г. Краснодар |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А20-1021/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Аттаева Алия Жамаловича (ИНН 070704627498, ОГРНИП 307070734700050) - Жанокова А.К. (доверенность от 05.04.2019), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Нахушевой М.Х. (доверенность от 19.03.2019), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2018 (судья Шогенов Х.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-1021/2018, установил следующее.
ИП Аттаев А.Ж. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства в предоставлении субсидий на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, изложенном в письме от 27.11.2017; обязании министерства в лице конкурсной комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей включить предпринимателя в реестр получателей субсидий для возмещения части затрат на закладку многолетних плодовых насаждений на площади 13 га.; взыскании с министерства 56 тыс. рублей в счет возмещения судебных расходов (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 12.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2019, суд по ходатайству предпринимателя восстановил процессуальный срок для обращения с заявлением в суд и удовлетворил заявленные предпринимателем требования. Судебные акты мотивированны тем, что отказ министерства в предоставлении предпринимателю субсидий на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, изложенном в письме от 27.11.2017 не соответствует нормам действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности; предприниматель для получения спорной субсидии представил министерству все необходимые документов, подтверждающие право на ее получение, при этом основания для отказа в получении испрашиваемой предпринимателем субсидии у министерства отсутствовали.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного предпринимателем требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Министерство указывает, что основанием для отказа в предоставлении предпринимателю субсидии явилось исчерпание доведенных лимитов бюджетных обязательств, что соответствует пункту 3 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 N 67-ПП (далее - Правила); в приложенном к заявлению о выделении субсидии пакете документов предпринимателя от 13.12.2016 имеется справка налогового органа, в которой отражена задолженность перед бюджетом; министерство на основании межведомственного запроса также получило информацию на 13.12.2017, согласно которой у предпринимателя имеется задолженность по налоговым платежам. На момент обращения с заявлением о предоставлении субсидий, предприниматель не соответствовал критериям получателей спорных субсидий. Последующее изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено с нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Обжалуемое письмо министерства уведомлением об отказе в предоставлении субсидии не является, поскольку представляет собой ответ на обращение предпринимателя. Предприниматель пропустил установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) трехмесячный срок обжалования действий (бездействия) министерства, подлежащий исчислению с момента подачи обществом заявления о предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей министерства и предпринимателя, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.12.2016 предприниматель обратился в министерство с заявлением с приложением документов для получения субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями на площади 13 га.
Письмом от 27.11.2017 N 21-07-05/4528 министерство сообщило предпринимателю, что причиной непредставления государственной поддержки в части закладки и ухода за многолетними насаждениями явилось то, что в Кабардино-Балкарской Республике с 2015 - 2016 годов идет перевыполнение целевого индикатора программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" по закладке многолетних насаждений", что постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 утратило силу и что внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.17 N 1347 изменения в Правила предоставления сельскохозяйственным производителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (приложение N 9) позволяют возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, понесенных сельскохозяйственными производителями, в текущем году, а также в отчетном финансовом году. В целях ее погашения прорабатываются вопросы по внесению изменений в действующее законодательство в части предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, как в текущем финансовом году, так и за прошлые годы в рамках единой субсидии.
Полагая, что указанный ответ министерства является отказом на заявление от 05.12.2016 о предоставлении субсидии, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суды руководствовались следующим.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правилами, действовавшими на момент обращения предпринимателя к министерству, устанавливался порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике за счет средств федерального и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство. Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на эти цели (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил при предоставлении субсидий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 Правил, возмещению подлежат затраты, произведенные в году, предшествующем году получения субсидий, и затраты текущего года в случае непредоставления указанных субсидий в году, предшествующем году получения субсидий, в порядке, предусмотренном Правилами.
Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар) до начала периода их товарного плодоношения (сроки вступления в товарное плодоношение указаны в приложении N 11 к Правилам), а также за плодовыми и ягодными питомниками по ставкам на 1 гектар при условии наличия у сельхозтоваропроизводителя проекта на закладку. При этом сельхозтоваропроизводители должны отвечать одному из следующих требований: осуществить закладку указанных насаждений на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку; иметь на начало года получения субсидий указанные насаждения на площади не менее 1 гектара - для получения возмещения части затрат на работы по уходу (подпункт 2 пункта 4 Правил).
В силу пункта 6 Правил для получения субсидий заявитель в срок, устанавливаемый министерством, подает в министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью заявителя следующие документы: заявление; справки-расчеты; копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками; справку об открытых счетах, выданную российской кредитной организацией; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе на территории Кабардино-Балкарской Республики; справку об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по уплате налоговых платежей; справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; опись представленных документов.
При закладке многолетних плодовых насаждений также необходимо представить: акт выполненных работ; копии договоров на приобретение посадочного материала с приложением копий товарных накладных, платежных документов, подтверждающих оплату по договору; документы, удостоверяющие сортовую принадлежность посадочного материала, документы, удостоверяющие отсутствие карантинных объектов (в случае приобретения посадочного материала за пределами Кабардино-Балкарской Республики), выданные уполномоченными органами, заверенные сельхозтоваропроизводителем; в случае приобретения посадочного материала из-за рубежа за иностранную валюту - копии контрактов на приобретение посадочного материала с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату посадочного материала, таможенных деклараций, документов, подтверждающих сортовую принадлежность и отсутствие карантинных объектов, заверенные сельхозтоваропроизводителем; копии договоров на выполнение работ с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ, заверенные сельхозтоваропроизводителем; в случае приобретения сельхозтоваропроизводителем расходных материалов для выполнения работ - копии накладных, платежных документов, подтверждающих оплату, заверенные сельхозтоваропроизводителем (пункт 6.10 Правил).
Предприниматель осуществил закладку многолетних насаждений на земельном участке с кадастровым номером 07:07:360000:579, который получен по договору аренды от 16.04.2015 и дополнительному соглашению к нему от 02.11.2015, зарегистрированными в установленном порядке; постановлением администрации от 30.07.2015 N 239 изменен вид разрешенного использования из вида "для сельскохозяйственного назначения" в разрешенный вид использования "под многолетние насаждения", соответствующие изменения внесены в кадастровый паспорт.
Судебные инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 7, статьей 37, пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса, частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 "О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540", отклонили доводы министерства о том, что договор аренды земельного участка от 16.04.2015 и дополнительное соглашение к нему от 02.11.2015 являются незаключенными; последующее изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено с нарушением норм Земельного кодекса.
Суды указали, что буквальное толкование постановления от 30.07.2015 N 239 главы местной администрации с. Урвань позволяет сделать вывод о том, что органом местного самоуправления принято правомерное решение изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 07:06:3100000:250, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, из вида "для сельскохозяйственного использования" в разрешенный вид использования "под многолетние насаждения" расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, сел. Урвань за чертой населенного пункта земли сельскохозяйственного назначения. Постановление главы местной администрации с. Урвань от 30.07.2015 N 239 не признано незаконным в установленном законом порядке и не отменено, то есть имеет статус действующего.
Суд установил, что спорный земельный участок являлся ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер, правомерно является предметом договора аренды. Целевое назначение земельного участка соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Исходя из пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса в редакциях, действовавших на дату заключения договора аренды земельного участка, утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Решение вопросов, предусмотренных пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, отнесено к вопросам местного значения сельских поселений. Зоны сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни, земли, занятые многолетними насаждениями (например, садами) могут включаться в составе территориальных зон сельскохозяйственного использования (пункт 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса).
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в их целевом использовании, особую правовую охрану, выражаемой, в частности, в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса, части 1 и 4 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Их использование определяется в том числе уполномоченными органами местного самоуправления.
