г. Краснодар |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А32-8194/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063) - Цымбала М.С. (доверенность от 14.11.2017), в отсутствие заинтересованного лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253) в лице филиала "Новороссийское лесничество", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-8194/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта проверки государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" в лице филиала "Новороссийское лесничество" (далее - учреждение) от 23.11.2018 N 82 и приложения к нему (далее - акт N 82).
Определением суда от 25.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2019, обществу отказано в принятии заявления применительно к пункту 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что акт N 82 не обладает признаками ненормативного правового акта, оспаривание которого возможно по правилам главы 24 Кодекса, поскольку не содержит властных предписаний или решений, не порождает, не изменяет и не прекращает права и обязанности общества и не влечет для него в этой связи наступление каких-либо правовых последствий.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит определение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело для рассмотрения в Арбитражный суд Краснодарского края. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что по результатам проверки общества составлен акт N 82, в котором зафиксирован факт незаконной вырубки леса, однако итоговое решение о привлечении (об отказе в привлечении) общества к административной ответственности не принималось. Таким образом, общество лишено возможности обжаловать установленные в ходе проверки обстоятельства и представить свои доказательства, несмотря на то, что такое право предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Между тем, акт проверки передан в правоохранительные органы для установления факта наличия (отсутствия) в действиях общества состава преступления на основании изложенных в акте обстоятельств.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.
При этом по смыслу названных норм права, к решениям, действиям (бездействию), которые могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся не любые решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, а лишь те индивидуально-определенные акты либо адресованные конкретному лицу действия, которые содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, и обеспечены мерами государственного принуждения.
Суды установили, что акт N 82 составлен 23.11.2018 по результатам планового (рейдового) обследования территории (лесного участка), расположенной в квартале 83 части выдела 2 Верхне-Баканского участкового лесничества Новороссийского лесничества. В результате осмотра установлен факт незаконной рубки 59 деревьев породы берест. Произведен расчет ущерба, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, составлен фотоматериал. Акт N 82 подписан главным лесничим Новороссийского лесничества, лесничим Верхне-Баканского участкового лесничества Новороссийского лесничества, лесничим Гостагаевского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что акт N 82, равно как и действия по его составлению (вынесению), не являются ненормативным правовым актом или действием, подлежащими обжалованию в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как по своему содержанию акт N 82 лишь фиксирует факт выявленных нарушений, не содержит властно-обязывающие предписания в отношении общества, сам по себе не влечет наступление для общества каких-либо правовых последствий, его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения, соответственно, данный акт не затрагивает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что не опровергнуто обществом документально.
Суды правильно указали, что акт N 82 является лишь одним из доказательств в рамках уголовного дела (если оно будет возбуждено), которое подлежит оценке в совокупности с представленными обществом пояснениями и документами применительно к требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и, само по себе, не является безусловным основанием для привлечения сотрудников общества к уголовной ответственности.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что суды не учли наличие у общества права на защиту от незаконных действий, допущенных при осуществлении в отношении общества государственного и муниципального контроля в рамках Закона N 294-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку оставление судами без рассмотрения заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не противоречит требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не нарушает права общества, предоставленные ему Законом N 294-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А32-8194/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2019 г. N Ф08-5580/19 по делу N А32-8194/2019