г. Краснодар |
|
06 июня 2019 г. |
Дело N А32-54029/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Залюбовского М.В. (доверенность от 21.12.2018), от ответчика - акционерного общества "Джемете" (ИНН 2301012860, ОГРН 1022300512167) - Нетреба А.В. (доверенность от 05.09.2017), в отсутствие третьего лица - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Джемете" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Илюшин Р.Р., Глазунова И.Н., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-54029/2017, установил следующее.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в арбитражный суд к акционерному обществу "Джемете" (далее - АО "Джемете") с иском об установлении права ограниченного пользования (сервитута) и об обязании заключить соответствующее соглашение.
Иск основан на положениях статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 23, 39.24, 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и мотивирован необходимостью обеспечения эксплуатации (надлежащего обслуживания) линейного объекта, принадлежащего ПАО "Кубаньэнерго".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019, требования удовлетворены. Суд установил ПАО "Кубаньэнерго" сроком по 17.12.2057 право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком, площадью 619 кв. м, являющимся частью земельного участка общей площадью 961 067 кв. м, кадастровый номер 23:37:0716000:124, предоставленного в аренду АО "Джемете", для эксплуатации объекта: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 очередь 2 этап", для осуществления его технического обслуживания и поддержания надлежащего технического состояния. Суд также обязал АО "Джемете" заключить с ПАО "Кубаньэнерго" соглашение о сервитуте, определив его условия в резолютивной части судебного акта.
Суды установили факт реконструкции существующей воздушной линии электропередачи 110 кВ по титулу: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 очередь 2 этап" в целях повышения надежности электроснабжения потребителей, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа. Реконструкция осуществлялась в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.12.2012 N 630 "О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 05.05.2012 N 229" и с целью исполнения приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 03.09.2013 N 415 "Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких регионах в осенне-зимний период 2012/13 года". Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 22.07.2015 N 3292 утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории и проект планировки территории) по объекту "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 этап". Документация предусматривает размещение воздушной линии электропередачи и ее опор на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124. Данный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись от 21.11.2008 N 23-23-26/120/2008-383) и предоставлен в аренду АО "Джемете" (запись от 30.01.2009 N 23-23-26/005/2009-113), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 27.09.2017 N 99/2017/29405297. Письмом от 09.08.2017 (исх. N КЭ/009/2141) ПАО "Кубаньэнерго" предлагало АО "Джемете" рассмотреть вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута на многоконтурную часть земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" (http://www.russianpost.ru/) в разделе отслеживание почтовых отправлений, почтовое отправление N 35000092242957 возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения. Указывая на то, что АО "Джемете" уклонилось от подписания соглашения об установлении сервитута, ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 274 Гражданского кодекса, статей 23, 39.23, 39.24, 39.25 Земельного кодекса, а также классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Факт размещения опор ВЛ 110 кВ на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124 подтверждается справкой от 05.09.2017 N 01/050917 о соотнесении координат, подготовленной кадастровым инженером Головневым А.С. ПАО "Кубаньэнерго", как собственник электросетевого комплекса, является надлежащим истцом в рамках спора об установлении сервитута. ПАО "Кубаньэнерго" просит установить сервитут на часть земельного участка площадью 619 кв. м, что составляет менее 0,06% от общей площади земельного участка, арендуемого АО "Джемете" (961 067 кв. м). Истцом представлено обоснование необходимости установления сервитута для эксплуатации опор ВЛ 110 кВ в границах спорного участка. Ответчиком приведенные основания не опровергнуты, документация (проект межевания территории) по объекту не оспорена. Величина платы за право ограниченного пользования частью земельного участка определена отчетом об оценке от 09.08.2017 N 155/17-О, подготовленным независимым оценщиком - ООО "ГЕО Инвест-Информ", и составляет 6500 рублей в год (с учетом НДС). Данный отчет АО "Джемете" не оспорен, поэтому суд первой инстанции при определении размера платы за сервитут исходил из выводов, содержащихся в отчете от 09.08.2017 N 155/17-О. Согласно выписке из ЕГРН от 27.09.2017 N 99/2017/29405297 участок с кадастровым номером 23:37:0716000:124 относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного использования. Рабочий проект рекультивации нарушаемых земель, предоставляемых для строительства объекта: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ "Бужора" 2 этап" в части строительства воздушной линии электропередачи от ПС 220 кВ "Бужора" до ПС 110 кВ "Джемете" (ВЛ 110 кВ Бужора-Джемете)" подготовлен ООО "ГЕО Инвест-Информ" и 03.08.2015 утвержден АО "Джемете" (арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124). Данный проект внесен в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (письмо управления Росреестра по Краснодарскому краю от 13.08.2015 N 11-290/25578). Отклоняя довод ответчика о невозможности установления сервитута для эксплуатации части линейного объекта, принадлежащего истцу, судебные инстанции исходили из того, что ПАО "Кубаньэнерго" претендует на часть спорного участка не для целей строительства линейного объекта либо его реконструкции. Составные части существующего линейного объекта истца расположены на земельном участке, предоставленном ответчику в аренду, поэтому отсутствует иной способ доступа, кроме как путем установления сервитута. ПАО "Кубаньэнерго" - собственник линейного объекта, который в целях внесения правовой определенности относительно порядка