Собственники земельных участков из состава зон сельскохозяйственного использования руководствуются абзацем вторым пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса, в силу которого любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Сходные положения содержатся в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, устанавливающей общий подход (помимо не рассматриваемых в настоящем деле случаев), в силу которого основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Вывод судов о необоснованности довода министерства о незаключении обществом договора аренды земельного участка основан на правильном применении норм права к установленным ими фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, суды не учли следующее.
Суды не приняли довод министерства о наличии у предпринимателя на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии задолженности по налоговым платежам, указав, что согласно сведениям, поступившим от МИФНС России N 6 по Кабардино-Балкарской Республике от 28.06.2018 N 07-21/05513 по состоянию на 13.12.2016 и 21.06.2018 предприниматель задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам не имел.
Подпунктом 6.6 пункта 6 Правил установлено, что для получения субсидий сельхозтоваропроизводитель в срок, устанавливаемый приказом министерства, подает в министерство помимо прочих документов справку об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по уплате налоговых платежей в бюджеты всех уровней, выданную соответствующей инспекцией УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления на предоставление субсидий.
В силу пункта 11 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоблюдение сельхозтоваропроизводителями условий, указанных в пункте 5 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, в установленные сроки; установление недостоверности сведений, изложенных в документах, представленных сельхозтоваропроизводителями для получения субсидий; нахождение сельхозтоваропроизводителя в стадии ликвидации, банкротства.
В случае если министерством выявляется несоответствие расчетов в справках - расчетах ставкам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством, или ошибочное указание суммы потребности в субсидиях, объема продукции или площади, подлежащей субсидированию, министерство устраняет указанные недостатки в течение финансового года самостоятельно без возвращения документов сельхозтоваропроизводителю.
Сельхозтоваропроизводитель после получения уведомления об отказе в предоставлении субсидии и после устранения всех замечаний, послуживших основанием для отказа, вправе повторно обратиться в министерство для получения субсидий в пределах сроков представления документов.
Суды не проверили довод министерства о том, что в представленном предпринимателем с заявлением о выделении субсидии пакете документов имеется справка налогового органа, в которой отражена задолженность предпринимателя перед бюджетом, при этом министерство на основании межведомственного запроса также получило информацию от налогового органа о наличии у предпринимателя по состоянию на 13.12.2017 задолженности по налоговым платежам. Суды не дали оценку представленным предпринимателем вместе с заявлением о выделении субсидии, справкам налогового органа о состоянии расчетов по налоговым платежам на 05.12.2016, а, следовательно, не выяснили, имелась ли у предпринимателя на дату обращения с заявлением о выделении субсидии задолженность по налогам (сборам), пени, штрафам; была ли представлена предпринимателем при подаче заявления справка об отсутствии у него задолженности по уплате налоговых платежей и, в связи с этим, не выяснили, соответствовал ли предприниматель на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии критериям получателей субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Суды, сославшись на сведения, поступившие от МИФНС России N 6 по Кабардино-Балкарской Республике от 28.06.2018 N 07-21/05513 о том, что по состоянию на 13.12.2016 и 21.06.2018 предприниматель задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам не имел, не указали, как данное обстоятельство подтверждает представление предпринимателем, на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии (05.12.2016), справки об отсутствии задолженности по уплате налоговых платежей.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что с заявлением о предоставлении субсидии предприниматель представил пакет необходимых документов, соответствующих требованиям, установленным для получателей субсидий, является преждевременным, поскольку сделан без установления всех обстоятельств, имеющих значение для принятия законных судебных актов, основан на неполном исследовании представленных в материалы дела доказательств.
Суды не проверили довод министерства о том, что предприниматель на дату подачи заявки на получение субсидии не соответствовал всем предъявляемым к претендентам на получение субсидии требованиям, а также довод о том, что письмо министерства от 27.11.2017 не является уведомлением об отказе в предоставлении субсидии, а является ответом на заявление предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене судебные акты и в части взыскания в пользу предпринимателя судебных расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А20-1021/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.