г. Краснодар |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А61-5106/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Осетинской таможни (ИНН 1503011586, ОГРН 1021500675371) - Гусова А.Ю. (доверенность от 17.06.2019), Кусраевой З.С. (доверенность от 17.06.2019) и Гатеева В.М. (доверенность от 17.06.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ФОРНАКС" (ИНН 5074056575, ОГРН 1175074002454), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОРНАКС" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.12.2018 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А61-5106/2018, установил следующее.
ООО "ФОРНАКС" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Северо-Осетинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 26.06.2018 N 10803000/09-28/003, 10803000/09-28/004, 10803000/09-28/005, 10803000/09-28/006, 10803000/09-28/007, 10803000/09-28/008, 10803000/09-28/009, 10803000/09-28/010, 10803000/09-28/011, 10803000/09-28/012, 10803000/09-28/013, 10803000/09-28/014, 10803000/09-28/015, 10803000/09-28/016 и уведомлений о неуплаченных суммах таможенных платежей: от 30.07.2018 N 10803000/Ув2018/0000078, 10803000/Ув2018/0000079, 10803000/Ув2018/0000080, 10803000/Ув2018/0000081, 10803000/Ув2018/0000082, 10803000/Ув2018/0000083, 10803000/Ув2018/0000084, 10803000/Ув2018/0000085, 10803000/Ув2018/0000086, 10803000/Ув2018/0000087, 10803000/Ув2018/0000088, 26.07.2018 N 10803000/Ув2018/0000073, 10803000/Ув2018/0000074, 10803000/Ув2018/0000075.
Решением от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2019, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированны отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований ввиду законности и обоснованности оспариваемых решений и уведомлений таможенного органа.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Общество указывает, что отсутствие данных о том, в чем именно выразилось нарушение таможенного законодательства, и какие именно условия предоставления преференций не соблюдены со ссылкой на конкретные нормы законодательства, не позволили декларанту мотивированно опровергнуть выводы оспариваемых решений таможни; в мотивировочных частях оспариваемых решений таможни отсутствует указание на то, какие именно результаты таможенного контроля (осмотра сайта производителя спорного товара) позволили сделать вывод о том, что спорный товар не подвергнут существенной доработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств и должен быть признан произведенным на территории Турецкой Республики. На упаковке товара имеется маркировка с указанием сайта турецкой компании владеющей товарным знаком "Fornax "Always Better", которая контролирует производство товара в Грузии; на сайте компании http://www.fornax.com указана информация, согласно которой спорный товар производится в Грузии. Обоснованность заявленных обществом требований подтверждается, в том числе, актом экспертизы от 19.02.2018 N 16 ООО "САКЭКСПЕРТИЗА" Торгово-Промышленной палаты Грузии, заключением для оформления сертификата о происхождении товара от 19.02.2018 N 122318145429. Суды не учли, что компания ООО "Прайм Джорджия" закупает изделия из черных металлов и пластика в Турции и согласно предъявленной технологической карте производит различные операции с целью превращения заготовок в готовые детали по моделям окон и дверей; поставщик имеет все необходимые производственные мощности для переработки спорной продукции. Таможня не ставит под сомнение подлинность сертификата формы СТ-1, согласно которому страной происхождения спорного товара является Грузия. Выводы судов, со ссылкой на сайты интернет-магазинов, осуществляющих реализацию оконной фурнитуры марки "Fornax" с указанием страны происхождения - Турция, а также на срок транзита товара с территории Турции через Грузию в Россию, не основаны на законе.
Отзыв на кассационную жалобу таможня не представила.
До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы на другой срок, в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя общества по причине занятости 18.06.2019 в судебном заседании Верховного Суда РСО-Алания.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению в силу положений статьи 158, части 3 статьи 284, части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неявка представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей таможни, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В графе 34 спорной ДТ, код страны происхождения товаров, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" указан как GE (Грузия).
В соответствии с нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации от 16.03.2010 N 1968/4дснг (далее - Нота), доведенной до Грузинской стороны через Посольство Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации, во взаимной торговле Российской Федерации с Грузией в качестве документального подтверждения происхождения товаров с территории Грузии в целях предоставления преференциального режима используется сертификат формы "СТ-1", содержащий 12 граф и заполненный на русском языке.