пользования земельным участком для эксплуатации опор ВЛ 110 кВ, из-за не достижения сторонами соглашения об условиях пользования землей, занятой опорами, обратился в суд с иском об установлении сервитута к арендатору земельного участка в порядке статьи 274 Гражданского кодекса, которой предусмотрено установление сервитута для эксплуатации существующего объекта. Эксплуатация опор включает использование линейного объекта по назначению (для передачи электроэнергии), его техническое обслуживание и ремонт (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 N 306-ЭС17-20590). Наличие права собственности истца на линейный объект не является основанием для лишения ответчика права пользования частью земельного участка, приобретенного в установленном законом порядке по возмездной сделке. Для обслуживания линейного объекта возможно установление сервитута в отношении участков, через которые проложен линейный объект. Поскольку установление сервитута в отношении части земельного участка не приведет к невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124 в соответствии с его разрешенным использованием либо к существенным затруднениям в использовании данного участка, суды удовлетворили требования истца. Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
АО "Джемете" обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с действующим законодательством размещение (строительство) опор линии электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Установление сервитута в отношении таких земельных участков недопустимо, поскольку его установление в соответствующих целях приведет к невозможности использования участков для производства сельскохозяйственной продукции. Сервитут может устанавливаться для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, при условии отсутствия иной возможности осуществления соответствующих мероприятий. Сервитут устанавливается либо по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, либо, в случае недостижения такого соглашения, по решению суда. К случаям установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности отнесено размещение линейного объекта, не препятствующего разрешенному использованию земельного участка (пункт 1 статьи 39.23 Земельного кодекса). Пунктом 6 части 1 статьи 7 Федерального закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" к исключительным случаям, при которых допускается перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отнесено строительство линий электропередачи. Условием такого перевода установлено наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейного объекта. Размещение (строительство) опор линии электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Право ограниченного пользования (сервитут) без перевода в категорию земель промышленности (энергетики) и без изъятия у правообладателя может быть установлено только в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения (их частей), необходимых для строительства (эксплуатации) линий электропередачи, но не предназначенных непосредственно для размещения опор линии электропередачи.
ПАО "Кубаньэнерго" в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Истец отмечает, что ПАО "Кубаньэнерго" представлено суду обоснование необходимости установления сервитута для эксплуатации опор на части спорного земельного участка, принадлежащего АО "Джемете" на праве аренды. Линейный объект возведен (реконструирован) в соответствии с установленными требованиями и после получения (согласования) всех необходимых документов. При оценке существенности затруднений, при которых размещение линейного объекта приведет к невозможности использования земельного участка, с учетом позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 15.12.2015 N Д23и-6083, суд первой инстанции правильно отметил, что истец просит установить сервитут на часть (площадью 619 кв. м) участка, что составляет менее 0,06% площади земельного участка, арендуемого ответчиком (961 067 кв. м). Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатация линейного объекта размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Установление сервитута в отношении части указанного участка, необходимого для размещения и эксплуатации элементов линейного объекта, принадлежащего истцу, не противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. Установление сервитута в отношении части участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124 не приведет к невозможности его использования в соответствии с разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании участка. ПАО "Кубаньэнерго" претендует на часть земельного участка не для целей строительства линейного объекта (его реконструкции), а для обеспечения возможности эксплуатации ранее созданного объекта недвижимого имущества, что соответствует нормам действующего гражданского и земельного законодательства.
От территориального управления отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель АО "Джемете" поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель ПАО "Кубаньэнерго" возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд округа не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в целях повышения надежности электроснабжения потребителей, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа была реконструирована существующая воздушная линия электропередачи 110 кВ по титулу: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 очередь 2 этап". Реконструкция осуществлялась в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.12.2012 N 630 "О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 05.05.2012 N 229" и с целью исполнения приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 03.09.2013 N 415 "Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких регионах в осенне-зимний период 2012/13 года". Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 22.07.2015 N 3292 утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории и проект планировки территории) по объекту "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 этап". Данной документацией предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи и ее опор на части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (запись от 21.11.2008 N 23-23-26/120/2008-383) и предоставленного в аренду АО "Джемете" (запись от 30.01.2009 N 23-23-26/005/2009-113), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.09.2017 N 99/2017/29405297.
Письмом от 09.08.2017 (исх. N КЭ/009/2141) ПАО "Кубаньэнерго" предлагало АО "Джемете" рассмотреть вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута на многоконтурную часть земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124. По сведениям, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" в разделе отслеживание почтовых отправлений, почтовое отправление N 35000092242957 возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Ссылаясь на то, что АО "Джемете" уклоняется от заключения соглашения об установлении сервитута, ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с иском о его установлении в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 216 Гражданского кодекса сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Земельного кодекса сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса).
Собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (пункт 5 статьи 274 Гражданского кодекса).
В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 39.24 Земельного кодекса).
Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (пункт 4 статьи 39.24 Земельного кодекса).
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать: кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут; учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут; сведения о сторонах соглашения; цели и основания установления сервитута; срок действия сервитута; размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут; обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению; обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием (пункт 2 статьи 39.25 Земельного кодекса).
Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.25 Земельного кодекса).
Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 (далее - Правила).
Размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 % кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящими Правилами. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости арендных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка (пункты 2, 3 и 5 Правил).
Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (пункт 3 статьи 39.25 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных норм лицом, по соглашению с которым устанавливается сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду на срок более чем один год, является арендатор земельного участка. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного в аренду, определяется в соответствии с Правилами.
Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.
Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, содержит следующие разъяснения. Действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашения о сервитуте или его условиях. Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника объекта недвижимости иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием. Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр. Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности ПАО "Кубаньэнерго") оснований для удовлетворения требований. Истец является собственником сооружения электроэнергетики, часть которого расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124 площадью 961 067 кв. м, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения (опоры занимают менее 0,06% от общей площади участка, арендуемого АО "Джемете"). Факт размещения опор ВЛ 110 кВ на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124 подтверждается справкой от 05.09.2017 N 01/050917 о соотнесении координат, подготовленной кадастровым инженером Головневым А.С. Установление сервитута в отношении части указанного участка, необходимого для размещения и эксплуатации элементов линейного объекта, принадлежащего истцу, соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Заключение соглашения о сервитуте не приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании данного участка. Рабочий проект рекультивации нарушаемых земель, предоставляемых для строительства линейного объекта, подготовлен ООО "ГЕО Инвест-Информ" и 03.08.2015 утвержден АО "Джемете" (арендатором участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124). Соответствующие сведения внесены в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (письмо управления Росреестра по Краснодарскому краю от 13.08.2015 N 11-290/25578). Размер платы за сервитут определен на основании отчета об оценке от 09.08.2017 N 155/17-О, подготовленного независимым оценщиком - ООО "ГЕО Инвест-Информ", и в отношении которого АО "Джемете" обоснованных возражений не заявило. Поскольку ПАО "Кубаньэнерго" обосновало необходимость установления сервитута для эксплуатации опор ВЛ 110 кВ в границах земельного участка, принадлежащего АО "Джемете" на праве аренды, судебные инстанции признали возможным установить для ПАО "Кубаньэнерго" право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком площадью 619 кв. м для эксплуатации линейного объекта и обязали ответчика заключить с истцом соглашение о сервитуте.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы АО "Джемете" о невозможности установления сервитута для целей эксплуатации опор ВЛ 110 кВ, принадлежащих ПАО "Кубаньэнерго", на земельном участке, не образованном для этих целей, и не переведенном в установленном порядке из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, проверялись апелляционным судом. Отклоняя эти доводы, апелляционный суд исходил из того, что истец претендует на часть земельного участка не для целей строительства линейного объекта, а для обеспечения возможности эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества. Собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Эксплуатация опор включает использование объекта по назначению (передачи электроэнергии), его техническое обслуживание и ремонт. Сервитут может устанавливаться для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Собственник линейного объекта в целях внесения правовой определенности относительно порядка пользования частью земельного участка для эксплуатации линии электропередачи, возведенной в соответствии с установленными законодательством правилами, ввиду недостижения сторонами соглашения об условиях пользования землей, занятой опорами ВЛ, вправе требовать установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости, не препятствующих использованию участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той его части, которая занята опорами линии электропередачи. Таким образом, имеются основания для установления сервитута в отношении части арендуемого АО "Джемете" земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124, на котором расположены опоры ВЛ, в целях эксплуатации линейного объекта, принадлежащего ПАО "Кубаньэнерго". Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовым позициям, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 N 306-ЭС17-20590.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм части 3 статьи 288 Кодекса, которые привели (могли привести) к принятию неправильных судебных актов, как и нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное извещение от 10.04.2019).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А32-54029/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2019 г. N Ф08-3920/19 по делу N А32-54029/2017