г. Краснодар |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А32-29521/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации муниципального образования город Горячий Ключ (ИНН 2305011360, ОГРН 1022301070230) - Калустовой А.А. (доверенность от 09.01.2019), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Квитко Алексея Николаевича (ИНН 230555656186, ОГРНИП 316236800053147), представителя предпринимателя - Герасимчука Г.Н. (доверенность от 01.10.2018), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Квитко Алексея Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2018 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-29521/2018, установил следующее.
Администрация муниципального образования города Горячий Ключ (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИП Квитко Алексею Николаевичу (далее - предприниматель) о взыскании 476 462 рублей субсидии, предоставленной по договору субсидирования от 26.12.2016 N 15.
Решением от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2019, суд удовлетворил заявленное администрацией требование. Судебные акты мотивированы нарушением предпринимателем условий предоставления спорной субсидии.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного администрацией требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Предприниматель указывает, что при обращении за получением спорной субсидии он представил полный комплект документов, предусмотренный порядком предоставления субсидии; фактические затраты на приобретение оборудования предпринимателем понесены; установка оборудования в общеобразовательном учреждении сама по себе не является ни условием, ни предметом возмещения затрат, следовательно для целей получения субсидии не имеет значения; предприниматель достиг показателей указанных в бизнес-плане, продолжает осуществлять деятельность на территории муниципального образования г. Горячий Ключ. Порядок предоставления спорной субсидии является нормативным актом, нормы которого подлежат прямому применению и являются специальными по отношению к другим нормам. В порядке субсидирования отсутствует возможность получения выплаты на установку либо наладку спорного оборудования, возмещению подлежат только расходы на приобретение основного средства в виде спорного оборудования.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Горячий Ключ, руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), постановлением Администрации муниципального образования г. Горячий Ключ от 28.08.2014 N 1725 "Об утверждении муниципальной программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Горячий Ключ на 2015 - 2022 годы", постановлением администрации от 08.09.2016 N 2005 утвержден Порядок субсидирования из местного бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности (далее - Порядок субсидирования).
Предприниматель в соответствии с Порядком субсидирования обратился в администрацию с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства, на ранней стадии их деятельности.
По результатам рассмотрения заявки предпринимателя администрация приняла решение о соответствии предпринимателя установленным законодательством и иным нормативным правовым актам требованиям для предоставления соответствующей субсидии.
26 декабря 2016 года администрация и предприниматель заключили договор N 15 о предоставлении бюджетных средств в форме субсидии для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности (договор субсидирования), а именно - для возмещения части затрат предпринимателя, понесенных в ходе реализации проекта - "Инфо-центр школьник".
Платежным поручением от 29.12.2016 N 304554 администрация перечислила на счет предпринимателя субсидию в размере 476 462 рублей.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края провел проверку расходования бюджетных средств на субсидирование из местного бюджета части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на ранней стадии их деятельности, в ходе которой выявил нарушения условий предоставления предпринимателю субсидии для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, которые зафиксировал в акте проверки от 20.04.2018.
На основании выявленных Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края нарушений и фактов, администрация направила предпринимателю письменное уведомление от 09.06.2018 N 101-2202/18-03.01.14 о возврате в местный бюджет субсидии в размере 476 462 рублей, которым до сведения предпринимателя доведена информация о выявленных фактах нарушения условий предоставления субсидии.
Предприниматель в добровольном порядке уведомление администрации от 09.06.2018 N 101-2202/18-03.01.14 не исполнил, в связи с чем администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя спорной суммы субсидии.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о правомерности заявленного администрацией требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.
Статьей 38 Бюджетного кодекса установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Из системного толкования приведенных норм следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, вместе с тем, указанное правило не применяется в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Как следует из статьи 78 Бюджетного кодекса, статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1.2 Порядка субсидирования, субсидии субъектам малого бизнеса на ранней стадии их деятельности предоставляются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане проекта субъекта малого предпринимательства, произведенных с момента государственной регистрации субъекта малого предпринимательства до момента подачи (регистрации) заявления на предоставлении субсидии.
Субсидии субъектам малого предпринимательства предоставляются в случае приобретения основных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в бизнес-плане проекта (подпункт 1.3.1 Порядка субсидирования).
Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) (подпункт 1.4.7 Порядка субсидирования).
Одним из условий возмещения затрат субъектам малого предпринимательства является осуществление субъектом малого предпринимательства до истечения финансового года, следующего за годом, в котором получена субсидия, деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг (подпункт 1.8.3. Порядка субсидирования).
Проверка пакета документов субъектов малого предпринимательства в соответствии с Порядком субсидирования, осуществляемая уполномоченным органом, а также принятие Комиссией по рассмотрению материалов субъектов малого предпринимательства решения о соответствии (несоответствии) предоставленных пакетов документов субъектов малого предпринимательства условиям Порядка субсидирования, осуществляется в срок, не превышающий 30 дней после даты регистрации заявления в журнале регистрации заявлений. Состав и регламент работы Комиссии утверждается постановлением администрации муниципального образования г. Горячий Ключ (подпункт 2.4.1 Порядка субсидирования).
