г. Краснодар |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А53-38499/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Городнициной М.В. (доверенность от 29.12.2017), заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гасанов Руслана Нажмутдиновича (ИНН 610303566214, ОГРНИП 316619600128141) и его представитель Гасанов Н.Р. (доверенность от 29.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гасанова Руслана Нажмутдиновича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 по делу N А53-38499/2017, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гасанову Руслану Нажмутдиновичу (далее - предприниматель, глава КФХ) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 1 485 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного суда от 15.05.2018, с предпринимателя в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области взыскана задолженность в размере 1 485 000 рублей, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 27 850 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу N А53-38499/2017 отменены, дело направлено в Арбитражный суд Ростовской области на новое рассмотрение, поскольку суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, в части соблюдение министерством досудебного порядка урегулирования спора.
По результатам нового рассмотрения Арбитражный суд Ростовской области 07.12.2018 вынес решение об отказе в удовлетворении иска. При этом суд первой инстанции, проверив соблюдение министерством порядка досудебного урегулирования спора, пришел к выводу об отсутствии оснований для оставления иска без рассмотрения, поскольку таковой министерством соблюден. Однако, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представленные в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу, что они подтверждают целевое использование ответчиком выделенных средств, все затраты, произведенные главой КФХ свидетельствуют о направлении средств гранта на приобретение поголовья КРС. Доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требования о возврате гранта, в материалы дела не представлены. Исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе, достигнуты, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта.
Постановлением апелляционного суда от 08.02.2019 решение от 07.12.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт. Постановление мотивировано тем, что материалами дела подтверждено предоставление недостоверных сведений для получения предпринимателем субсидии в нарушение установленного порядка, поэтому требования министерства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление от 08.02.2019, решение от 07.12.2018 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, денежные средства, полученные в качестве государственной поддержки, использованы исключительно в целях создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в мае 2016 года Гасанов Р.Н. обратился в министерство с заявкой на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000 рублей.
25 мая 2016 года министерство, администрация Багаевского района Ростовской области и предприниматель заключили соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - соглашение), по условиям которого министерство приняло на себя обязательство направить на расчетный счет предпринимателя средства гранта в размере 1 485 000 рублей.
В целях получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предприниматель в составе заявки на получение гранта представил в министерство, в том числе заявление от 13.05.2016, содержащее сведения о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным его местом работы, а также об отсутствии у него трудовой книжки и неосуществлении трудовой деятельности до даты регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Министерство предоставило предпринимателю средства гранта в полном объеме и платежными поручениями от 27.05.2016 N 106916 и от 30.05.2016 N 494085 перечислило на его расчетный счет денежные средства из федерального бюджета в размере 1 360 260 рублей, из областного бюджета - 124 740 рублей.
20 апреля 2017 года из ОМВД России по Багаевскому району Ростовской области в министерство поступила информация о том, что на момент подачи заявки на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта ответчик официально осуществлял трудовую деятельность в ООО "Агроторг", что подтверждается трудовым договором от 31.12.2015 и сведениями, внесенными в трудовую книжку ответчика от 20.02.2015 TK-IV N 60990015, и является нарушением условий получения гранта и правовым основанием для возврата полученных средств.
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода министерства о незаконном получении предпринимателем средств гранта и необходимости возврата денежных средств.
Поскольку в добровольном порядке предприниматель не возвратил средства гранта, министерство 14.12.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Суды установили, что в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28 и 38, подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при нарушении условий предоставления грантодателем грантополучателю денежных средств, закон предполагает возможность возврата субсидий.
Также в пункте 4.2 раздела 4 Соглашения (т. 1 л. д. 26) предусмотрено, что в случае установления фактов необоснованного получения и (или) необоснованного (нецелевого) расходования гранта и единовременной помощи, а также представления получателем гранта и единовременной помощи недостоверной информации главный распорядитель в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушений письменно уведомляет получателя гранта и единовременной помощи об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате в областной бюджет полученных ранее средств областного бюджета: в полном объеме - в случае установления фактов необоснованного получения гранта и единовременной помощи; частично, в объеме выявленных нарушений, - в случае необоснованного (нецелевого) расходования гранта и единовременной помощи.
Порядок предоставления данного вида государственной поддержки регламентирован Правилами предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 N 480.
Пунктом 6 приложения N 1 к Правилам определены условия, предъявляемые для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи, одним из которых является то, что заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства начинающего фермера.
Как установлено судами, в целях получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предприниматель представил в министерство заявление от 13.05.2016, содержащее недостоверные сведения о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным его местом работы, а также об отсутствии у него трудовой книжки и неосуществлении трудовой деятельности до даты регистрации КФХ, поскольку Гасанов Р.Н. официально осуществлял трудовую деятельность в ООО "Агроторг", что подтверждается трудовым договором от 31.12.2015 и сведениями, внесенными в трудовую книжку ответчика TK-IV N 60990015 от 20.02.2015. Следовательно, верным является вывод судов о том, что предприниматель нарушил условие получения гранта, предусмотренное пунктом 6 приложения N 1 к Правилам, предъявляемое для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, факт предоставления предпринимателем недостоверных сведений о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным его местом работы, а также об отсутствии у него трудовой книжки и осуществлении трудовой деятельности до даты регистрации КФХ, является нарушением условий получения гранта и влечет обязанность получателя гранта возвратить полученные денежные средства в полном объеме.
Довод о целевом использовании субсидий не имеет правового значения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление недостоверных сведений является прямым нарушением условий получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и влечет за собой возврат денежных средств министерству.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу N А32-17868/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2019 г. N Ф08-3074/19 по делу N А53-38499/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3074/19
08.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-176/19
07.12.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38499/17
16.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6498/18
15.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5737/18
21.03.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38499/17