г. Краснодар |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А32-54056/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Сидоровой И.В.,
судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лиманское" (ИНН 2361007350, ОГРН 1112361001610) - Латышева А.В (доверенность от 23.03.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие третьих лиц: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Щербиновского районного казачьего общества Отдельского казачьего общества Ейский казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лиманское" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-54056/2017,
установил следующее.
ООО "Лиманское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения от 26.09.2017 N 52-33865/17-32-20 об отказе в заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края из земель сельскохозяйственного назначения: кадастровый номер 23:36:0401002:2 площадью 1 691 197 кв. м, расположен примерно в 9,5 км по направлению на северо-восток от ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей-Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 15); кадастровый номер 23:36:0401002:3 площадью 1 957 997 кв. м, расположен примерно в 9,5 км по направлению на северо-восток от ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей-Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 16); о возложении на департамент обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду данных земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство), Щербиновское районное казачье общество Отдельского казачьего общества Ейский казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества (далее - казачье общество).
Решением от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.01.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды признали законным оспариваемый отказ, сославшись на отсутствие у департамента правомочий по распоряжению испрашиваемыми земельными участками в связи с принятыми определением от 13.07.2017 по делу N А32-13552/2017 обеспечительными мерами, являющимися в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации. То обстоятельство, что меры по обеспечению иска (дело N А32-13552/2017) адресованы Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), не свидетельствует об отсутствии соответствующих ограничений для департамента, поскольку управление осуществляет формальные действия по отображению в государственном реестре изменений, касающихся прав на земельные участки. Департамент является лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, поэтому, запрет, установленный для регистратора, исключал возможность распоряжения землей. По делу также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:36:0401002:3 предоставлен в аренду казачьему обществу по договору от 30.09.2016 N 0000004311, ввиду чего признание незаконным отказа департамента в части данного земельного участка не приведет к восстановлению прав заявителя (имеет место спор о праве). Руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), суды указали на отсутствие иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по приведенным основаниям, кроме как закрепленного в статье 39.18 Земельного кодекса. Предоставление земельного участка без проведения торгов допускается в отсутствие заявлений других заинтересованных лиц. В случае инициирования процедуры предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения опубликование сведений о наличии свободных земельных участков является обязательным.
В кассационной жалобе общество просит решение от 06.11.2018 и апелляционное постановление от 23.01.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своей позиции, что обеспечительные меры по делу N А32-13552/2017 не затрагивали права и обязанности департамента по распоряжению спорными земельными участками, следовательно, у данного органа не было препятствий в передаче их в аренду. По названному делу обеспечительные меры приняты по заявлению общества, в связи с чем в случае положительного решения департамента общество могло беспрепятственно их отменить (о чем указало в заявлениях о предоставлении земельных участков в аренду). Более того, в случае удовлетворения требований заявитель откажется от исковых требований по делу N А32-13552/2017. Пункт 1 статьи 39.18 данного Земельного кодекса приводит исчерпывающий перечень случаев, когда публикация обязательна, а именно - в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В рассматриваемом случае решение о публикации является правом департамента, которым он мог воспользоваться.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указало, что суды исследовали все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, у департамента отсутствовала возможность проведения процедуры предоставления спорных земельных участков в связи с действующими обеспечительными мерами по делу N А32-13552/2017. Кроме того, суды установили обременение земельного участка с кадастровым номером 23:36:0401002:2 договором аренды от 30.09.2016 N 0000004311 с казачьим обществом.
В судебном заседании представители общества и департамента пояснили позиции по делу. Иные лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимого имущества и сделок с ним от 08.09.2016 земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0401002:2 (площадь 1 691 197 кв. м) и 23:36:0401002:3 (площадь 1 957 997 кв. м) принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, право собственности зарегистрировано 07.05.2005 (л. д. 31 - 34).
29 августа 2017 года общество обратилось в департамент с заявлениями о заключении сроком на 5 лет договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 23:36:0401002:2 площадью 1 691 197 кв. м, находится примерно в 9,5 км по направлению на северо-восток от ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей-Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 15); с кадастровым номером 23:36:0401002:3 площадью 1 957 997 кв. м, находится примерно в 9,5 км по направлению на северо-восток от ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей-Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 16).
Решением, изложенным в письме от 26.09.2017 N 52-33865/17-32-20, департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги, мотивируя тем, что копия прилагаемой доверенности не содержит полномочий на обращение представителя от имени общества о предоставлении в аренду земельных участков. Заявление не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса; подлежит возврату на основании пункта 3 статьи 39.17 данного Кодекса. Дополнительно указано, что в отношении испрашиваемых в аренду участков имеется ограничение (обременение) права на основании определения от 13.07.2017 по делу N А32-13552/2017.
Считая отказ департамента в предоставлении земельных участков незаконным, нарушающим права и обязанности общества в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо оспорило его в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили).
При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 дополнена пунктом 8 Закона N 101-ФЗ, который закрепляет, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В то же время возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. При этом ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме указанного в статье 39.18 Земельного кодекса.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Из анализа приведенных норм следует, что при инициировании процедуры предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения опубликование необходимых сведений является прерогативой органа, осуществляющего публичные полномочия (департамента), о чем верно указала апелляционная инстанция.
В тоже время коллегия окружного суда считает правомерным довод общества о том, что приведенное в оспариваемом отказе основание - наличие обеспечительных мер (определение от 13.07.2017 по делу N А32-13552/2017) не являлось препятствием рассмотрению заявления общества по существу, поскольку адресовано непосредственно управлению (регистрирующему органу) с указанием запрета конкретных действий. Данные обеспечительные меры приняты по заявлению самого общества, при обращении в департамент наличие обеспечительных мер отражено в заявлениях с пояснением, что при положительном решении вопроса данные меры будут немедленно отменены.
В то же время данный ошибочный, касающийся обеспечительных мер как основания отказа в оказании государственной услуги, не привел к неправильному разрешению спора по существу с учетом следующего.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 23:36:0401002:3 предоставлен в аренду казачьему обществу по договору от 30.09.2016 N 0000004311, поэтому признание незаконным оспариваемого отказа в части данного участка не приведет к восстановлению прав заявителя ввиду наличия спора о праве.
Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса заявление о предоставлении земельного участка подлежит возврату, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 данного Кодекса, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 приведенной статьи.
К заявлению о предоставлении спорных земельных участков в аренду заявителем приложена доверенность общества на имя Латышева А.В (т. 1, л. д. 10), из содержания которой не следует наличие у представителя полномочий на обращение в департамент по рассматриваемому вопросу.
В этой связи коллегия окружного суда полагает, что оспариваемый отказ департамента в предоставлении обществу в аренду земельных участков (23:36:0401002:2, 23:36:0401002:3) по данному мотиву правомерен, в удовлетворении заявления общества суды отказали правомерно.
Основания для отмены или изменения решения от 06.11.2018 и апелляционного постановления от 23.01.2019 отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А32-54056/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Е.Г. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса заявление о предоставлении земельного участка подлежит возврату, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 данного Кодекса, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 приведенной статьи."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2019 г. N Ф08-2769/19 по делу N А32-54056/2017