г. Краснодар |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А25-1167/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики (судья Хутов Т.Л.) от заявителя - Федерального казначейства (ИНН 7710568760, ОГРН 1047797019830) в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901023652, ОГРН 1030900721840) - Кипкеевой М.М. (доверенность от 25.01.2019), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245) - Куреловой З.Х. (доверенность от 09.01.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 09017012790, ОГРН 1080917004860) - Аджиевой А.Э. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020), открытого акционерного общества республиканского агропромышленного предприятия "Кавказ-Мясо" (ИНН 0901033971, ОГРН 1020900515668), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 (судья Миллер Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семёнов М.У.) по делу N А25-1167/2018, установил следующее.
Федеральное казначейство в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Федеральное казначейство) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) о взыскании 72 673 310 рублей.
Определением от 03.07.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, ОАО республиканское агропромышленное предприятие "Кавказ-Мясо", Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Решением суда от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2019, требования удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в доход федерального бюджета Российской Федерации 72 673 310 рублей.
Судебные акты мотивированы тем, что министерство переплатило средства субсидии из федерального бюджета; не обеспечило установленный уровень софинансирования; не использовало полномочия в части осуществления контроля, в результате чего допущено нецелевое использование средств федерального бюджета; предписание о возврате суммы в добровольном порядке не выполнено.
Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики и министерство обратились в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.11.2018 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявители жалоб считают, что требования не подлежали удовлетворению, так как Российской Федерации не причинен ущерб, в предписании не указан ущерб, Бюджетным кодексом Российской Федерации не определен, в связи с чем правовая квалификация спора ошибочна; суд неправомерно взыскал 72 673 310 рублей, без учета того, что софинансирование Карачаево-Черкесской Республики составило 3 980,7 тыс. рублей, объем использованных средств составил 59 921,4 тыс. рублей; пропущен срок исковой давности.
В отзывах на кассационные жалобы Федеральное казначейство и Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационные жалобы оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители министерства и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель Федерального казначейства в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в целях реализации республиканской целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Карачаево-Черкесской Республике до 2015 года" между министерством и ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" (получатель) 16.12.2011 заключено соглашение о предоставлении и использовании субсидии, в пункте 1.1 которого в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2011 установлено, что министерство предоставляет получателю 76 653 998 рублей бюджетных средств, в том числе 72 673 313 рублей - за счет средств федерального бюджета, 3 980 685 рублей - за счет средств республиканского бюджета на реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, а получатель принимает и использует предоставленные средства на реконструкцию и модернизацию производственных мощностей с увеличением объемов действующего производства не менее чем на 20 процентов, обеспечивает использование предоставленных средств в порядке, установленном данным соглашением.
Федеральным казначейством в соответствии с приказом от 18.10.2016 N 159П проведена проверка министерства по вопросу соблюдения условий предоставления субсидии ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" на реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции на основании соглашения о предоставлении и использовании субсидии от 16.12.2011, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.
По результатам проведенной проверки (акт от 05.12.2016) Федеральное казначейство установило, что министерство при использовании средств федерального бюджета переплатило 26 610 590 рублей; при использовании 72 673 310 рублей федерального бюджета выделило 3 980,7 тыс. рублей из бюджета субъекта Российской Федерации, в результате чего не обеспечило установленный уровень софинансирования (76,2%), ввиду чего объем средств, использованный при несоблюдении обязательств по софинансированию, должен быть меньше на 59 921,4 тыс. рублей; министерство из-за неправильного расчета переплатило 26 610,59 тыс. рублей субсидии, не обеспечило контроль за целевым использованием средств субсидий, что привело к нецелевому использованию ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" 4 693,59 тыс. рублей, полученных из федерального бюджета.
Предписанием от 06.02.2017 N 18-03-02/5 министерству предписано в срок до 31.08.2017 возвратить в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, 72 673 310 рублей субсидии, предоставленной ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" за счет средств федерального бюджета, на реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции на основании соглашения от 16.12.2011.
Министерство и ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания от 06.02.2017 N 18-03-02/5 (делу присвоен N А40-54410/2017).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018 по делу N А40-54410/2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Признано законным оспариваемое предписание от 06.02.2017 N 18-03-02/3, предписывающее министерству возвратить 72 673 310 рублей субсидий в доход федерального бюджета.
Судебными актами по делу N А40-54410/2017 подтверждено, что министерство переплатило субсидию из федерального бюджета; не обеспечило установленный уровень софинансирования; не использовало полномочия в части осуществления контроля, в результате чего допущено нецелевое использование средств федерального бюджета.
