г. Краснодар |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А53-29423/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Салий Л.М. (доверенность от 09.01.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Стрижаковой Г.В. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области (судья Пименов С.В.) кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.10.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А53-29423/2018, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным постановления от 07.08.2018 N 898/02 о назначении административного наказания.
Решением суда от 31.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2019, требования общества удовлетворены; постановление управления от 07.08.2018 N 898/02 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, выводы судов сделаны по неполно исследованным обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, суды не учли следующее. ООО "МДС-Уплотнительные системы" представлена на согласование рабочая документация по титулу "Административно-производственное здание по адресу: Ростовская область, Волгодонской район, станица Романовская, пер. Шмутовой, д. 13. Электроснабжение 6 кВ". 12.02.2018 общество направило ООО "МДС-Уплотнительные системы" отказ в согласовании проектной документации со ссылкой на пункт 11.1 технических условий. В ответе общества указано, что проектная документация не согласовывается, поскольку, по мнению сетевой организации, номинальная мощность установленных силовых трансформаторов значительно превышает максимально разрешенную мощность. Однако 2 силовых трансформатора из 3 были ранее установлены по договору ТП от 08.08.2011 N 960/11-2-1-2763, заключенному с обществом, вся проектная документация по данному договору была согласована письмом от 06.09.2011 N РЭ/1300/2280. Кроме того, в технических условиях и в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), отсутствуют требования к величине номинальной мощности устанавливаемых силовых трансформаторов. Таким образом, по мнению управления, отказ общества от согласования проектной документации образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В отзыве на жалобу общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, указывает, что не отказывало в согласовании проектной документации, а письмом от 12.02.2018 указало на необходимость устранения замечаний.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, а представитель общества поддержал доводы отзыва, просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступила жалоба ООО "МДС-Уплотнительные системы" на неправомерные действия общества, выразившиеся в отказе в согласовании проектной документации в соответствии с пунктом 11.6 технических условий для присоединения к электрическим сетям от 31.07.2015 N 820-353/18.
18 июня 2018 года управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 898/02 по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
10 августа 2018 года управление вынесло постановление N 898/02, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса, обществу назначено наказание в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 Кодекса).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 Правил сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного (в силу его публичности) для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Согласно пункту 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений (абзац 8 пункта 15 Правил N 861).
В подпункте "а" пункта 18 Правил N 861 определено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором.
Таким образом, обязанность по подготовке договора технологического присоединения возлагается на сетевую организацию, договор оформляется в соответствии с Правилами N 861 с обязательным включением в него существенных условий, предусмотренных пунктом 16 данных Правил, в том числе перечня мероприятий по технологическому присоединению.
Суды установили, что 31.07.2015 общество и ООО "МДС-Уплотнительные системы" заключили договор технологического присоединения N 61-1-15-00210277 для электроснабжения административно-производственного здания, расположенного по адресу: 347350, Ростовская обл., Волгодонской р-н, ст-ия Романовская, Шмутовой пер. 13; мощность по договору ТП-680,03 кВт по третьей категории принадлежности (л. д. 62 - 68).
В соответствии с пунктом 11.6 технических условий от 31.07.2015 N 820-353/15, являющихся приложением к договору, ООО "МДС-Уплотнительные системы" обязано согласовать задание на проектирование и проектную документацию с сетевой организацией (л. д. 69 - 70).
В пункте 11.1.1 технических условий для присоединения к электрическим сетям предусмотрены мероприятия, выполняемые ООО "МДС-Уплотнительные системы", в том числе, увеличение мощности по существующей схеме при необходимости - выполнить реконструкцию электрической сети, необходимость реконструкции определить при проектировании.
В случае выявления необходимости реконструкции ООО "МДС-Уплотнительные системы" в соответствии с пунктом 11.6 технических условий обязано согласовать задание на проектирование и проектную документацию с сетевой организацией.
Необходимость реконструкции определяется пропускной способностью линией электропередач и номинальными значениями силовых трансформаторов путем замеров и расчетов, исходя из требуемой величины максимальной мощности.
12 января 2018 года ООО "МДС-Уплотнительные системы" направило обществу письмо о предоставлении проектной документации на согласование (л. д. 73).
По результатам рассмотрения документации сетевой организацией было установлено, что проект предусматривает установку дополнительного трансформатора, в то время как в соответствии с пунктом 11.1.1 технических условий к договору увеличение мощности до 680,03 кВт должно производиться по существующей схеме.
12 февраля 2018 года ООО "МДС-Уплотнительные системы" направлено письмо в котором указаны замечания со ссылкой на пункт 11.1 технических условий, после устранения которых необходимо представить рабочую документацию на согласование (л. д. 71).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований общества.
Суды правомерно исходили из следующего. Техническими условиями к договору предусмотрено увеличение максимальной мощности по существующей схеме (пункт 11.1.1 технических условий). Учитывая, что суммарная мощность существующих трансформаторов (250 кВА и 630 кВА) ООО "МДС-Уплотнительные системы" достаточна для покрытия заявленной к увеличению нагрузки, включение в проект установки дополнительного трансформатора мощностью 630 кВА противоречит выданным техническим условиям.
Таким образом, поскольку проектная документация ООО "МДС-Уплотнительные системы" противоречила техническим условиям к договору, основания для согласования проекта у сетевой организации отсутствовали.
Изложенное свидетельствует о том, что действия общества не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 названного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену определения суда и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А53-29423/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно исходили из следующего. Техническими условиями к договору предусмотрено увеличение максимальной мощности по существующей схеме (пункт 11.1.1 технических условий). Учитывая, что суммарная мощность существующих трансформаторов (250 кВА и 630 кВА) ООО "МДС-Уплотнительные системы" достаточна для покрытия заявленной к увеличению нагрузки, включение в проект установки дополнительного трансформатора мощностью 630 кВА противоречит выданным техническим условиям.
Таким образом, поскольку проектная документация ООО "МДС-Уплотнительные системы" противоречила техническим условиям к договору, основания для согласования проекта у сетевой организации отсутствовали.
Изложенное свидетельствует о том, что действия общества не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 названного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2019 г. N Ф08-3444/19 по делу N А53-29423/2018