Субъекту малого предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидии, в том числе, в случае, если субъектом малого предпринимательства не предоставлены документы, предусмотренные подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 Порядка субсидирования, или предоставлены недостоверные сведения и документы, а также не выполнены, условия оказания поддержки, а также в случае, если с момента признания субъекта малого предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года (подпункт 2.4.5 Порядка субсидирования).
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 дней со дня уведомления субъекта малого предпринимательства подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.1 Порядка субсидирования).
Судебные инстанции установили, что во исполнение требований пункта 2.4.3 Порядка субсидирования и пункта 3.2.3.3 постановления муниципального образования город Горячий Ключ от 29.08.2014 N 1770 "Об утверждении муниципальной Программы "Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Горячий Ключ на 2015 - 2017 годы" администрация приняла постановление от 23.12.2016 N 2886 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства".
В рамках проведенного администрацией отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления бюджетных средств в форме субсидии администрация установила, что предприниматель предоставил пакет документов для получения муниципальной услуги "Субсидирование из местного бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности" для участия в отборе, в том числе: заявление на предоставление муниципальной услуги; бизнес-план "Инфо-центр школьник"; расчет размера субсидии на возмещение части затрат; договор купли-продажи оборудования от 15.11.2016 по приобретению в собственность: "Система контроля и управлением доступом-3 т" в количестве одна штука (комплект), стоимостью 375 тыс. рублей; "Система контроля и управлением доступом - 4 т" в количестве одна штука (комплект), стоимостью 390 тыс. рублей, в соответствии с пунктом 2.2 договора от 15.11.2016 общая цена договора составляет 765 тыс. рублей; платежное поручение от 05.12.2016 N 10 на сумму 765 тыс. рублей; выписка операций по лицевому счету от 05.12.2016 N 40802810100010000535 в АО "КУБАНЬТОРГБАНК" на сумму 765 тыс. рублей.
В разделе N 2 "Общее описание проекта" бизнес-плана "Инфо-центр школьник" предприниматель указал, что проект планируется реализовать в первом квартале 2017 года. Все подготовительные работы по организации деятельности в сфере оказания услуг SMS оповещения будут осуществлены до конца текущего периода.
В пункте 3.1. "Краткое описание производимой (планируемой к производству) продукции, товаров, работ, услуг" раздела N 3 "Описание продукции, услуг" бизнес-плана "Инфо-центр школьник", указано, что "Услуга "Инфо-центр школьник" будет осуществляться с помощью установки в школе СКУД (Система контроля и управление доступом). Проход и выход учеников всей школы будет фиксироваться через проходную, путем использования смарт-карт Mifare персональных. При входе в школу будут размещены турникеты, на которых расположены считыватели смарт-карт Mifare. Чтобы родитель получил CMC-сообщение, ученик должен подойти к турникету и поднести к считывателю карту. Считыватель передает данные контроллеру, контролер передаёт данные ПО (программное обеспечение) и ПО отсылает CMC-сообщение по номеру, ранее введенному в базу данных. СМС-сообщение имеет вид, - "Александр пришел в школу 12.11.16 в 8-01". Передача сообщения будет осуществляться через Модем iRZ MC52IT. Скорость передачи данных (одно CMC-сообщение) отправляться в течение 1-2 сек.".
Комиссией по рассмотрению заявлений и документов субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Горячий Ключ на право заключения договоров о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий принято решение о признании представленных предпринимателем документов соответствующими требованиям Порядка субсидирования, в связи с чем администрация и предприниматель заключили договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности от 26.12.2016 N 15 (далее - договор субсидирования), а также дополнительное соглашение от 17.07.2017 к договору от 26.10.2016 N 15, которым уточнены условия предоставления предпринимателем отчета о достижении плановых показателей.
В соответствии с пунктом 2.1 договора субсидирования предметом договора является предоставление органом местного самоуправления бюджетных средств в полном объеме в форме субсидий для возмещения части затрат предпринимателя, понесенных в ходе реализации проекта - "Инфо-центр школьник". Предметом выплаты субсидии являются следующие приобретенные основные фонды, созданные, приобретенные, сопровождаемые нематериальные активы, приобретенные права на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии для целей реализации проекта - "Инфо-центр школьник": оборудование: "Система контроля и управлением доступом-3 т", стоимостью 375 тыс. рублей, заводские номера турникетов электромеханических "Ростов-Дон", модель Т9М1 IP, входящих в комплектацию: 160905-145; 160905-146; 160905-141; "Система контроля и управлением доступом-4 т", стоимостью 390 тыс. рублей, заводские номера турникетов электромеханических "Ростов-Дон" модель Т9М1 IP, входящих в комплектацию: 160905-140; 160905-142; 160905-143; 160905-144; год выпуска оборудования - 2016. Место нахождения основных средств: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37".
В соответствии с пунктом 2.2. договора субсидирования субсидия предоставляется за счет бюджетных средств в сумме 476 462 рублей, из средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета. При этом, в соответствии с пунктом 3.1 договора субсидирования действие договора распространяется только на возмещение части затрат субъекта предпринимательства, связанных с реализацией проекта, указанного в пункте 2.1. договора субсидирования.
