г. Краснодар |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А32-41524/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зазуля Т.В. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, от истца - акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Мараховой Я.И. (доверенность от 27.06.2018), от ответчика - акционерного общества "ТранснефтьСервис" (ИНН 2315140196 ОГРН 1072315011042) - Рудаковой Е.В. (доверенность от 20.12.2017), в отсутствие третьего лица - акционерного общества "РЖД Логистика", извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Юго-Восточная железная дорога" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2018 (судья Кондратов К.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2019 (судьи Шапкин П.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-41524/2017, установил следующее.
АО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Транснефть-Сервис" (далее - общество) о взыскании 4318 рублей 80 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "РЖД Логистика".
Решением от 31.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2019, в иске отказано. Суды исходили из того, что железная дорога не доказала факта нахождения вагонов на путях общего пользования по зависящим от общества причинам.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права и не выяснили обстоятельства дела, влияющие на исход спора. Согласно актам общей формы готовые к подаче вагоны находились на путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от общества. Кроме актов общей формы данные обстоятельства подтверждены выписками из книги уведомлений и памятками приемосдатчика. Общество не представило доказательств, подтверждающих невозможность принятия им вагонов.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители железной дороги и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей железной дороги и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что железная дорога и общество заключили договор от 01.11.2013 N 5/56/3 на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования АО "РЖД Логистика", примыкающие к станции Никольское Юго-Восточной железной дороги.
Технологические нормы оборота вагонов и перерабатывающая способность погрузки определены в пунктах 12 и 13 договора.
В пункте 15 договора стороны согласовали внесение обществом перевозчику платы за время ожидания подачи или приема вагонов, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, в соответствии с Тарифным руководством N 2 и платы за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования независимо от его принадлежности по ставкам Тарифного руководства.
В апреле 2017 года железная дорога составила акты общей формы, согласно которым задержка вагонов на путях общего пользования произошла по причинам, зависящим от общества, и начислила обществу 4318 рублей 80 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования. Общество подписало акты общей формы с разногласиями о том, что железная дорога не учла период исчисления срока доставки груза порожнего рейса.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив доводы общества об отсутствии оснований для взыскания спорной платы, установили, что у общества в спорный период имелась техническая и технологическая возможность обеспечения приема вагонов на пути необщего пользования. Железная дорога не доказала невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования, а у общества, соответственно, отсутствие возможности принять вагоны из-за занятости путей. Железная дорога в нарушение статьи 34 Устава и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердила уведомление грузополучателя (общества) о предстоящей подаче вагонов. Акты общей формы не соответствуют требованиям Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (акты не содержат сведений о фактических причинах нахождения спорных вагонов на путях общего пользования, содержат недостоверную информацию о месте нахождения спорных вагонов и времени начала простоя вагонов на станционных путях). Памятки приемосдатчика, подтверждающие обстоятельства, указанные в актах общей формы, не представлены.
Установив данные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что нарушение сроков оборота вагонов по вине общества или грузоотправителя не нашло своего подтверждения.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушении судами норм материального или процессуального права, а о несогласии железной дороги с оценкой представленных доказательств, которая в силу положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2019 по делу N А32-41524/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, проверив доводы общества об отсутствии оснований для взыскания спорной платы, установили, что у общества в спорный период имелась техническая и технологическая возможность обеспечения приема вагонов на пути необщего пользования. Железная дорога не доказала невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования, а у общества, соответственно, отсутствие возможности принять вагоны из-за занятости путей. Железная дорога в нарушение статьи 34 Устава и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердила уведомление грузополучателя (общества) о предстоящей подаче вагонов. Акты общей формы не соответствуют требованиям Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (акты не содержат сведений о фактических причинах нахождения спорных вагонов на путях общего пользования, содержат недостоверную информацию о месте нахождения спорных вагонов и времени начала простоя вагонов на станционных путях). Памятки приемосдатчика, подтверждающие обстоятельства, указанные в актах общей формы, не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2019 г. N Ф08-3594/19 по делу N А32-41524/2017