляют контроль за соблюдением Закона и полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, при осуществлении налоговыми органами указанных контрольных функций с ними взаимодействуют органы внутренних дел (п.2 ст.7 Закона).
Что касается кредитных учреждений, то теперь контроль за соблюдением ими требований Закона осуществляет Центральный банк РФ.
Нужны ли теперь ценники?
Обязанность продавцов вывешивать ценники на продаваемые товары в новом Законе не содержится, однако это не означает, что оформлять их теперь не нужно. Поскольку данная норма не имеет отношения к сфере применения ККТ, то она и не включена в новый Закон, а указанное требование предусмотрено п.19 Правил продажи товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
Нужен ли приходный кассовый ордер?
В связи с принятием Федерального закона N 54-ФЗ теперь ККТ будет применяться и при расчетах с фирмами и предпринимателями, и мы, как организация торговли, должны пробить им кассовый чек.
Нужно ли теперь помимо кассового чека выписывать приходный кассовый ордер?
В соответствии с п.3 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок), прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Причем прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия (п.13 Порядка), а записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру (п.24 Порядка).
Прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится кассиром-операционистом, который никогда не выписывает ПКО клиентам. Почему? Потому что и не должен этого делать, поскольку прием наличных денег кассой предприятия в момент приема денег кассиром-операционистом еще не произведен.
Следует различать понятия "прием наличных денег кассой предприятия" и "прием наличных денег кассиром-операционистом через кассовый аппарат". Это разные термины, похожие, но разные, ККМ - это не касса предприятия, а всего лишь счетно-суммирующее, вычислительное, чекопечатающее устройство.
В конце смены вся дневная выручка принимается в кассу предприятия, вот тогда на основании итогового чека (Z-отчета) и составляется один приходный кассовый ордер.
Что касается расчетов с юридическими лицами, то в период до 28 июня 2003 года, получая от них наличные деньги, кассир сразу же приходовал их в кассу предприятия, составлялся приходный кассовый ордер, а представителю организации-покупателя выдавалась квитанция к приходному кассовому ордеру.
Таким образом, в обоих случаях правило п.13 Порядка ведения кассовых операций о приеме наличных денег кассами предприятий строго по приходным кассовым ордерам соблюдалось.
Поскольку теперь ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, причем как с физическими, так и с юридическими лицами (п.1 ст.2 Закона N 54-ФЗ), то они обязаны выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Прием денежных средств осуществляет кассир-операционист, и так же как и раньше, вся дневная выручка, но теперь от всех категорий покупателей по одному приходному кассовому ордеру, составленному на основании Z-отчета, принимается в кассу предприятия (правило п.13 Порядка ведения кассовых операций опять же соблюдается).
Это означает, что при приеме от организаций и индивидуальных предпринимателей наличных денежных средств ПКО составлять не нужно, вместо корешка к ПКО они получают кассовый чек.
Поскольку корректировка Z-отчета на суммы наличных денежных средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, нормативными актами не предусмотрена, то составление ПКО и выдача клиентам корешка к нему приведет к оформлению одной и той же суммы по одной хозяйственной операции двумя платежными документами, отражению ее дважды в кассовой книге и соответственно по дебету счета 50 "Касса".
Правда, многие эксперты и представители налоговых органов советуют поступать следующим образом: выписывать при приеме наличных денег от юридических лиц и предпринимателей ПКО, пробивать чеки при расчетах с ними и населением в разные секции аппарата (разные аппараты), а общий итог выручки по кассовым лентам уменьшать на суммы, полученные по ПКО.
По мнению автора, так делать не следует. Единственное, с чем стоит согласиться, это то, что пробивать чеки при расчетах с населением и юридическими лицами следует в разные секции аппарата (разные аппараты), поскольку такие продажи в бухгалтерском учете отражаются по-разному:
Д-т сч.50 К-т сч.90 - на сумму выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) населению
или
Д-т сч.50 К-т сч.62 - на сумму денежных средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей за товары (работы, услуги)
Д-т сч.62 К-т сч.90 - на сумму выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям.
Можно ли принять НДС к вычету
по кассовому чеку?
Некоторые продавцы после принятия Федерального закона N 54-ФЗ при приеме наличных денежных средств перестали выдавать нашей организации корешок к ПКО с выделенной в нем суммой НДС. Вместо корешка выдают чек ККМ, а там сумма НДС не выделена. Можно ли принять сумму НДС, уплаченную продавцу, к вычету на основании чека ККМ без выделенной отдельной строкой суммы НДС (все другие необходимые документы у нас имеются, и в них НДС выделен)?