В соответствии с подпунктом 4.2.3 раздела 4 "Обязанности сторон" договора субсидирования до истечения финансового года, следующего за отчетным годом, в котором получены субсидии, субъект предпринимательства должен осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Приведенные положения и условия договора субсидирования суды обоснованно расценили, как определяющие условия, при которых предприниматель обладает правом на получение субсидии для возмещения части затрат, понесенных в ходе реализации проекта "Инфо-центр школьник". Условия договора субсидирования в части пунктов 2.1, 3.1, 4.2.3 не изменялись.
Суды установили, что в бизнес-плане проекта "Инфо-центр школьник" (раздел N 5 "Производственный план", включающий в себя в соответствии с требованием пункта 3.1. приложения N 1 Порядка субсидирования, краткое описании производимой (планируемой к производству) продукции, товаров, работ, услуг), предприниматель указал данные относительно фактического местонахождения (установки) оборудования, - МОУ СОШ N 4, г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37. Указанный предпринимателем адрес местонахождения оборудования также поименован в пункте 2.1. договора субсидирования "предмет договора", - "Место нахождения основных средств: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37".
Вместе с тем, согласно информации МОУ СОШ N 4, расположенного по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37, изложенной в письмах от 18.07.2018 N 196 (том 1, л. д. 6) и от 03.10.2018 N 268 (том 1, л. д. 175), договор аренды между учреждением и предпринимателем на установку оборудования в рамках реализации бизнес-проекта "Инфо-центр школьник" не заключался; предприниматель по вопросу заключения договоров аренды и установки оборудования не обращался; турникеты в вышеуказанном общеобразовательном учреждении, а также иное оборудование предпринимателя на территории школы никогда не находились и не устанавливались.
Судебные инстанции установили, что спорное оборудование, приобретенное предпринимателем для реализации проекта - "Инфо-центр школьник" в общеобразовательном учреждении, реализовано им в 2018 иному лицу на основании договора купли-продажи.
С учетом, установленных по данному делу фактических обстоятельств, суды сделали правильный вывод о нарушении предпринимателем условий предоставления субсидии применительно к положениям пункта 1.8.3 Порядка субсидирования, пункта 2.1, 3.1, 4.2.3 договора субсидирования, положениям бизнес-проекта предпринимателя. Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что предпринимателем нарушено условие о месте нахождения оборудования, поименованного в пункте 2.1 договора субсидирования, действие договора в дальнейшем не определялось реализацией проекта, указанного в пункте 2.1 договора субсидирования (проект "Инфо - центр школьник"), цели указанного проекта не были реализованы и достигнуты предпринимателем, в том числе поименованные в разделе 3 "Описание продукции, услуг" бизнес-плана "Инфо-центр школьник", раздела 5 "Производственный план"; предприниматель не осуществлял деятельность, связанную с реализацией проекта, указанного в пункте 2.1. договора субсидирования, в нарушение положений пункта 3.1 договора субсидирования, положений пунктов 1.3.1, 1.8.3 Порядка субсидирования; приобретенное предпринимателем оборудование, являвшееся предметом выплаты субсидии, не использовалось предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в бизнес-плане. Доказательства обратного предприниматель не представил.
При этом суды обоснованно сходили и того, что предметы выплаты субсидии, поименованные в договоре субсидирования, фактически не располагались на территории муниципального общеобразовательного учреждения по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37; поименованные в бизнес-плане "Инфо-центр школьник" мероприятия, послужившие основанием для выдачи субсидии, субъектом малого предпринимательства не реализованы; оборудование, приобретенное субъектом предпринимательства для осуществления деятельности в рамках бизнес-проекта, по назначению не использовалось. Недостоверные сведения о месте нахождения оборудования, используемого для целей реализации проекта - "Инфо-центр школьник" в части места его нахождения (Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37), представленные предпринимателем, были включены администрацией в пункт 2.1. раздела 2 "Предмет договора" договора субсидирования, что привело к нарушению требования части первой подпункта 2.4.5. Порядка субсидирования, согласно которой субъекту малого предпринимательства должно быть отказано в предоставлении субсидии в случае, если субъектом малого предпринимательства предоставлены недостоверные сведения и документы.
Указанные нарушения, допущенные предпринимателем, исходя из буквального толкования положений Порядка субсидирования и договора субсидирования, бизнес - проекта, свидетельствуют о нарушении им условий предоставления субсидии, что является основанием для ее возврата.
То обстоятельство, что спорное оборудование не находилось и не устанавливалось по адресу, указанному в пункте 2.1 договора субсидирования, подтверждено в судебном заседании предпринимателем.
Поскольку предприниматель в добровольном порядке не исполнил уведомление администрации о возврате спорной суммы субсидии, суды обоснованно удовлетворили заявленное администрацией требование.
Доводы предпринимателя, в том числе об отсутствии возможности установки спорного оборудования на территории МОУ СОШ N 4, г. Горячий Ключ, ул. Заводская, 37, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации пояснил, что предприниматель не обращался в администрацию с вопросом о невозможности установки спорного оборудования в указанном образовательном учреждении.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 по делу N А32-29521/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.