Согласно представленному сертификату о происхождении товаров формы "СТ-1" от 19.02.2018 N 122318145429, выданному Службой доходов Грузии (далее - сертификат), вышеуказанная партия товаров на территории Республики Грузия подвергнута достаточной обработке/переработке до "Д 8302". На основании представленного сертификата сумма тарифных преференций составила 464 138 рублей 02 копейки.
В отношении товаров, задекларированных по спорной ДТ, декларантом заявлены преференции, как на товары, происходящие и ввозимые из государства, образующего вместе с Российской Федерацией зону торговли, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о свободной торговле от 03.02.1994 (далее - Соглашение от 03.02.1994).
Таможня с 04.05.2018 на основании положений статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) провела камеральную таможенную проверку представленных обществом ДТ N : 10803010/151117/0008852, 10803010/211117/0009011, 10803010/241117/0009105, 10803010/011217/0009300, 10803010/081217/0009556, 10803010/151217/0009780, 10803010/211217/0010014, 10803010/211217/0010015, 10803010/281217/0001094, 10803010/281217/0010230, 10803010/281217/0010231, 10803010/170118/0000226, 10803010/170118/0000227, 10803010/160218/0000845 по вопросу возможного заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров, послуживших основанием для освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин (ставка 10%) при декларировании спорных товаров "крепежная фурнитура, применяемая для ПВХ окон из черных металлов_" (код ТН ВЭД ЕАЭС 8302415000; страна происхождения - Республика Грузия), в ходе которой установлено, что декларируемый товар не подвергнут существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств, до "Д 8302"
По результатам камеральной проверки таможенный орган составил акт камеральной таможенной проверки от 26.06.2018 N 10803000/210/260618/А000031/000, согласно которому общество нарушило требования пункта 2 статьи 1 Соглашения от 03.02.1994, поскольку декларируемый товар не подвергнут существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств до "Д 8302".
Решениями от 26.06.2018 N 10803000/09-28/003, 10803000/09-28/004, 10803000/09-28/005, 10803000/09-28/006, 10803000/09-28/007, 10803000/09-28/008, 10803000/09-28/009, 10803000/09-28/010, 10803000/09-28/011, 10803000/09-28/012, 10803000/09-28/013, 10803000/09-28/014, 10803000/09-28/015, 10803000/09-28/016 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций общество признано нарушившим требования пункта 2 статьи 1 Соглашения от 03.02.1994, в связи с чем обществу отказано в предоставлении тарифных преференций.
Уведомлениями о неуплаченных суммах таможенных платежей от 30.07.2018 N 10803000/Ув2018/0000078, 10803000/Ув2018/0000079, 10803000/Ув2018/0000080, 10803000/Ув2018/0000081, 10803000/Ув2018/0000082, 10803000/Ув2018/0000083, 10803000/Ув2018/0000084, 10803000/Ув2018/0000085, 10803000/Ув2018/0000086, 10803000/Ув2018/0000087, 10803000/Ув2018/0000088, от 26.07.2018 10803000/Ув2018/0000073, 10803000/Ув2018/0000074, 10803000/Ув2018/0000075 таможня уведомила общество об обязанности по уплате денежных средств в общем размере 8 148 422 рубля 32 копейки.
Полагая, что оспариваемые решения и уведомления таможни являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили к установленным по делу обстоятельствам положения статьей 28, 29, 31 Кодекса, статью 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе", Правила определения страны происхождения товара, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 911, Соглашения от 03.02.2014 и сделали правильный вывод об отсутствии, в данном случае, правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суды установили, что в подтверждение заявленных сведений к ДТ общество представило акт экспертизы торгово-промышленной палаты Республики Грузия от 07.11.2017 N 188; информационное письмо от 02.11.2017 б/н; 2 технологические схемы; экспортную ДТ из Республики Грузия от 07.11.2017 N С2085 и импортную ДТ в Республику Грузия от 31.10.2017 N С2035; инвойс от 02.11.2017 N 1Р (на поставку из Республики Грузия в Российскую Федерацию); упаковочный лист от 02.11.2017 N 1Р. Согласно доводу общества, материал, переработанный на территории Грузии, и впоследствии ввезенный обществом на территорию Российской Федерации, на территорию Грузии ввезен из Турции по таможенной декларации Грузии от 31.10.2017 N А 2033. Суды установили, что согласно указанной таможенной декларации Грузии, в Грузию завезена оконная фурнитура, а не изделия из черных металлов и пластмасс, как утверждает декларант.
