Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2019 г. N Ф08-2769/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2019 г. |
дело N А32-54056/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Лиманское": Латышев А.В., паспорт, по доверенности от 23.07.2018,
от Щербиновского РКО ОКО Ейский казачий одел КВКО: атаман Подолянко В.В., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лиманское"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2018 по делу N А32-54056/2017,
принятое судьей Семушиным А..
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лиманское"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
при участии третьих лиц: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Щербиновское районное казачье общество Отдельского казачьего общества Ейский казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лиманское" (далее - ООО "Лиманское") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) о признании незаконным решения от 26.09.2017 об отказе в заключении договоров аренды на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:36:0401002:2, площадью 1 691 197 кв.м., участок находится примерно в 9,5 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей-Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 15); с кадастровым номером 23:36:0401002:3, площадью 1 957 997 кв.м., участок находится примерно в 9,5 км по направлению на северо - восток от ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей - Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 16); об обязании в течение месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Лиманское" в аренду указанных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Щербиновское районное казачье общество Отдельского казачьего общества Ейский казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества.
Решением от 06.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лиманское" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что принятыми по делу N А32-13552/2017 обеспечительными мерами не затрагивались права и обязанности Департамента по распоряжению земельными участками; решение о публикации сведений о наличии свободных участков являлось правом, но не обязанностью ДИО КК.
В судебное заседание не явились представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Представитель ООО "Лиманское" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Атаман Щербиновского районного казачьего общества в судебном заседании также поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 29.08.2017 общество с ограниченной ответственностью "Лиманское" обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлениями о заключении договоров аренды сроком на 5 лет, на земельные участки, находящиеся в государственной собственности из земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 23:36:0401002:2, площадью 1 691 197 кв.м., участок находится примерно в 9,5 км по направлению на северо - восток от ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей - Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 15);
- с кадастровым номером 23:36:0401002:3, площадью 1 957 997 кв.м., участок находится примерно в 9,5 км по направлению на северо - восток от ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей - Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 16).
Решением от 26.09.2017 департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал обществу в предоставлении государственной услуги, указав, что на данные земельные участки имеется обременение (ограничение) права в виде запрета на совершение регистрационных действий по распоряжению данными земельными участками; также департамент указал, что в доверенности не были указаны полномочия по обращению в департамент с заявлением о предоставлении участков в аренду.
Считая незаконным отказ в предоставлении земельных участков, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
В силу пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101 -ФЗ.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод о том, что при обращении в департамент обществом была представлена доверенность, подтверждающая полномочия представителя ООО "Лиманское".
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении обществу в аренду земельных участков соответствует закону.
В рамках дела N А32-13552/2017 ООО "Лиманское" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании незаконным отказа Министерства от 18.01.2017 в согласовании об определении соответствия масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным ст. 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 N 3123-КЗ "О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения" и об обязании Министерства в течение месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу согласовать соответствие масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным ст. 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 N 3123-КЗ "О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения" по предоставлению без торгов земельных участков.
Определением суда от 13.07.2017 по делу N А32-13552/2017 приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществлять государственную регистрацию прав и сделок, влекущих возникновение, переход, прекращение и изменение любых прав в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения:
* с кадастровым номером 23:36:0401002:2, площадью 1 691 197 кв.м., участок находится примерно в 9,5 км по направлению на северо - восток от ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей -Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 15);
- с кадастровым номером 23:36:0401002:3, площадью 1 957 997 кв.м., участок находится примерно в 9,5 км по направлению на северо - восток от ориентира Российская Федерация, Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ей -Укрепление (Щербиновский район СПК (колхоз) "Лиманский", участок 16).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2018 по делу N А32-13552/2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.08.2018 и постановлением суда кассационной инстанции от 05.12.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Лиманское" указывает, что принятыми по делу N А32-13552/2017 обеспечительными мерами не затрагивались права и обязанности Департамента по распоряжению земельными участками.
Согласно статье 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Таким образом, АПК РФ связывает момент окончания действия обеспечительных мер по делу не только с моментом вступления решения суда в законную силу, но также с указанием на отмену обеспечительных мер в судебных актах по делу либо с вынесением определения об отмене обеспечительных мер по ходатайству лица, участвующего в деле.
Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом установлено, что в судебных актах по делу N А32-13552/2017 отсутствует указание на отмену обеспечительных мер.
Общество также не обращалось в суд с ходатайством об отмене ранее принятых по его ходатайству обеспечительных мер.
С учетом изложенного, отказывая в предоставлении в аренду земельных участков, права распоряжения которыми были ограничены принятыми судом обеспечительными мерами, Департамент действовал законно.
То обстоятельство, что меры были адресованы Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, в данном случае, не свидетельствует об отсутствии соответствующих ограничений для департамента, поскольку регистратор осуществляет формальные действия по отображению в государственном реестре изменений в правах на земельные участки.
Департамент имущественных отношений является лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, в связи с чем запрет на регистрацию перехода прав на земельные участки, установленный для регистратора, одновременно исключал возможность распоряжения земельными участками департаментом в период действия обеспечительных мер.
Судом первой инстанции также было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:36:041002:3 предоставлен в аренду Щербиновскому районному казачьему обществу Отдельского казачьего общества Ейского казачьего отдела Кубанского войского казачьего общества по договору от 30.09.2016 N 0000004311.
Таким образом, признание незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:36:041002:3 не могло привести к восстановлению прав заявителя, поскольку земельный участок предоставлен в аренду другому лицу, что свидетельствует о наличии спора о праве в отношении этого участка.
В соответствии с п.56 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод об отсутствии доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 8 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В материалы дела представлено письмо Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности от 18.12.2017 N 206.03-6013/17-05, согласно которому ООО "Лиманское" в 2017 году являлось участником государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из содержания п.п. 1 и 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов при наличии следующих оснований:
* с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
* указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
Согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в ст. 39.18 ЗК РФ.
Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ (п. 8 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2018 по делу N А32-42653/2017.
Таким образом, в случае инициирования процедуры предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения опубликование сведений о наличии свободных земельных участков является обязательным для выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка.
При таких обстоятельствах, судом отклоняются доводы жалобы о том, что решение о публикации сведений о наличии свободных участков являлось правом, но не обязанностью ДИО КК.
С учетом изложенного, судом не установлено предусмотренных ст.ст. 198-201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления ООО "Лиманское".
Оспариваемый отказ Департамента от 26.09.2017 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 06.11.2018 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 ноября 2018 года по делу N А32-54056/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54056/2017
Истец: ООО "Лиманское", ООО ЛИМАНСКОЕ ЛАТЫШЕВ А.В.
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарский край
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Щербиновское районное Отдедбского казачьего общества Ейский казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества, Щербиновское районное Отдельского казачьего общества Ейский казачий отдел Кубанского войскового казачьего общества