Порядок применения налоговых вычетов установлен ст.172 НК РФ и в общем случае состоит в следующем: налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
Поскольку в Кодексе не говорится о том, что сумма НДС обязательно должна быть выделена в платежных документах отдельной строкой, то факт уплаты налога продавцу подтверждается сверкой суммы, указанной в чеке, с договорной стоимостью проданных товаров - они должны быть одинаковыми (кроме счета-фактуры, сумму НДС принято выделять в договоре, счете и накладной (акте выполненных работ, оказанных услуг), так как налог входит в стоимость реализуемых товаров (п.1 ст.168 НК РФ).
Когда некоторые специалисты налоговых органов ссылаются на п.4 ст.168 НК РФ и требуют, чтобы в платежных документах сумма НДС также была выделена отдельной строкой, следует внимательно прочесть указанную норму: "...в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой" - и не принимать их доводы во внимание, ведь речь идет о расчетных документах, а не о платежных.
Таким образом, принять к вычету НДС можно и по тем платежным документам, в которых налог отдельной строкой не выделен, в том числе и по кассовому чеку.
В большинстве случаев кассовые аппараты могут пропечатывать в чеках суммы налогов, входящих в стоимость покупки (налог с продаж, НДС), однако при расчетах с населением этого не требуется, поэтому во многих машинах эта функция не налажена.
Если же клиенты (предприниматели) желают получить кассовый чек с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС, то в такой ситуации можно обратиться в Центр технического обслуживания для перепрограммирования ККМ.
Как избежать двойного учета счетов-фактур?
Согласно п.3 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) покупателю - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), в том числе и за наличные денежные средства, поскольку в связи с вступлением в силу Закона N 54-ФЗ в Налоговый кодекс РФ изменения внесены не были, продавцу следует выставить счет-фактуру покупателю.
Выставленный счет-фактуру необходимо отразить в книге продаж, что установлено п.16 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914).
Кроме того, в соответствии с этой же нормой показания лент контрольно-кассовых машин также заносятся в книгу продаж.
Получилась парадоксальная ситуация - одна и та же сумма выручки от одного и того же покупателя - юридического лица (предпринимателя) должна быть отражена в книге продаж дважды: по счету-фактуре, выписанному этому субъекту, и в составе общей наличной выручки по итогу дня.
Что же делать? Вносить изменения в нормативные акты. А пока их нет, автор не видит способа не нарушать какой-либо из двух указанных документов. Поскольку клиент заинтересован в наличии счета-фактуры в целях принятия НДС к вычету, то, по мнению автора, его следует выдать, а в книге продаж отразить показания ленты контрольно-кассовой машины, уменьшенные на суммы по выписанным счетам-фактурам. При таком подходе итоговая величина продаж в книге будет верной.
До решения этой проблемы на уровне нормативных актов указанный порядок заполнения книги продаж следует закрепить организационно-распорядительным документом (приказом) руководителя организации во избежание конфликтов с контролирующими органами.
Какова ответственность за неприменение?
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных Законом случаях ККМ согласно ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на:
граждан в размере от 15 до 20 МРОТ (1500-2000 руб., поскольку согласно ст.5 Закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ размер МРОТ для исчисления штрафов составляет 100 руб.);
должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ (3000-4000 руб.);
юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ (30 000-40 000 руб.).
Как отметил в своем Определении от 14 декабря 2000 г. N 244-О Конституционный Суд РФ, даже если ККМ не применил работник организации, штраф все равно налагается на юридическое лицо, причем возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
И еще. Наложение административного штрафа за неприменение ККМ на юридическое лицо не освобождает от ответственности должностное лицо (руководителя, главного бухгалтера, кассира) данной организации.
Штрафы в полном размере подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его наложении, поскольку иное не предусмотрено Законом о ККТ (п.1 ст.46 Бюджетного кодекса РФ).
Следует помнить, что в соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а значит, по прошествии указанного срока ни о какой ответственности речи уже быть не может.
А есть ли схемы, позволяющие не применять ККТ?
Существуют абсолютно легальные схемы не применять ККТ при расчетах наличными денежными средствами с юридическими лицами и предпринимателями.
Например, зачет взаимных требований. По договору купли-продажи продавец отгружает покупателю товар, у покупателя возникает кредиторская задолженность перед продавцом.
Продавец выписывает вексель на сумму задолженности за товары и продает его покупателю за наличные. Поскольку наличные денежные средства поступают в оплату векселя, являющегося ценной бумагой, то в соответствии с п.3 ст.2 Закона ККТ применять не нужно. У продавца возникает кредиторская задолженность по векселю.
Покупатель предъявляет вексель к погашению, составляется акт взаимозачета: долг по векселю продавца и задолженность покупателя за товар погашаются, а стороны считают свои обязательства выполненными.
Можно сделать и по-другому: покупатель выписывает вексель и рассчитывается им за товары, причем сумма векселя равна стоимости товара, продавец предъявляет этот вексель покупателю и получает в его оплату наличные денежные средства, на том же основании ККТ применять не нужно.
Однако такие схемы не жизнеспособны: во-первых, придется оформить достаточно много первичных документов, а во-вторых, зачем все это нужно покупателю?
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 34, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.