С учетом положений Основных правил интерпретации ТН ВЭД, суда обоснованно исходили из того, что товары, представленные в разобранном виде, являющиеся компонентами для сборки изделия при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.), независимо от сложности такой сборки, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Изменение товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки, не происходит, в связи с чем, в данном случае, одно из условий достаточной обработки не выполняется.
Суды установили, что по ДТ от 13.02.2018 N С276 общество заявило код товара 73269098, что соответствует по ТН ВЭД ЕАЭС "Изделиям прочим из черных металлов" и 39269098 - "Изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901 - 3914".
Согласно пояснениям к товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в предыдущие товарные позиции данной группы или оговоренных в примечании 1 к разделу XV, или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС.
Код товара, заявленный по ДТ от 20.02.2018 N С314 (после операций по "переработки") - 830241, что соответствует по ТН ВЭД ЕАЭС "Крепежной арматуре, фурнитуре и аналогичным деталям прочим". Согласно пояснениям к товарной позиции 8302 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную товарную позицию включаются вспомогательная фурнитура и крепежная арматура общего назначения из недрагоценных металлов, широко используемые в мебели, дверях, окнах, кузовах и т.д. Товары, отвечающие главным характеристикам, остаются в данной товарной позиции, даже если они предназначены для особого использования (например, дверные ручки или петли для автомобилей).
Суды с учетом положений Основных правил интерпретации ТН ВЭД, а также раздела 3 Соглашения от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств", оценки представленных в материалы дела документов и сведений, обоснованно указали, что ввезенные из Турецкой Республики в Республику Грузия товары (по ДТ от 31.10.2017 N С2035, заявленные коды - 73269098 и 392690) должны классифицироваться в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС кодом товарной позиции 8302, а перечисленные операции по "переработке" (сортировка, шлифовка, загиб, установление заклепок, сборка изделий, закрепление изделий, полировка, смазка, при необходимости больших размеров отверстий - сверление и пробивка отверстий) не отвечают критерию достаточной обработки/переработки. В соответствии с примечанием 1 к группе 83 ТН ВЭД ЕАЭС в данной группе части изделий, изготовленные из недрагоценных металлов, за исключением изделий из черных металлов товарной позиции 7312, 7315, 7317, 7318 или 7320 или аналогичных изделий из других недрагоценных металлов (группы 74 - 76 и 78 -81 ТН ВЭД ЕАЭС) должны включаться в те же товарные позиции, что и изделия, в состав которых они входят.
Из письма ООО "САКЭКСПЕРТИЗА" (принадлежащему Торгово-промышленной палате Республики Грузия) от 30.05.2019 N 7 следует, что согласно представленной технологической карте ООО "ПРАЙМ ДЖОРДЖИА", на предприятии проводятся различные операции с целью получения заготовок и превращения их в готовые детали по моделям окон и дверей. С использованием резательных, прессовочных и гибочных станков осуществляется штамповка, прессование, резка и сгиб металла, после чего деталь приобретает необходимую форму. Для нарезки до нужных размеров длинных профилактических пластмасс используется резательный станок, после чего пластмассовое изделие готово к дальнейшей обработке. Отверстия, как точечные, так и овальные наносятся при помощи сверлильного станка. Для приобретения необходимой формы отдельных деталей на шлифовальном станке осуществляется шлифовка, полировка и смазка деталей. В финальной стадии на прессовочном станке наносятся заклепки и зубчики, а на сборочной конвейерной ленте происходит их установка и крепление.
Суды, при оценке довода общества о переработке ввезенной из Турецкой Республики продукции, установили, что в результате переработки должна происходить потеря до 40% площади и 30% уменьшения веса изделий, однако, согласно сведениям, заявленным в экспортной и импортной ДТ количество поддонов и вес указанных в них изделий полностью идентичен.
Суды проанализировали информацию с сайтов интернет-магазинов, осуществляющих реализацию оконной фурнитуры марки "Fornax" (oknaprofi.com, okna-prof-donetsk.ru, profcomplect.com, profil-servis.com и др.) и установили, что производителем товаров указан "Yelken Kalip Pencere ve Kapi Aks. ve Metal San. Tic. A.S.", страной происхождения - Турция. При этом указания о Грузинском происхождении товаров и (или) производителе ООО "ПРАЙМ ДЖОРДЖИА"/"PRIME GEORGIA LLC." отсутствуют во всех случаях. Согласно сведениям официальных интернет-сайтов изготовителя оконной фурнитуры марки "Fornax" (fornaxrus.ru, fornax.com.tr; yelken.com.tr) сертификаты соответствия, выданы на продукцию "устройства поворотно-откидные_" торговых марок "Fornax", "Pavo Line", "Rotex", "Yelken", "Concord" производителя "Yelken Kalip Pencere ve Kapi Aks. ve Metal San. Tic. A.S." (Турция).
В ходе таможенного досмотра спорных товаров, таможня установила, что упаковка ввезенных товаров имеет маркировку со ссылкой на сайт производителя "Fornax" в Турции. Сведений о Грузинском происхождении товара упаковка не имеет.
Согласно сведениям, имеющимся на официальном турецком сайте "FORNAX" (www.fornax.com.tr/ru/), каталоги продукции представлены ПВХ и алюминиевыми оконными и дверными системами, другими продуктами (фасадные ножницы наружного открывания, монтажные инструменты). Указанный изготовитель не производит и не поставляет изделия из черных металлов, классифицируемые кодом 73269098 ТН ВЭД ЕАЭС, а также изделия из пластмассы, классифицируемые кодом 39269098 ТН ВЭД ЕАЭС (согласно импортной ДТ в Грузию от 13.02.2018 N С276).
В отношении товарной партии проведен таможенный досмотр, в результате которого таможня установила, что товар перемещается в заводской турецкой упаковке и имеет турецкую маркировку со ссылкой на сайт производителя "FORNAX" в Турции (www.fornax.com.tr/ru/). Сведения о перевозимых товарах однозначно идентифицируются на турецком сайте "FORNAX" по указанным на упаковках артикулам, являются отдельными компонентами, в отношении которых требуются лишь сборочные операции.
Довод общества о том, что таможенный орган распространил вывод о перемещении товара в заводской упаковке на все партии товара, проведя таможенный досмотр в отношении лишь одной партии, вывод судов не опровергает, доказательства того, что иные партии товара имели отличия от досмотренной, общество в материалы дела не представило.
Кроме того, при оценке довода общества о переработке товара в Грузинской Республике, судебные инстанции, приняв во внимание короткие сроки (5 - 7 дней), в течение которых товар был ввезен из Турции в Грузию, а затем из Грузии в Россию, указали, что в указанные сроки нереально переработать спорный товар на территории Грузии, а затем отгрузить в Россию. Доказательства обратного общество не представило.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 по делу N А61-5106/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Таможня с 04.05.2018 на основании положений статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) провела камеральную таможенную проверку представленных обществом ДТ N : 10803010/151117/0008852, 10803010/211117/0009011, 10803010/241117/0009105, 10803010/011217/0009300, 10803010/081217/0009556, 10803010/151217/0009780, 10803010/211217/0010014, 10803010/211217/0010015, 10803010/281217/0001094, 10803010/281217/0010230, 10803010/281217/0010231, 10803010/170118/0000226, 10803010/170118/0000227, 10803010/160218/0000845 по вопросу возможного заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров, послуживших основанием для освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин (ставка 10%) при декларировании спорных товаров "крепежная фурнитура, применяемая для ПВХ окон из черных металлов_" (код ТН ВЭД ЕАЭС 8302415000; страна происхождения - Республика Грузия), в ходе которой установлено, что декларируемый товар не подвергнут существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств, до "Д 8302"
...
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили к установленным по делу обстоятельствам положения статьей 28, 29, 31 Кодекса, статью 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе", Правила определения страны происхождения товара, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 911, Соглашения от 03.02.2014 и сделали правильный вывод об отсутствии, в данном случае, правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июня 2019 г. N Ф08-5039/19 по делу N А61-5106/2018