Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2019 г. N Ф08-3920/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2019 г. |
дело N А32-54029/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей И.Н. Глазуновой, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ламбрианиди А.А.
при участии:
от истца: Залюбовский М.В. по доверенности от 21.12.2018;
от ответчика: Нетреба А.В. по доверенности от 26.10.2018;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Джемете"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.09.2018 по делу N А32-54029/2017 (судья Боровик А.М.)
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к ответчику акционерному обществу "Джемете"
при участии третьего лица: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об установлении права ограниченного пользования (сервитута), об обязании заключить соглашение об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец, ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Джемете" (далее - ответчик) об установлении права ограниченного пользования (сервитута), об обязании заключить соглашение об установлении сервитута.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 исковые требования удовлетворены. Суд установил публичному акционерному обществу энергетики и электрификации Кубани сроком по 17 декабря 2057 года право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком, площадью 619 кв.м., являющимся частью земельного участка, общей площадью 961 067 кв.м., кадастровый номер 23:37:0716000:124, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ОАО "Джемете", район ЖД вокзала, предоставленным в аренду акционерному обществу "Джемете", для эксплуатации объекта: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 очередь 2 этап", для осуществления его технического обслуживания и поддержания надлежащего технического состояния. Суд обязал ответчика заключить соглашение о сервитуте.
Акционерное общество "Джемете" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Право ограниченного пользования (сервитут) без перевода в категорию земель промышленности (энергетики) и без изъятия у правообладателя может быть установлено только в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения (их частей), необходимых для строительства (эксплуатации) линий электропередачи, но не предназначенных непосредственно для размещения опор линии электропередачи. Размещение (строительство) опор линии электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Установление сервитута в отношении таких земельных участков недопустимо, поскольку его установление в соответствующих целях приведет к невозможности использования участков для производства сельскохозяйственной продукции. Использование земельных участков непосредственно под опорами линии электропередачи не может быть признано ограниченным и противоречит понятию сервитута.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях повышения надежности электроснабжения потребителей, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 19.12.2012 N 630 "О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 05.05.2012 N 229" и с целью исполнения приказа Министерства энергетики РФ от 03.09.2013 N 415 "Об утверждении перечня регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких регионах в осенне-зимний период 2012/13 года" была осуществлена реконструкция существующей воздушной линии электропередач 110 кВ по титулу: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 очередь 2 этап".
Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 22.07.2015 N 3292 утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории и проект планировки территории) по объекту "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 этап", предусматривающая размещение воздушной линии электропередач и ее опор на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124.
Земельный участок, на котором размещены опоры, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (от 21.11.2008 N 23-23-26/120/2008-383) и предоставлен в аренду ответчику (от 30.01.2009 N 23-23-26/005/2009-113), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.09.2017 N 99/2017/29405297.
Письмом от 09.08.2017 года (исх. N КЭ/009/2141) истец предлагал ответчику рассмотреть вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута на многоконтурную часть земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://www.russianpost.ru/ в разделе отслеживание почтовых отправлений, почтовое отправление N 35000092242957 возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Поскольку ответчик уклонился от подписания соглашения об установлении сервитута, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться, в том числе, для строительства линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении сервитута или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
По смыслу приведенной нормы по результатам разрешения такого спора суд, исходя из баланса интересов сторон, не лишен возможности самостоятельно определить условия предоставления истцу права ограниченного пользования чужим земельным участком.
В связи с этим, при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
При этом пунктом 1 статьи 274 ГК РФ оговаривает примерный перечень случаев, предполагающих установление сервитута, а также вводит критерии оценки иных потребностей, при наличии которых собственник недвижимости может требовать предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом.
Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.
Согласно изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 16033/12 правовой позиции задачей суда является выбор варианта, наиболее экономичного (менее затратного) для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственника служащего земельного участка, то есть соблюдение баланса интересов сторон.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьей 39.24. ЗК РФ, в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
Согласно статья 39.25 ЗК РФ (пункт 4) в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Из нормативного содержания статьи 274 ГК РФ следует, что одним из основных условий для установления сервитута на земельный участок должна быть невозможность обеспечить нужды собственника господствующего недвижимого имущества без установления сервитута.
Из материалов дела видно, что истец является собственником сооружения электроэнергетики: "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 очередь 2 этап" (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.04.2016 г. N 23 - 301000 - 41 - 2016).
В материалах дела имеется постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 22.07.2015 г. N 3292, которым утверждена прилагаемая документация по планировке территории (в составе проект планировки и проект межевания территории) по объекту "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 этап", предусматривающая размещение воздушной линии электропередач и ее опор на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124.
В материалы дела представлена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) объекта "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ Бужора, 2 этап".
Согласно сведениям, содержащимся в разделе "Чертеж межевания территории" проекта межевания территории (листы N 2, 3 документации), предусматривается размещение опор NN 93, 94, 94-1, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, входящих в состав объекта.
Размещение опор ВЛ 110 кВ на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0716000:124 подтверждается справкой о соотнесении координат кадастрового инженера Головнева А.С. от 05.09.2017 N 01/050917.
