г. Краснодар |
|
17 июня 2019 г. |
Дело N А32-34210/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье"" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) - Свиридкиной Е.А. (доверенность от 19.01.2019), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Ашикова Неждета Османовича (ИНН 230101871873, ОГРНИП 308230111200161), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН1042304982510), общества с ограниченной ответственностью "А-Коста" (ИНН 2308084984, ОГРН 1022301213725), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ашикова Неждета Османовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 (судьи Ванин В.В., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-34210/2018, установил следующее.
ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье"" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ашикову Н.О. (далее - предприниматель) об изъятии для федеральных нужд земельного участка площадью 8251 кв. м (кадастровый номер 23:37:0401000:1897), образованного в результате раздела земельного участка площадью 25 714 кв. м (кадастровый номер 23:37:0401000:1519), расположенного по адресу: Краснодарский край, город Анапа, с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 312 350 рублей компенсации (312 000 рублей рыночной стоимости земельного участка и 350 рублей убытков) путем перечисления денежных средств на банковский счет предпринимателя или на депозитный счет нотариуса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и ООО "А-Коста".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019, требование об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка площадью 8251 кв. м (кадастровый номер 23:37:0401000:1897), образованного в результате раздела земельного участка площадью 25 714 кв. м (кадастровый номер 23:37:0401000:1519), удовлетворено; требование об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок выделено в отдельное производство. Решение от 19.11.2018 обращено к немедленному исполнению. Суды пришли к выводу о соблюдении учреждением положений земельного законодательства. Суд указал, что поскольку в рассматриваемом деле публичные интересы - интересы Российской Федерации входят в противоречие с частными интересами ответчика, требование об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок следует выделить в отдельное производство. При этом, срок реализации Федеральной целевой программы, принятой Правительством Российской Федерации, не может быть поставлен в зависимость от момента определения размера возмещения за изъятие земельного участка площадью 8251 кв. м, принадлежащего ответчику.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что судебные инстанции, выделив требование истца об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок в отдельное производство, нарушили нормы Конституции Российской Федерации. Так, согласно пункту 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд производится только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, учреждением при выполнении обязательного досудебного порядка изъятия земельного участка использовано заключение оценщика, выполненное с нарушением требований, установленных пунктом 4 статьи 56.8 Земельного участка Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Суд без достаточных оснований обратил судебный акт к немедленному исполнению, поскольку распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 16.01.2018 N 31-р об изъятии спорного участка принято спустя год после заключения государственного контракта от 07.11.2016 N 1/16/СМР. Угроза нарушения сроков выполнения работ по государственному контракту, вызванная действиями соответствующего уполномоченного органа, не служит основанием для обращения решения суда к немедленному исполнению. Возможные потери сторон по государственному контракту не создают дополнительных обязанностей для лиц, не участвующих в нем.
В отзыве учреждение указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
На основании определения от 07.06.2019 в составе суда произведена замена.
В соответствии с правилами статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сформирован состав суда для рассмотрения кассационной жалобы предпринимателя: судья Мещерин А.И.
(докладчик), судьи Волков Я.Е. и Епифанов В.Е.
В судебном заседании представитель учреждения полагал, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и нормах действующего законодательства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от 24.09.2013 N 1438-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Реконструкция участка автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство транспортной развязки на км 73 автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керченский пролив - граница с Украиной, Краснодарский край"" (т. 1, л. д. 37, 38).
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 16.01.2018 N 31-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении, в том числе земельного участка площадью 8251 кв. м, подлежащего образованию из земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 25 714 кв. м (кадастровый номер 23:37:0401000:1519), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, и, принадлежащего предпринимателю на праве собственности (т. 1, л. д. 41 - 43).
Во исполнение распоряжения от 16.01.2018 N 31-р образован земельный участок площадью 8251 кв. м с кадастровым номером 23:37:0401000:1897, который попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Реконструкция участка автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство транспортной развязки на км 73 автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керченский пролив - граница с Украиной, Краснодарский край".
