Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2019 г. N Ф08-3444/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2019 г. |
дело N А53-29423/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Салий Л.М. по доверенности от 01.01.2018, Шеховцова С.В. по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованного лица - Стрижаковой Г.В. по доверенности от 09.01.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.10.2018 по делу N А53-29423/2018 (судья Пименов С.В.),
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ПАО "МРСК Юга", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, управление) о признании незаконным постановления от 07.08.2018 N 898/02 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.10.2018 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 07.08.2018 N 898/02 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.
31.07.2015 ПАО "МРСК Юга" заключён договор технологического присоединения N 61-1-15-00210277 для электроснабжения административно-производственного здания, расположенного по адресу: 347350. Ростовская область, Волгодонской район, ст. Романовская, пер. Шмутовой, 13 на основании заявки ООО "МДС-Уплотнительные системы" на увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств до 680,03 кВт с учётом существующей мощности 380 кВт, во исполнение требований подпункта "а" пункта 18 Правил технологического присоединения. В пункте 11.1.1 технических условий для присоединения к электрическим сетям предусмотрены мероприятия, выполняемые ООО "МДС-Уплотнительные системы", в том числе, увеличение мощности по существующей схеме при необходимости - выполнить реконструкцию электрической сети, необходимость реконструкции определить при проектировании. В случае выявления необходимости реконструкции ООО "МДС-Уплотнительные системы" в соответствии с пунктом 11.6 технических условий обязано согласовать задание на проектирование и проектную документацию с сетевой организацией. Необходимость реконструкции определяется пропускной способностью линией электропередач и номинальными значениями силовых трансформаторов путём замеров и расчётов, исходя из требуемой величины максимальной мощности. ООО "МДС-Уплотнительные системы" представлена на согласование рабочая документация по титулу "Административно-производственное здание по адресу: Ростовская область, Волгодонской район, станица Романовская, пер. Шмутовой, д. 13. Электроснабжение 6кВ". 12.02.2018 ПАО "МРСК Юга" был направлен в адрес ООО "МДС-Уплотнительные системы" отказ в согласовании проектной документации со ссылкой на п. 11.1 технических условий. Так, согласно ответу ПАО "МРСК Юга" проектная документация не согласовывается в связи с тем, что, по мнению сетевой организации, номинальная мощность установленных силовых трансформаторов значительно превышает максимально разрешенную мощность. Однако 2 силовых трансформатора из 3-х были ранее установлены, согласно договору ТП N 960/11-2-1-2763 от 08.08.2011, заключенному с ПАО "МРСК Юга", вся проектная документация по данному договору была согласована ПАО "МРСК Юга" письмом N РЭ/1300/2280 от 06.09.2011. Кроме того, в технических условиях и в Правилах N861, отсутствуют требования к величине номинальной мощности устанавливаемых силовых трансформаторов. Таким образом, по мнению Ростовского УФАС России, отказ ПАО "МРСК Юга" от согласования проектной документации, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КРФ об АП.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители общества не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснили, что увеличение мощности по существующей схеме возможно посредством реконструкции (увеличения сечения пропускной способности электросети), установка трансформатора является не реконструкцией, а изменением существующей схемы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "МДС-Уплотнительные системы" на неправомерные, по мнению общества, действия ПАО "МРСК Юга", выразившиеся в отказе в согласовании проектной документации в соответствии с пунктом 11.6 технических условий для присоединения к электрическим сетям от 31.07.2015 N 820-353/18.
18.06.2018 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 898/02 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
10.08.2018 заместителем руководителя управления вынесено постановление N 898/02, в соответствии с которым публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ являются, в том числе, юридические лица.