Определением от 11.10.2018 N 305-КГ18-15707 Верховный Суд Российской Федерации отказал министерству в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии. Верховный Суд Российской Федерации согласился с позицией судов; предписание выдано в рамках предусмотренных полномочий согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку предписание о возврате 72 673 310 рублей федеральных бюджетных средств в добровольном порядке не исполнено, Федеральное казначейство, руководствуясь частью 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Судебные инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 69, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили пункт 3 статьи 219, статью 270.2, пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Порядок распределения и предоставления субсидий из республиканского бюджета на строительство новых, реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, утверждённый постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2011 N 453(далее - Порядок N 453), регламентирующий процедуру и условия распределения и предоставления субсидий из республиканского бюджета на строительство новых, реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции (далее - субсидии), оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Федерального казначейства.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебные инстанции учли, что в деле участвуют те же лица, что и в деле N А40-54410/2017, обстоятельства, установленные постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по указанному делу, не подлежат доказыванию в рассматриваемом деле.
Отклоняя доводы жалоб о том, что требования не подлежали удовлетворению, так как ущерб Российской Федерации не причинен, и правовая квалификация спора ошибочна, судебные инстанции правомерно указали, что иск подан в порядке, установленном пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направлен на исполнение законного предписания Федерального казначейства о возврате в федеральный бюджет 72 673 310 рублей. При этом, как правильно указали судебные инстанции, факт применения мер административной ответственности к должностному лицу не устраняет обязанность исполнить предписание о возврате в федеральный бюджет денежных средств и не влияют на право Федерального казначейства обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации путем взыскания ущерба, причиненного федеральному бюджету.
Отклоняя довод жалоб о том, что взыскивая с Карачаево-Черкесской Республики в лице министерства 72 673 310 рублей, судебные инстанции не учли, что Карачаево-Черкесской Республикой софинансирование составило 3 980,7 тыс. рублей, при этом объем использованных средств составил 59 921,4 тыс. рублей, судебные инстанции правомерно указали, что данный довод заявлен при рассмотрении дела N А40-54410/2017 и признан неправомерным. Преодоление вступившего в законную силу судебного акта в рамках рассматриваемого дела недопустима.
Рассмотрев довод о пропуске Финансовым казначейством срока исковой давности для обращения в суд с исковыми требованиями, судебные инстанции правомерно указали, что Федеральному казначейству стало известно о допущенном министерством нарушении условий предоставления субсидии в результате проведенной на основании приказа Федерального казначейства от 18.10.2016 N 159н внеплановой проверки соблюдения условий предоставления субсидии ОАО РАПП "Кавказ-Мясо".
Согласно пункта 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 27.08.2016), внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в случае поступления обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций; в случае получения должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа) в ходе исполнения должностных обязанностей информации о нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Федерального казначейства, в том числе из средств массовой информации; в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания (представления); в случаях, предусмотренных пунктами 38, 47 и 67 Правил.
Из изложенного следует, что Федеральное казначейство не наделено правом произвольно проводить внеплановые контрольные мероприятия в любое время без соответствующих оснований.
Как сообщило Федеральное казначейство, поводом к изданию приказа о проведении в отношении министерства проверки явилось обращение органов ФСБ Российской Федерации от 13.09.2016 N 8/к/1/6585.
Таким образом, ранее проведённой внеплановой проверки соблюдения условий предоставления субсидии ОАО РПП "Кавказ-Мясо" Федеральное казначейство не могло узнать о допущенных министерством нарушениях условий соглашения о предоставлении субсидий и обратиться в суд с соответствующим иском в защиту интересов Российской Федерации. При этом не обнаружение другим контролирующим органом нарушений, не означает, что эти нарушения отсутствовали, и не лишает доказательственной силы акт внеплановой проверки и выданное на его основании предписание.
Как видно из материалов дела, поводом для обращения Федерального казначейства в суд с исковыми требованиями явилось неисполнение министерством в срок до 31.08.2017 предписания Федерального казначейства, законность которого установлена при рассмотрении судом дела N А40-54410/2017.
Течение срока давности для обращения в суд в порядке части 4 статьи 270.2 Кодекса начинается на следующий день после наступления соответствующего события, а именно истечения срока для добровольного исполнения предписания. Иск заявлен после принятия постановления кассационной инстанции по делу N А40-54410/2017. Пятилетний срок исковой давности, установленный статьей 93.4 Кодекса, Федеральным казначейством не пропущен.
На основании изложенного, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы участвующих в деле лиц, судебные инстанции установили, что исковые требования обоснованы, документально и нормативно подтверждены, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А25-1167/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.