Пунктом 2 распоряжения от 16.01.2018 N 31-р на учреждение возложена обязанность обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе:
- обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта, заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению;
- обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки
- обеспечить государственную регистрацию названного распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
18 января 2018 года учреждение в адрес предпринимателя направило уведомление N 373/10, в котором сообщило собственнику о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок площадью 8251 кв. м, подлежащий образованию из земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 25 714 кв. м (кадастровый номер 23:37:0401000:1519), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Реконструкция участка автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство транспортной развязки на км 73 автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керченский пролив - граница с Украиной, Краснодарский край" (т. 1, л. д. 46 - 48).
20 марта 2018 года ответчик получил проект соглашения о выкупе земельного участка для государственных нужд, подготовленный на основании отчета от 18.01.2018 N 151217.04-01-ЗУ об оценке объекта недвижимости (т. 1, л. д. 44, 45).
В связи с тем, что предприниматель соглашение о выкупе изымаемого участка не подписал, учреждение обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) в Земельный кодекс введена глава VII.1, регламентирующая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 499-ФЗ; далее - Гражданский кодекс) принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса должна быть соблюдена в полном объеме.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для прекращения, в том числе права собственности гражданина или юридического лица земельным участком.
Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 16.01.2018 N 31-р об изъятии для нужд Российской Федерации спорного земельного участка принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)"" и содержит ссылку на принятое Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) распоряжение от 24.09.2013 N 1438-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Реконструкция участка автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство транспортной развязки на км 73 автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керченский пролив - граница с Украиной, Краснодарский край"" (т. 1, л. д. 37, 38, 41, 42).
Федеральное дорожное агентство является органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей (пункт 5.4.1 (1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374).
Право учреждения участвовать в процедуре изъятия спорного земельного участка следует из распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 16.01.2018 N 31-р (т. 1, л. д. 42).
Судебные инстанции, удовлетворяя требования в части изъятия испрашиваемого участка установили, что учреждение в адрес предпринимателя направило проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения. Проект получен ответчиком 20.03.2018, что подтверждено отметкой на сопроводительном письме от 14.03.2018 N 2294/10. Предприниматель в нарушение срока, установленного пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса, подписанное соглашение об изъятии в адрес истца не направил. Данное обстоятельство позволило судам удовлетворить требование учреждения об изъятии спорного участка. В то же время судебные инстанции с учетом доводов ответчика о недостоверности представленного учреждением отчета N 151217.04-01-ЗУ об оценке рыночной стоимости возмещения за земельный участок площадью 8251 кв. м заключили о необходимости выделения требования истца в указанной части в отдельное производство. Суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом деле публичные интересы - интересы Российской Федерации входят в противоречие с частными интересами ответчика. Срок реализации Федеральной целевой программы, принятой Правительством Российской Федерации, не может быть поставлен в зависимость от момента определения размера возмещения за изъятие земельного участка площадью 8251 кв. м, принадлежащего ответчику.
Судебные инстанции, выделяя требование об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок в отдельное производство, не приняли во внимание следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (постановления от 21.04.2003 N 6-П, от 24.02.2004 N 3-П, от 12.07.2007 N 10-П, от 29.06.2012 N 16-П, от 16.04.2015 N 8-П, от 03.07.2018 N 28-П), что ограничения прав и свобод допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что, с учетом изложенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия и исполнения решений об изъятии имущества у собственника.
Положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 281 Гражданского кодекса, статьи 56.11 Земельного кодекса предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд; в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса).
Реализация договорного способа передачи имущества для государственных или муниципальных нужд предопределена как принципом свободы договора, так и его публично-правовым характером. Собственник изымаемого недвижимого имущества, действуя своей волей и в своем интересе (т. е. в соответствии с основными началами гражданского законодательства), вправе подписать предлагаемый ему проект договора, тем самым соглашаясь с предложенными условиями изъятия имущества, включая условие о его стоимости, либо отказаться от заключения договора. При несогласии собственника с условиями, предложенными в проекте договора, такое изъятие может осуществляться лишь в судебном порядке, обеспечивающем необходимые гарантии частной собственности и позволяющем собственнику, в частности, настаивать на предварительном и равноценном возмещении за принудительное изъятие, размер которого определяется судом (статья 35, часть 3, Конституции Российской Федерации, пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса).
Таким образом, принудительное изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд находится в прямой взаимосвязи с предоставлением предварительного равноценного возмещения титульному владельцу компенсации за такое изъятие. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд без одновременного разрешения вопроса о выплате возмещения за изымаемый земельный участок не соответствует требованиям земельного и гражданского законодательства, а также основополагающим принципам Конституции Российской Федерации.
Указанная позиция согласуется с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в постановлении от 11.02.2019 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.К. Качковского и А.Г. Федосова".
Согласно части 3 статьи 130 Кодекса арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
В данном случае у суда отсутствовали основания для выделения требования об определении размера возмещения за участок в отдельное производство, поскольку в таком случае не обеспечивается установленное статьей 281 Гражданского кодекса (пункт 4) требование о предварительном равноценном возмещении за изымаемый земельный участок. В материалы настоящего дела предоставлен отчет об определении рыночной стоимости возмещения за земельный участок (т. 1, л. д. 49 - 140), который подлежал судебной оценке при определении условий изъятия. Выделенное требование (дело N А32-48105/2018) на момент рассмотрения данной кассационной жалобы суд первой инстанции не разрешил.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к выводу о том, что допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу положений части 3 статьи 288 Кодекса являются существенными и влекут отмену решения от 19.11.2018 и постановления от 07.02.2019 в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения норм процессуального права, рассмотреть вопрос об объединении дел в одно производство, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле доказательства, а при их недостаточности предложить представить дополнительные доказательства, на основании их оценки в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса установить все имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства, определить сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие спорного земельного участка для государственных нужд и с учетом этого, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе распределить по результатам нового рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу N А32-34210/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реализация договорного способа передачи имущества для государственных или муниципальных нужд предопределена как принципом свободы договора, так и его публично-правовым характером. Собственник изымаемого недвижимого имущества, действуя своей волей и в своем интересе (т. е. в соответствии с основными началами гражданского законодательства), вправе подписать предлагаемый ему проект договора, тем самым соглашаясь с предложенными условиями изъятия имущества, включая условие о его стоимости, либо отказаться от заключения договора. При несогласии собственника с условиями, предложенными в проекте договора, такое изъятие может осуществляться лишь в судебном порядке, обеспечивающем необходимые гарантии частной собственности и позволяющем собственнику, в частности, настаивать на предварительном и равноценном возмещении за принудительное изъятие, размер которого определяется судом (статья 35, часть 3, Конституции Российской Федерации, пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса).
Таким образом, принудительное изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд находится в прямой взаимосвязи с предоставлением предварительного равноценного возмещения титульному владельцу компенсации за такое изъятие. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд без одновременного разрешения вопроса о выплате возмещения за изымаемый земельный участок не соответствует требованиям земельного и гражданского законодательства, а также основополагающим принципам Конституции Российской Федерации.
Указанная позиция согласуется с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в постановлении от 11.02.2019 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.К. Качковского и А.Г. Федосова".
Согласно части 3 статьи 130 Кодекса арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
В данном случае у суда отсутствовали основания для выделения требования об определении размера возмещения за участок в отдельное производство, поскольку в таком случае не обеспечивается установленное статьей 281 Гражданского кодекса (пункт 4) требование о предварительном равноценном возмещении за изымаемый земельный участок. В материалы настоящего дела предоставлен отчет об определении рыночной стоимости возмещения за земельный участок (т. 1, л. д. 49 - 140), который подлежал судебной оценке при определении условий изъятия. Выделенное требование (дело N А32-48105/2018) на момент рассмотрения данной кассационной жалобы суд первой инстанции не разрешил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2019 г. N Ф08-2488/19 по делу N А32-34210/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4627/20
12.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-668/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34210/18
17.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2488/19
07.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21193/18
19.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34210/18