Повторное совершение административного правонарушения (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ), предусмотренного частью 1 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил технологического присоединения сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Из материалов дела следует, что 31.07.2015 между ПАО "МРСК Юга" и ООО "МДС-Уплотнительные системы" заключен договор технологического присоединения N 61-1-15-00210277 для электроснабжения административно-производственного здания, расположенного по адресу: 347350, Ростовская область, Волгодонской район, ст. Романовская, пер. Шмутовой, 13; мощность по договору ТП-680,03 кВт по третьей категории принадлежности (л.д. 62-68).
В соответствии с пунктом 11.6 технических условий от 31.07.2015 N 820-353/15, являющихся приложением к договору, ООО "МДС-Уплотнительные системы" обязано согласовать задание на проектирование и проектную документацию с сетевой организацией (л.д. 69-70).
В пункте 11.1.1 технических условий для присоединения к электрическим сетям предусмотрены мероприятия, выполняемые ООО "МДС-Уплотнительные системы", в том числе, увеличение мощности по существующей схеме при необходимости - выполнить реконструкцию электрической сети, необходимость реконструкции определить при проектировании.
В случае выявления необходимости реконструкции ООО "МДС-Уплотнительные системы" в соответствии с пунктом 11.6 технических условий обязано согласовать задание на проектирование и проектную документацию с сетевой организацией.
Необходимость реконструкции определяется пропускной способностью линией электропередач и номинальными значениями силовых трансформаторов путем замеров и расчетов, исходя из требуемой величины максимальной мощности.
12.01.2018 в адрес ПАО "МРСК Юга" от ООО "МДС-Уплотнительные системы" поступило письмо о предоставлении проектной документации на согласование (л.д. 73).
ООО "МДС-Уплотнительные системы" представлена на согласование рабочая документация по титулу "Административно-производственное здание по адресу: Ростовская область, Волгодонской район, станица Романовская, пер. Шмутовой, д. 13. Электроснабжение 6кВ".
По результатам рассмотрения документации сетевой организацией было установлено, что проект предусматривает установку дополнительного трансформатора, в то время как в соответствии с пунктом 11.1.1 технических условий к договору увеличение мощности до 680,03 кВт должно производиться по существующей схеме.
12.02.2018 в адрес ООО "МДС-Уплотнительные системы" направлен отказ в согласовании проектной документации со ссылкой на пункт 11.1 технических условий. В соответствии с направленным ответом проектная документация не согласовывается в связи с тем, что, по мнению сетевой организации, номинальная мощность установленных силовых трансформаторов значительно превышает максимально разрешенную мощность (л.д. 71).
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
В подпункте "а" пункта 18 Правил технологического присоединения определено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором.
Таким образом, обязанность по подготовке договора технологического присоединения возлагается на сетевую организацию, договор оформляется в соответствии с Правилами технологического присоединения с обязательным включением в него существенных условий, предусмотренных пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе, перечня мероприятий по технологическому присоединению.
Из материалов дела следует, что техническими условиями к договору предусмотрено увеличение максимальной мощности по существующей схеме (пункт 11.1.1 технических условий). Учитывая, что суммарная мощность существующих трансформаторов (250 кВА и 630 кВА) ООО "МДС-Уплотнительные системы" достаточна для покрытия требуемой нагрузки, включение в проект установки дополнительного трансформатора мощностью 630 кВА противоречит выданным техническим условиям.
Кроме этого, предложенная в проекте схема повлечет за собой прибор мощности со стороны ООО "МДС-Уплотнительные системы".
В пункте 18 (5) Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация, а также соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления, в случае, если технические условия подлежат в соответствии с данными Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления, подтверждают соответствие представленной документации требованиям технических условий или предоставляют заявителю информацию о несоответствии представленной документации требованиям технических условий.
Поскольку проектная документация ООО "МДС-Уплотнительные системы" противоречила техническим условиям к договору, основания для согласования проекта у сетевой организации отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ПАО "МРСК Юга" не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку административным органом не доказано наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, требования общества о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении к административной ответственности правомерно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.10.2018 по делу N А53-29423/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29423/2018
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЮГА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС по РО