г. Краснодар |
|
17 июня 2019 г. |
Дело N А32-26217/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Праведникова В.Н. (доверенность
от 11.07.2018), публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)
Шматовой Ю.В. (доверенность от 09.07.2018), в отсутствие представителей истца - администрации города Сочи, ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, иных третьих лиц - акционерного общества "Адлерский чай", Гулиева Муссы Исмаиловича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2018 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Нарышкина Н.В.) по делу А32-26217/2018, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1157 площадью 419 355 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район; об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Решением от 25.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.03.2019, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что рассматриваемый земельный участок относится к собственности Российской Федерации в результате разграничения государственной собственности на землю на основании Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Суды также исходили из обстоятельств, преюдициально установленных судебными актами по делам N А32-12830/2012, А32-12839/2012, А32-12791/2012, А32-12813/2012, А32-12812/2012, А32-12787/2012, А32-12821/2012, согласно которым разграничение государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением на нем имущественного комплекса, относящегося к федеральной собственности.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 25.12.2018 и апелляционное постановление от 13.03.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что земельный участок, входящий в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, отнесен к муниципальной собственности и не может находиться в собственности Российской Федерации, исходя из положений Федерального закона от 09.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Таким образом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок проведена с нарушением действующего законодательства, что препятствует поступлению арендных платежей в бюджет города Сочи.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили.
В судебном заседании представители третьих лиц просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Иные лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав представителей третьих лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба администрации не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии со статьями 94, 95 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года) в собственности государства находились совхозы - организованные государством сельскохозяйственные предприятия, государство являлось единым собственником государственного имущества (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2005 N 444/05).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", действовавшим до 27.01.2003 (далее - постановление N 86) в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" совхозам и колхозам предписывалось до 01.01.1993 провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие Закону РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другим законодательным актам и перерегистрироваться в установленном порядке.
В пунктах 8, 9 постановления N 86 указывалось на то, что стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатные земельные и имущественные паи в общей долевой собственности.
В силу пункта 10 постановления N 86 владельцы названного пая вправе были распорядиться им одним из способов, указанных в этой норме, в том числе путем передачи пая в качестве учредительного взноса в создаваемое товарищество или акционерное общество.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (далее - положение N 708) при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий по желанию членов коллективов этих хозяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
АТОО "Адлерский чай" зарегистрировано на основании постановления главы администрации Адлерского района города Сочи от 02.09.1992 N 604, организационно-правовая форма - товарищество с ограниченной ответственностью, имущество - федеральная собственность.
17 ноября 1995 года проведено общее собрание трудового коллектива АТОО "Адлерский чай", на котором приняты решения о реорганизации товарищества согласно постановлению N 86 и положению N 708, об утверждении устава ООО "Адлерский чай".
На основании постановления главы администрации Адлерского района города Сочи от 06.09.1996 N 1371 данному юридическому лицу выдано свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц от 06.09.1996 серии АДО N 1379, в котором указано, что ООО "Адлерский чай" является правопреемником АТОО "Адлерский чай".
Согласно плану реорганизации совхоза "Адлерский чай" агропромышленное товарищество с ограниченной ответственностью преобразовано в общество с ограниченной ответственностью; государственная доля в имуществе, держателем которой является Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края, подлежит выкупу по договору купли-продажи, заключенному Фондом Госкомимущества края и доверенным лицом трудового коллектива.
18 октября 1996 года Фонд государственного имущества Краснодарского края (продавец) и ООО "Адлерский чай" (покупатель) заключили договор N 06-05-673-58 купли-продажи доли государственного имущества в соответствии с положением N 708, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает долю государственного имущества реорганизуемого Адлерского чайсовхоза по цене 2214 тыс. рублей, установленной планом реорганизации; обществу выданы свидетельства о праве собственности от 10.01.1997 N 665 на долю государственного имущества Адлерского чайсовхоза и о регистрации сделки в краевом реестре в отношении имущества, находящегося ранее в краевой и федеральной собственности от 10.01.1997 N 248ф. Такой способ приватизации государственного имущества не противоречит статье 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
На основании протокола общего собрания от 03.12.2002 ООО "Адлерский чай" преобразовано в ОАО "Адлерский чай". Согласно Уставу данного акционерного общества, утвержденному общим собранием учредителей 25.06.2011, юридическое лицо создано путем реорганизации ООО "Адлерский чай". Таким образом, вследствие реорганизации согласно приведенным законодательным актам, ОАО "Адлерский чай" является правопреемником государственного предприятия - совхоза "Адлерский чай".
Постановлением администрации от 29.01.1993 АТОО "Адлерский чай" в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного использования предоставлено 2730 га земли, что подтверждается свидетельством от 29.01.1993 N 2.
Распоряжением управления от 25.06.2009 N 667-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования АТОО "Адлерский чай", названный земельный участок предоставлен ОАО "Адлерский чай" в аренду.
По договору аренды от 26.06.2009 N 7700001358 ОАО "Адлерский чай" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:802 площадью 790 020 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 60/3, на срок с 26.06.2009 по 26.06.2058 (т. 1, л. д. 104 - 108).
Согласно кадастровому паспорту от 27.01.2009 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:802 входил в исходный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407004:1312 (т. 1, л. д. 109).
Дополнительным соглашением от 23.09.2011 в договор аренды от 26.06.2009 N 7700001358 внесены изменения в пункт 1.1, согласно которым объектом аренды выступили несколько земельных участков, в числе которых участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1157 площадью 419 355 кв. м (т. 1, л. д. 98).
На основании договора от 07.09.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 26.06.2009 N 7700001358 права и обязанности арендатора переданы Гулиеву М.И. в отношении земельного участка (23:49:0404007:1157) площадью 419 355 кв. м, участок N 60/3. По акту приема-передачи от 07.09.2018 данный участок передан арендатору (т. 1, л. д. 95 - 97).
По сведениям ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407007:1157 зарегистрировано 29.09.2011 (запись о государственной регистрации N 23-23-22/145/2011-280).
Полагая, что право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано незаконно, администрация обратилась с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу статьи 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
20 декабря 2008 года вступил в силу Закон N 244-ФЗ, которым предусмотрен порядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности.
По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1157 принадлежит на праве собственности Российской Федерации с 29.09.2011 (т. 1, л. д. 53).
Частью 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ определено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
При этом в силу части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 данной статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; 2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; 4) предусматриваются федеральными законами.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 данной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу приведенного Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 данной статьи.
Частью 1 статьи 71 Кодекса закреплено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Разрешая настоящий спор, обе инстанции пришли к правомерному выводу о том, что разграничение государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1157 в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности расположенного на нем имущественного комплекса правопредшественника ОАО "Адлерский чай" - совхоза "Адлерский чай", что препятствует отнесению данного участка к муниципальной собственности на основании частей 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
В рамках арбитражных дел N А32-12830/2012, А32-12839/2012, А32-12791/2012, А32-12813/2012, А32-12812/2012, А32-12787/2012, А32-12821/2012 преюдициально установлено, что земельные участки (включая 23:49:0407007:1157), сформированные из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407004:1312, относятся к землям ОАО "Адлерский чай" (бывшего совхоза "Адлерский чай") и являются федеральной собственностью в силу закона.
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено, основания для отмены (изменения) состоявшихся по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы администрации отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А32-26217/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2019 г. N Ф08-3515/19 по делу N А32-26217/2018