С учетом изложенного, а также того, что спор об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124, площадью 619 кв.м., рассматривается в целях эксплуатации опор ВЛ 110 кВ, ПАО "Кубаньэнерго", как собственник упомянутого электросетевого комплекса, является надлежащим истцом в рамках спора об установлении сервитута.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом представлено обоснование целесообразности установления сервитута для эксплуатации опор ВЛ 110 кВ на спорном земельном участке, который принадлежит ответчику по праву аренды.
Ответчиком приведенные истцом основания не опровергнуты, документация (проект межевания территории) по объекту не оспорена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.03.2017 N 99/2017/13014154, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0716000:124 предоставлен в аренду ответчику сроком по 17.12.2057 года.
Соглашением об установлении сервитута предусматривается право ограниченного пользования указанной частью земельного участка сроком до 17.12.2057 года.
Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Аналогичная норма предусмотрена также пунктом 6 статьи 23 ЗК РФ.
Следовательно, в тех случаях, когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, необходимо, в соответствии с приведенными ниже положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка.
Плата за сервитут может быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом. На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут.
Таким образом, одновременно с установлением сервитута, суд, учитывая баланс интересов сторон, должен определить плату, подлежащую уплате собственнику (арендатору) земельного участка.
Как следует из материалов дела, отчетом N 155/17-О от 09.08.2017 определена величина платы за право ограниченного пользования частью спорного земельного участка - 6500 руб. в год, с учетом НДС. Отчет об определении величины компенсации, подлежащей выплате правообладателю, подготовлен независимым оценщиком - ООО "ГЕО Инвест-Информ".
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указано, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку указанный отчет лицами, участвующими в деле не оспорен, суд первой инстанции при установлении платы за сервитут правомерно исходил из размера, установленного отчетом N 155/17-О от 09.08.2017.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1 статьи 274 ГК РФ).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Согласно части 6 статьи 274 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством.
Согласно части 4 статьи 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в случае если установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.09.2017 N 99/2017/29405297, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0716000:124 относится к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
Проекты рекультивации земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации" относятся к землеустроительной документации.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации", проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
Рабочий проект рекультивации нарушаемых земель, предоставляемых для строительства объекта: "Реконструкция сети 110 кВ, прилагающей к проектируемой ПС 220 кВ "Бужора" 2 этап" в части строительства воздушной линии электропередачи от ПС 220 кВ "Бужора" до ПС 110 кВ "Джемете" (ВЛ 110 кВ Бужора-Джемете) подготовлен ООО "ГЕО Инвест-Информ" и утвержден арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:37:0716000:124 - ОАО "Джемете" в лице генерального директора Д.Ю. Михайленко 03.08.2015 года, внесен в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (письмо управления Росреестра по Краснодарскому краю от 13.08.2015 года исх. N 11-290/25578).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец просит установить сервитут на часть земельного участка площадью 619 кв.м. от общей площади участка 961 067 кв.м., что составляет менее 0,06 %.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 г. N 540, допускается без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатация линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что установление сервитута в отношении части земельного участка не приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в его использовании.
Вопреки доводам ответчика, истец претендует на земельный участок не для целей строительства линейного объекта либо его реконструкции, а для обеспечения возможности эксплуатации ранее созданного объекта недвижимого имущества.
Составные части объекта истца расположены на земельном участке, предоставленном ответчику, поэтому отсутствует иной способ доступа, кроме как путем установления сервитута.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11 указано, что требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
В пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) разъяснено, что положения статьи 274 ГК РФ допускают установление сервитута в интересах одного лица, которое использует чужой участок в своих интересах. Подпункт 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ предусматривает, что для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры могут устанавливаться сервитуты. В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
ПАО "Кубаньэнерго" - собственник линейного объекта, который в целях внесения правовой определенности относительно порядка пользования земельным участком для эксплуатации опор ВЛ 110 кВ, из-за не достижения сторонами соглашения об условиях пользования землей, занятой опорами, обратился в суд с иском об установлении сервитута к арендатору земельного участка в порядке статьи 274 ГК РФ, которой предусмотрено установление сервитута для эксплуатации линейного объекта.
Эксплуатация опор включает использование по назначению (передачи электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт энергообъекта.
Аналогичная позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 17.04.2018 года дело N 306-ЭС17-20590.
Наличие права собственности истца на линейный объект не является основанием для лишения ответчика права пользования частью земельного участка, приобретенного в установленном законом порядке по возмездной сделке. Для обслуживания линейного объекта возможно установление сервитута в отношении участков, через которые проложен линейный объект.
Со стороны истца в досудебном порядке были приняты меры по заключению соглашения об установлении сервитута (оферта направлена, однако акцепт до настоящего времени не получен).
Судом первой инстанции верно установлены основания для установления сервитута. Суд на законном основании обязал ответчика заключить соглашение об установлении сервитута в редакции, определенной в резолютивной части судебного акта.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 по делу N А32-54029/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54029/2017
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГО", ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ, ПАО энергетики и электрификации Кубани "Кубаньэнерго"
Ответчик: АО "Джемете"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея