г. Краснодар |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А32-11906/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Тонконоженко К.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Молчанова Петра Геннадьевича (ИНН 236502617917, ОГРНИП 313236509800080) и третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-11906/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Молчанов П.Г. (далее - предприниматель; глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным решения управления об отказе в утверждении схемы расположения единого землепользования с кадастровым номером 23:33:0000000:37 на кадастровом плане территории по основаниям, изложенным в уведомлении от 22.01.2017 N 04/860; возложении обязанности на управление устранить допущенные нарушения закона путем утверждения схемы расположения единого землепользования с кадастровым номером 23:33:0000000:37, представленной предпринимателем с заявлением от 13.12.2017 N 14254.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением от 18.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.02.2019, заявленные требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды пришли к выводу о том, что управление нарушило право предпринимателя на уточнение месторасположения границ принадлежащего ему на праве аренды участка единого землепользования, а также создало препятствия для приобретения его в собственность в связи с тем, что в границы участка включены водные объекты.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований главы хозяйства. По мнению заявителя, суды не учли, что представленная предпринимателем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - приказ N 762) и приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - приказ N 378), поскольку не содержит сведений о границах территорий общего пользования, местоположении зданий, сооружений, находящихся на преобразуемом земельном участке.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.06.2019 объявлялся перерыв до 21.06.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприниматель является арендатором земельного участка площадью 16 537 277 кв. м с кадастровым номером 23:33:0000000:37 (договор от 28.03.2011 N 7700001644 аренды, соглашение от 28.05.2014 об уступке прав и обязанностей). Указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, является единым землепользованием и предназначен для сельскохозяйственного производства, граница земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством.
При восстановлении местоположения названного участка на местности по сведениям о его границе, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, выявлено, что в его границы включены реки и ручьи (водные объекты). Кадастровый инженер Сидоров А.А. установил, что фактическое местоположение границы и площадь земельного участка не соответствуют содержащимся в государственном кадастре недвижимости, что отразил на схеме расположения единого землепользования с кадастровым номером 23:33:0000000:37 на кадастровом плане территории.
13 декабря 2017 года предприниматель обратился в управление с заявлением N 14254 об утверждении схемы расположения единого землепользования с кадастровым номером 23:33:0000000:37 площадью 14 386 907 кв. м, представив схему уточняемого единого землепользования на кадастровом плане территории.
В уведомлении от 22.01.2018 N 04/860 управление отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, мотивируя несоответствием схемы уточняемого единого землепользования требованиям приказа N 762.
Глава хозяйства, полагая, что отказ управления в утверждении схемы расположения единого землепользования, является незаконным и нарушает его права, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Кодекса совокупности условий, необходимой для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, влечет в силу части 3 статьи 201 Кодекса отказ в удовлетворении заявленных требований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Кодекса возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в ГКН; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:37 был сформирован и стал объектом гражданско-правовых отношений с учетом включения в его территорию водных объектов, учитывая, что предпринимателем соблюдены требования к подготовке схемы расположения земельного участка в целях уточнения границ и площади земельного участка, суды сделали верный вывод о незаконности отказа заинтересованного лица и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод управления о том, что представленная главой хозяйства схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям приказа N 762 и приказа N 378, не принимается во внимание судом кассационной инстанции.
Приказом N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В пункте 7 указанных требований предусмотрено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале кадастрового плана территории" при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Форма кадастрового плана территории (раздел КПТ.2.1) утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", который утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приказ N 762 ссылки на приказ N 378 не содержит. Заинтересованное лицо нормативно не обосновало необходимость соблюдения требований приказа N 378 при подготовке схемы расположения земельного участка.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А32-11906/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
...
Форма кадастрового плана территории (раздел КПТ.2.1) утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", который утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приказ N 762 ссылки на приказ N 378 не содержит. Заинтересованное лицо нормативно не обосновало необходимость соблюдения требований приказа N 378 при подготовке схемы расположения земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2019 г. N Ф08-3851/19 по делу N А32-11906/2018
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20250/19
28.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3851/19
05.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21398/18
18.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11906/18